Первого сентября тысячи юных петербуржцев впервые пойдут в школу. Это время больших перемен и немалого стресса для первоклассников, ведь они переходят на совершенно новый этап жизни. Как подготовить ребёнка к походу в первый класс психологически и эмоционально, рассказывает конфликтолог, психолог, педагог, медиатор Даниил Иванов-Калямин.
Чему нужно научить первоклассника перед школой
Подготовка к учебному году – всегда большая головная боль и немалые траты для родителей. Дети же обычно с неохотой возвращаются к школьной дисциплине после целого лета свободы и отдыха. Но сложнее всего приходится первоклассникам, ведь теперь их ждёт совершенно новая жизнь. Как же подготовить ребёнка к первому классу и помочь ему освоиться в школе?
Педагог и психолог Даниил Иванов-Калямин рассказал, что родители должны уделить внимание нескольким основным моментам:
- социализация ребёнка: он должен научиться взаимодействовать с большим количеством детей и взрослых;
- управление эмоциями: первоклассник должен понимать, что он чувствует, и правильно проживать эти эмоции;
- самостоятельность: здесь уже родители должны отпустить ребёнка и дать ему возможности справляться самому;
- самоорганизация.
Социализация первоклассника
Перед первым классом ребёнка необходимо психологически подготовить к тому, что он будет общаться с большим количеством детей. Если пройдён детский сад, с этим проблем возникнуть не должно.
Но также нужно помочь ему правильно позиционировать себя перед взрослыми. Не бояться их, понимать, что взрослые помогают и с ними нужно уметь коммуницировать. Ведь, помимо классного руководителя, первоклассник будет взаимодействовать с учителем физкультуры, ИЗО, музыки и другими важными в школьной жизни взрослыми.
Управление эмоциями
Эмоционально-волевая сфера тоже крайне важна. В школе от ребёнка уже требуется дисциплина, и в этом возрасте его необходимо научить управлять своими эмоциями. Он должен понимать их, осознавать, что он сейчас чувствует, как он может с ними справиться. Ребёнок может испытывать страх, на кого-то разозлиться, на кого-то обидеться. Но сидеть и плакать на уроке он не должен. Время научиться с этим справляться, отметил педагог.
Для этого родитель должен применить два приёма:
- рассказать ребёнку об эмоциях
- играть с ним в эмоции
Можно использовать игрушки:
– Смотри, медвежонок расстроился, как ты можешь помочь ему успокоиться?
Подойдут и соответствующие мультфильмы, например, популярная «Головоломка». Но тут есть важный нюанс: с ребёнком необходимо обязательно обсудить то, что он увидел:
– А вот ты видишь, когда Гнев разозлился, что произошло с девочкой? А правильно ли она поступила? А можно ли было по-другому сделать?
Даниил Иванов-Калямин подчеркнул:
– Сам ребёнок видит просто красивые, интересные, забавные картинки. Но не смысл, который в них находится. Поэтому с ним необходимо обсуждать, рассуждать, показывать на какие-то важные детали, делать это через какую-то игру.
Самостоятельность и сепарация
В школе ребёнок учится отвечать за себя сам. Его успеваемость, знания, оценки, поведение должны быть только под его ответственностью. Поэтому родители, отправляя ребёнка в первый класс, не должны «идти с ним в школу» и учиться вместо него. Делать за него уроки уж точно не стоит.
Родители должны поддерживать ребёнка, можно иногда ему что-то подсказать, объяснить, помочь с проблемами, но не более. Психолог рассказал:
– Есть два подхода. Первый – учиться вместе с ребёнком, переживать за каждую его оценку, злиться, что за такую прекрасную работу, которую родители делали всю ночь, ему поставили 4. А можно поддерживать ребёнка, помогать ему осваивать новые знания.
И очень важно, чтобы помощь родителей была на принятие ребёнком сложных ситуаций. Как дует ветер и подобные вещи – задача учителя объяснить. Родитель должен спросить: «Ты не смог правильно ответить на вопрос, что ты почувствовал? Что ты можешь сделать в следующий раз, чтобы этого не было?»
Поддержать ребенка – вот задача родителя.
Самоорганизация
Все описанные процессы работают в долгосрочной перспективе. Но есть один лайфхак, который поможет ребёнку быстрее влиться в новый мир дисциплины. Это собственное рабочее место, организованное для него дома.
Ребёнок должен понимать, что вот этот письменный стол и этот стул – его «святая святых», место, которое принадлежит только ему. И он может организовывать его для учёбы как хочет. Поставить любимую игрушку, но не слишком много, лучше одну. Разложить красиво тетрадки и книги, канцелярию. Чтобы он понимал, что, приходя домой, он садится за свой стол, как взрослый.
Правильный настрой перед школой поможет не только избежать сильного стресса, но и быстрее влиться в учебный процесс, завести друзей и даже, возможно, лучше учиться.