Недавно подписчица спросила меня, как я справляюсь с творческим кризисом и утерянным вдохновением. Когда-то давно написала подобный материал, но он настолько утратил свою актуальность, что я решила вновь поразмыслить на эту тему. Итак, что восполняет мой творческий колодец, наполненный радостью от созидания?
Если вы впервые на моём канале, давайте знакомиться — меня зовут Вета, я арт-фотограф из Екатеринбурга. В блоге пишу о творчестве, авторстве, макияже, показываю свои фотоработы, ищу городские локации для съёмок. Иногда затрагиваю такие темы, как психология и саморазвитие, рассказываю о своём опыте и делюсь с вами инсайтами.
Как творческий человек, я довольно часто сталкивалась с кризисом — время, когда тебе кажется, что вся твоя деятельность уже не приносит такой радости, как раньше. Ты злишься каждый раз, когда что-то идёт не по плану, и всё чаще отказываешься в принципе от возможности творить, потому что совсем теряешь веру в своего внутреннего ребёнка. Всю эту ситуацию можно описать ёмко и довольно точно: если вы чувствуете, что вот-вот упадёте на дно творческого кризиса, значит, либо вы работаете слишком усердно и поставили творчество на поток, либо наоборот, вы недостаточно восполняете свой колодец сил, откуда берут начало и идеи, и вдохновение, устанавливая планку слишком высоко. Как вы можете понять, в этих двух ситуациях совсем разный порядок действий. Творческому трудоголику необходимо больше отдыхать, а потерянному творцу — наоборот, больше работать и искать то, что вновь зарядит его батарейки. Здесь я постараюсь описать собственные методы по избавлению от творческой хандры, которые могут помочь и в первом, и во втором случае.
Как творческие люди ощущают вдохновение? Массовая культура активно тиражирует этот образ по-хорошему немного сумасшедшего художника, который воодушевлён, испытывает небывалый душевный подъём, у него всё получается, его радуют его творения. Увы, в реальном мире творческий человек чаще всего находится "на тёмной стороне" этой красивой картинки, и многие создают шедевры вовсе не от ощущения себя великим и талантливым гением, а вопреки — брюзжащим родственникам, давлению общества, всеобщему неодобрению, безработице и социальному неравенству. Это породило второй известный культурный штамп "страдающего гения", которому этот самый гений спать не даёт, не даёт интегрироваться в общество, но заставляет создавать искусство, прозябая в нищете. Гений, к слову, персонаж из мифологии, считается духом-покровителем мастеров, буквально наделяя человека талантами и гениальностью. Возникает невинный вопрос, а как задобрить своего внутреннего гения, чтобы вернул вдохновение?
1. Правильный распорядок дня
Знаю, что вы скажете — многие талантливые люди вообще могли сутками не спать и творить, а Сальвадор Дали и вовсе засыпал сидя в кресле, держа в руках ложку, пока та не выскользнет из рук и не разбудит художника. Он часто писал свои психоделические картины в полусонном состоянии, по видимому, находясь на грани психологического истощения. Когда-то я даже начинала читать книгу Режим гения, распорядок дня великих, где были описаны странные ритуалы писателей, поэтов и художников. Спойлер: иногда я задумывалась о том, как они вообще могли дожить до благородных седин, более того, вообще связно мыслить, лишая себя сна и выпивая литры алкоголя и кофе в сутки. Наоборот, я настаиваю, не стоит перенимать вредные привычки других людей из прошлых веков, а прочитать хотя бы несколько современных статей, как на наш мозг влияет тот или иной стимулятор, отсутствие сна, физических нагрузок, переработки и стресс. Так, например, депривация сна (недостаток или полное его отсутствие, бессонница) вполне может привести к депрессии. Сами понимаете, в депрессии вдохновения вам не видать.
Распорядок дня и лучшие часы для работы у каждого человека индивидуальны, но точно не стоит работать по ночам и спать днём. Хотя, каюсь, раньше я не могла начать работать раньше 6 часов вечера, а ложилась только под утро. Когда тебе 20 лет, это просто маленькое приключение в мир ночи и вдохновения, но с возрастом начинаешь ценить своё здоровье. И ночные посиделки, увы, его не добавляют. А вот утренние подъёмы (совсем не обязательно в 5 утра), прогулки на свежем воздухе, отказ от кофеина во второй половине дня, лёгкая физическая нагрузка, здоровое сбалансированное питание — за это тело скажет вам спасибо. Разум и тело неразрывно связаны психосоматикой, поэтому вы удивитесь, как распорядок дня решает многие проблемы творческих людей. Попробуйте неделю вставать утром, делать зарядку, вести дневник с переживаниями, а только потом садиться за работу. Гарантирую, вы будете лучше себя чувствовать!
2. Живое общение
Можно бесконечно рассуждать об интровертах и экстравертах, но могу точно сказать одно — все мы социальные существа, а поэтому нуждаемся в общении. Намеренное ограничение себя в четырёх стенах негативно сказывается на нашей способности творить, потому что это влияет на наше психическое здоровье в первую очередь. Когда ты намеренно лишаешь себя общения и отгораживаешься от мира, каждый твой день перерастает в следующий с малейшими изменениями, ты попадаешь в день сурка, неделя тянется за неделей. И нет, социальные сети и общение в интернете не могут заменить живой мир и живых людей, хотя раньше я ошибочно считала иначе. Творческому человеку крайне важно именно живое общение с близкими, друзьями, людьми, которые разделят его интересы и дадут новые идеи или темы для размышлений. Если вдруг у вас нет друзей, можно отправиться в парк или кофейню, послушать разговоры других людей, просто побыть в обществе — это помогает от зацикливания на одной мысли и возвращает связь с реальностью.
3. Места силы
Буду продолжать настаивать на том, что художнику крайне важно покидать стены своей студии и отправляться на поиск вдохновения, совершать небольшие прогулки, хотя бы недалеко от дома — искать свои "места силы". Я привыкла их так называть, возможно, из-за увлечения серией видеоигр по Ведьмаку. Помните, как он находил одиноко стоящие валуны, пропитанные магией, а потом медитировал рядом с ними, чтобы зачерпнуть силу? В целом,
я вообще любила гулять по цифровым просторам Велена, взбираться на горы, искать скрытые квесты, интересные локации и провожать прекрасные закаты. Так почему нельзя повторить то же самое, но в реальном мире? Исследовать свой район, скрытые улочки, малоизвестные магазинчики для творчества, найти личные места силы? Художникам, фотографам и другим творцам я предлагаю отправиться в такое путешествие, но у каждого оно будет своим. Кто-то выберет берег реки в окружении раскидистой ивы, другой — магазин для художников, третий — уютную кафешку с красивым интерьером, где приятно посидеть и написать новую главу романа.
4. Забота о себе
Я смазанно помню те годы, когда зарабатывалась за компьютером до предрассветных лучей, засыпала на половину дня, просыпалась разбитой и уже уставшей ближе к обеду или даже к вечеру. Почти сразу садилась за ноутбук писать новую статью, накинув старенький халат, надев очки, даже не умываясь и не пытаясь распутать волосы после сна. К тому же, жила я тогда в комнате 10 квадратных метров, так что у меня могло быть только два состояния — либо спать, либо сидеть за рабочим столом, даже коврик для йоги на полу не получалось расстелить. Да, выглядела я, как среднестатистический бомж бедный художник, которому важнее его творчество, чем забота о себе и внешности. К слову, это тоже один из маркеров депрессии. В первом пункте я немного расписала о том, как важно заботиться о своё теле, но не менее важно заботиться и о своей внешности. И нет, я сейчас не про салонные процедуры, креативные окрашивания, дорогой маникюр и стильную одежду. Я прекрасно понимаю, что у многих творческих людей проблемы даже с базой — сделать причёску, умыться, сделать масочку для лица, подпилить сломавшийся ноготь. Попробуйте час с утра уделять себе и своей внешности, а через месяц увидите первые результаты своего маленького вклада. И опять же, забота о себе, своём теле и внешности — влияет на психоэмоциональное состояние, а оно — на идеи и свободу мысли.
5. Духовные практики
Часто нам мешают творить не обстоятельства вокруг нас, например, отсутствие лишнего времени в сутках или денег на крутые творческие материалы, как нам кажется, а мы сами, наши ограничения в голове и наши предрассудки. Посмотрите на современное искусство, и осознайте, что иногда посыл, смысл, идея — куда важнее, чем как это реализовано и какими инструментами, насколько премиальные краски использовал художник или насколько дорогая камера была в руках фотографа. Чтобы избавиться от внутренних "тормозов", необходимо планомерно вводить в свой распорядок дня психологические и духовные практики, например, вести дневники. Когда-то я прочла книгу Джулии Кэмерон Путь Художника — и постоянно возвращаюсь к ней, когда чувствую, что начинаю утопать в собственных мыслях и противоречиях. Там есть много письменных упражнений с философскими, психологическими и духовными вопросами, которые мы иногда боимся и не хотим себе задавать. Из той же книги я взяла идею утренних страниц. Вести регулярно их не получается, но возвращаюсь к дневнику каждый раз, когда чувствую, что приближаюсь к творческому кризису. Когда дневник на 90-100 листов заканчивается (3-4 месяца нерегуляного ведения страниц), я бегло перечитываю его, подмечая, насколько мелочными были мои переживания. Какие-то важные идеи и мысли я записываю в свои электронные заметки, чтобы потом использовать в своих статьях. Отсальное я сжигаю, как метафорический ритуал избавления от страхов и предрассудков, либо рву на мелкие кусочки и выбрасываю. Также к духовным практикам я бы отнесла созерцание природы, медитацию, уединение, дни тишины и йогу, но видов подобных практик такое огромное количество, что советовать не буду наверняка — пусть лучше каждый человек найдёт в своём путешествии то, что восполняет его творческие запасы.
6. Чужое творчество
Раньше я бы остерегла от такой идеи, но сейчас я уверена, что созерцание прекрасных фильмов, чтение замечательных книг, прослушивание великой музыки, интересных подкастов и регулярное посещение выставок и музеев — универсальное средство от творческой хандры. Главное здесь — не скатываться в бесконечное сравнение своего начала пути с чужой золотой серединой, потому что от этого вы только потеряете, а не приобретёте. От чего я бы действительно предостерегла, так это от бесконечной ленты соцсетей, которая оказывает бесконечно токсичное влияние на ранимые души творческих людей. Пожалуй, лишь Пинтерест я бы назвала более-менее безопасной площадкой, где можно найти вдохновение без историй про успешный успех и навязанной трансляции спорных ценностей. В принципе, день, проведённый без соцсетей и интернета, избавляет от большого количества фонового шума, в котором вы не можете отыскать себя, свои ценности и аутентичные идеи.
7. Новое хобби
Вы также можете попробовать что-то новое, например, хобби, которое давно привлекало, но не находили в себе смелости сделать первые шаги. Часто бывает так, что наше творчество становится нашей работой и зоной ответственности, мы слишком переживаем за результат, а потому нам сложно включать креативность и пробовать новое. Есть научный факт, что с ростом часов опыта в одной сфере начинает падать креативность — мы привыкаем к правилам, самым быстрым и простым путям получения достойного результата, а потому выработка личного стиля часто идёт рука об руку с падением разнообразия и свежих идей. Попробуйте найти баланс между личной инструментальной и идейной основой своего творчества и новыми методами. Смежное хобби так раз может привнести что-то новаторское и необычное. Например, когда-то увлечение фотографией привело меня к макияжу, изготовлению реквизита и украшений, пошиву костюмов. Это не моя основная деятельность, но именно она приносит мне удовольствие и новую порцию вдохновения. Я могу не фотографировать много месяцев, находясь в кризисе, но продолжать делать что-то руками, например, шить, вышивать, лепить, рисовать.
Иногда творческого кризиса избежать невозможно, ведь мы меняемся, переоцениваем привычные ценности, важно лишь то, как вы его проживёте и выйдете из него победителем или побеждённым. Я научилась проживать кризисы довольно стойко и отношусь к ним, как к смене природных сезонов. У меня есть своя "весна" и своя "зима", ведь невозможно всегда быть на пике своего потенциала.
Но главный вопрос остаётся открытым: стоит ли ждать утрерянное вдохновение? Я не буду оригинальной, если скажу, что не стоит ждать музу и просто начать, а вдохновение придёт с опозданием. Иногда оно не приходит вовсе, но это не плохо — не каждая наша работа обязательно должна нам нравиться. Более того, многие гении прошлого безжалостно закрашивали свои картины, сжигали рукописи, ломали скульптуры, но вновь и вновь брались за новые работы. Возможно, виноват современный ритм жизни, и многие за фасадом успешного успеха в соцсетях привыкли мерять себя по количеству успешных работ и подписчиков, и напрочь забывают, что самым главным всегда остаётся процесс создания, эмоции и опыт.
А как вы возвращаете своё утерянное вдохновение?