Самое любимое произведение А. С. Пушкина. Фильм ему под стать. Исключительно удачный, стилистически безупречный, с очень ладно подогнанными элементами, с отмеренными с аптекарской точностью дозами мистики, романтики, мрачности, таинственности, видов Петербурга, присутствия Рассказчицы и др действующих лиц.
Каждый читатель/зритель сам волен находить объяснения всему происходящему и случившемуся.
В этом произведении не понять -- где заканчивается авторский контроль и начинается рандом.
Я сама когда-то, еще в детстве была уверена в том, что не просто так в руке Германна оказалась дама пик вместо туза, что ночью к нему приходила графиня, которая до этого усмехалась в гробу, назвала ему три карты и подстроила после бяку, отомстив...
Но, несколько лет назад, при очередном просмотре фильма и последующем перечитывании повести, я вдруг увидела все новым взглядом.
Никакой мистики в произведении нет, есть только флер ее, атмосфера, климат.
Страстное желание разбогатеть, зацикленность на одной идее, начинающаяся болезнь, коей поспособствовал зимний воздух Петербурга, богатое воображение, хорошо развита интуиция и способность к предвидению(и все это-- со стороны Германна)— вот что послужило причиной всего произошедшего.
Психика его была слабой и нестабильной изначально. Никому не показалось странным, что он сошел с ума?
Да, он потерял все сбережения. Это мощный удар. Но -- не смертельный. Он молод, здоров, голодные дети по лавкам не плачут, у него есть профессия, он может еще выгодно жениться, отыграться и тд.
Сойти с ума непросто. Психика человека очень эластична, может выдержать многое.
Но если голова слаба изначально, если разум столь подвержен мистицизму, предрассудкам, если человек склонен видеть во всем знаки судьбы плюс чувство вины...
К тому же, под маской внешнего ледяного спокойствия может скрываться вулкан страстей.
Не было усмехающихся старух в гробах. Никто не приходил к нему ночью. И не называл трех карт. Все это -- плод его больного воображения. Он был зациклен на этих трех картах, а проигрыш послужил спусковым крючком. Им, к слову, мог стать и баснословный выигрыш.
Я очень сочувствую Германну.
Но он ошибся. Сам.
Однако, не спорю, что сама обстановка и атмосфера всей истории мистична чрезвычайно.
Питер располагал к тому.
"Через три сотни лет носит дым
Скифской вазою вещую тень.
Я приду по гнилым мостовым
Белой ночью -- оборотень.
Мимо павших и бывших живых,
Замурованных в склепы дворов,
У распятых подъездов волхвов
Я шепчу языками немых"...
Питер -- город, загоняющий человека в бесконечный круговорот: просыпаться, путать рассвет и закат, день и ночь, сходить с ума(ц).
Не тоже самое ли произошло и с Германном?
"Он дышал, как река подо льдом,
Он молчал, как следы на песке,
На камнях, под холодным дождем,
Он темнел, как дыра на виске.
Он смотрел на замерзший залив,
Он людьми одевал берега.
Наблюдал, как в плену перспектив
Подыхая, кричала тайга"("ДДТ", Юрий Шевчук).
Только в Питере могла произойти такая загадочная и драматичная история...
Игра в карты реально завораживает.
Две самые затягивающие в себя сцены карточных игр мы можем иметь удовольствие наблюдать в фильмах "Господин оформитель" и "Пиковая дама".
Но за Германна защемило реально...
Я была всецело на его стороне.
А ты, достопочтимый читатель?
Читайте другие мои статьи, посвященные "Пиковой даме".
Об этом произведении можно рассуждать долго...