Найти тему

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ.

Аннотация. В статье установлено главенствование административно-командных методов регулирования государством сферы экологических отношений. Доказано, что современная государственная политика в природоохранной сфере в РФ финансируется по так называемому остаточному принципу, что свидетельствует о принижении руководством страны роли экологии и недальновидном подходе к управлению данной сферой. Обоснована необходимость повышения управляемости и эффективности природоохранной деятельности в РФ на современном этапе. Автором предложен комплекс из пяти мер, направленных на стабилизацию при реализации современной государственной политики в области экологии и защиты окружающей природной среды.

Ключевые слова: экология, экологические отношения, природоохранная сфера, государственная экологическая политика.

-2

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что на протяжении многовековой истории человечества отношение к природе претерпевало существенные изменения, обусловленные главным образом развитием производительных сил, иногда довольно бурным, как, например, это имело место в период промышленной революции или имеет место сейчас в эпоху научно-технической революции.

Согласно Основам государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года [8] в сорока субъектах нашей страны более пятидесяти четырех процентов городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха. Почти во всех субъектах РФ сохраняется тенденция к ухудшению состояния почвы, высок объем недостаточно очищенных сточных вод и общее количество отходов. Опустыниванием охвачена территория более ста миллионов гектаров. Имеющиеся условия захоронения отходов не соответствуют требованиям по защите природы.

Соответственно для современной России реализация эффективной государственной политики по сохранению природы и природных ресурсов в процессе развития государства – имеет исключительное значение т.к. этот фактор выступает не только базисом политических и экономических коренных преобразований, но и непременным условием сохранения человечества как вида. Вот почему охрана существующих отношений по природопользованию и строгое обеспечение баланса экологических интересов с экономическими – важнейшая задача современной отечественной государственной политики.

Необходимо отметить, что в каждой стране есть собственная внешняя и внутренняя экологическая политика, исходящая из международного постулата, что мировое сообщество стремится к достижению устойчивого развития, а именно, "гармоничного экономического, политического и социального развития личности и общества в условиях благоприятной окружающей среды".

В целом, политика, проводимая каждым государством в области экологии и защиты природы, различными учеными именуется неодинаково: "государственная экологическая политика"; "государственная политика в области охраны окружающей среды"; "политика в области экологического развития", "государственная политика в области экологии" и т.д. Вместе с тем, у большинства вышеприведенных понятий сущность такой политики при ее реализации на практике идентична, поэтому в настоящей работе данные термины будут применяться в качестве синонимов, обозначающий политику, которую проводит государство в отношениях "государство" – "природа".

С позиции О.В. Мосина: "государственная экологическая политика есть система специфических, политических, юридических, экономических и других мер " [7, с. 51].

Вместе с тем, с точки зрения автора настоящего исследования, данная трактовка не совсем рациональная, так как рассматривает исключительно политику в неразрывной связи с государством, между тем, при реализации данной политики участвуют и общественность, мировые и российские неправительственные экологические организации, частные предприниматели, которые поддерживают тот или иной ее аспект и т.д.

Поэтому, более правильным "государственную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды" следует определить как "основанное на общечеловеческом подходе общегосударственное решение практических проблем экологии и охраны природы, стоящих перед обществом и связанных с возрастающим воздействием хозяйственной деятельности человека на среду обитания живых существ (включая самого человека)" [1, с. 11].

Следует отметить, что, как правило, в отечественной литературе о природоохранной деятельности выделяют четыре ключевых уровня государственной экологической политики: международный, государственный (национальный), региональный и локальный (местный) [4, с. 299].

Фрагмент статьи предоставлен для ознакомления.

Диссертации, научные статьи, дипломные работы. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты:

Telegram

WhatsApp

ВКонтакте

Т. 7-988-027-88-34.

-3

Список литературы:

1. Выпханова, Г.В. Теоретико-правовые и практические проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде / Г.В. Выпханова // Экологическое право. 2020. № 1. – С. 11-13.

2. Государственные доклады Минприроды России "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации" за 2018, 2019, 2020 годы. // [Электронный ресурс]. – URL: http://mnr.gov.ru (дата обращения 20.09.2021).

3. Игнатьева, И.А. Вопросы определения комплекса мер, обеспечивающих ликвидацию накопленного вреда окружающей среде/ И.А. Игнатьева // Экологическое право. 2020. № 1. – С. 21-23.

4. Кадымова Х.А. Проблемы осуществления государственной экологической политики в РФ / Х.А. Касымова // Science Time. 2015. № 12. – С. 299.Лунева Е.В. Правила ликвидации накопленного вреда окружающей среде в системе требований правового обеспечения рационального природопользования / Е.В. Лунева // Экологическое право. 2020. № 1. – С. 13-15.

5. Кирильчук И.О., Рыкунова В.Л. Направления совершенствования экономического механизма управления охраной окружающей среды / И.О. Кирильчук, В.Л. Рыкунова // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 1. – С. 122.

6. Мосин О.В. Экологическое право и экологическая ситуация в России. – М.: Самиздат, 2009. – С. 51.

7. Мурзин А.Д., Мурзина С.М. Анализ практики реализации региональных экологических программ в России и за рубежом / А.Д. Мурзин, С.М. Мурзина // Экономика и экология территориальных образований. 2017. № 2. – С. 124-133.