Не так давно вступил в силу закон, который обязывает банки приостанавливать подозрительные переводы на два дня. Таким образом власти хотели защитить россиян от мошенников. Но на практике вышло как в народной мудрости: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Десятки россиян столкнулись не только с блокировкой переводов, но и карт.
Карты блокируют из-за мошенников
В августе 2024 года россияне стали чаще жаловаться на блокировку переводов, карт и доступа к онлайн-банку из-за нового закона, пишет Forbes со ссылкой на публикации на финансовых маркетплейсах. Всего издание насчитало 45 отзывов на 16 крупных банков.
Пользователи «Выберу.ру» также сообщали о блокировке переводов и карт. В основном жаловались на ВТБ, Сбербанк, «Озон Банк», Альфа-Банк.
Примечательно, что проблемы возникают не только с переводами между гражданами, но и в адрес компаний. К примеру, Сбер заблокировал клиенту попытку пополнить счёт мобильного телефона. Более того, некоторым клиентам заблокировали карты, хотя никаких подозрительных переводов они не совершали. Они столкнулись с блокировками потому, что мошенники оформили на них дебетовые карты.
Самое ужасное в сложившейся ситуации то, что клиенты оказались без средств к существованию в прямом смысле этого слова. Во многих случаях были заблокированы переводы, карты, банковские приложения, причём во всех кредитных организациях, где имелись счета. Максимум, что можно сделать в такой ситуации, это снять деньги со счёта в отделении банка, нередко с комиссией. Но, как сообщает один из наших пользователей, чтобы снять деньги со счёта заблокированной карты Сбербанку потребовалась дополнительная проверка.
Напомним, с 25 июля 2024 года банки обязаны приостанавливать переводы, если счета, номера телефонов или устройства внесены в базу данных ЦБ о мошенниках. Далее надо связаться с клиентом, и если тот настаивает на проведении операции, перевести деньги. В этом случае с банка снимается ответственность за перевод в адрес мошенников. Если банк пропустит перевод без заморозки, то будет обязан вернуть клиенту всю сумму даже при условии, что тот передал коды из сообщений и другую персональную информацию аферистам.
Как видим, банки слишком рьяно взялись исполнять закон, блокируя не только переводы, но заодно и платёжные карты, и даже доступ в онлайн-банк. Но это оправданно только в том случае, если данные клиента находятся в базе ЦБ. К примеру, те пара десятков человек, которые с удивлением обнаружили, что мошенники оформили на них карты в банках.
В остальных случаев поводов для блокировки онлайн-банка нет причин. Ведь закон предусматривает только заморозку перевода.
Отдельного внимания заслуживает база данных о мошенниках ЦБ. Как оказалось, в ней присутствуют даже некоторые сетевые магазины, попавшие туда из-за того, что клиенты рассчитывались утерянными или украденными картами.
Другими словами, попасть в базу данных о мошенниках легко. Выйти — гораздо сложнее. Нужно подать заявление в ЦБ, который должен рассмотреть его в течение 15 дней максимум (актуально как для граждан, так и для компаний). То же самое можно сделать через банк, но тогда срок рассмотрения будет более длительным из-за включения в процесс дополнительного звена.