В пункте 1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее статуса) говорится:«Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы».Мы видим термин – еженедельное служебное время военнослужащих. Таким образом, один из способов измерения служебного времени является календарная неделя и одни сутки. Так же мы узнаем, что в неделю служебное время не должно превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени.
Что такое служебное время? Точного определения понятия служебного времени в руководящих документах найти не удалось, но согласно параграфа первого и третьего статьи 222 Указа Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации") (далее — Устава), указано следующее: «Распределение времени в воинской части (на корабле) в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели осуществляется распорядком дня (корабельным недельным распорядком и суточным планом) и регламентом служебного времени. ….», « … Регламентом служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня (корабельному недельному распорядку и суточному плану) устанавливаются сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими мероприятий повседневной деятельности, вытекающих из обязанностей военной службы…». Сделаем вывод что «Служебное время» – это время, установленное Регламентом служебного времени и распорядком дня части, сроки и продолжительность выполнения мероприятий повседневной деятельности, вытекающих из обязанностей военной службы. При этом, согласно главе 5 все того же нормативно-правового акта (далее — НПА), можно понять, что Регламент служебного времени части разрабатывают на определенный период согласно руководящих документов. Получается, «еженедельное служебное время военнослужащих»– это суммарное время, определенное распорядком дня и регламентом служебного времени, где указаны сроки и продолжительность выполнения мероприятий повседневной деятельности, вытекающих из обязанностей военной службы в течении недели.
Из параграфа 2 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001г. №193-ФЗ: «Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником». Нормальная продолжительность еженедельного рабочего времени равна 40 часам. Следовательно, еженедельное служебное время военнослужащих не должно превышать 40 часов.
Исходя из вышеизложенного, служебное время измеряется в неделях, сутках и часах, при этом еженедельное служебное время не должно превышать 40 часов.
Данный вопрос часто задают военнослужащие из числа солдат, но даже некоторые военнослужащие из числа офицеров не всегда знают как правильно считать и учитывать служебное время и время сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.
Начнем с простого. Ответственность за учет еженедельного служебного времени и предоставление дополнительных суток отдыха, согласно пункта 1 приложения №2 к Положению о порядке прохождения службы утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999г. №1237: «Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее именуется - сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале», возлагается на командира подразделения. При этом согласно пункта 2 приложения №2, правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.
Возникает вопрос, а как я должен проверить, правильно ли мой командир ведет журнал, если я понятия не имею, как его необходимо вести?
И это будет логичный вопрос, так как не все военнослужащие являются юридически подкованными. Вот именно для них я попробую объяснить как примерно ведется журнал учета служебного времени, времени привлечения военнослужащего к исполнению обязательств военной службы в выходные и праздничные дни (далее — журнала). Для примера мы возьмем двух военнослужащих из числа солдат и назовем их военнослужащий №1, военнослужащий №2 и период времени в 1 неделю. Предположим, что регламент служебного времени и распорядок дня был составлен исходя из руководящих документов без нарушений и общее время привлечения каждого из трех военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы (далее — службе) составляет 40 часов в неделю.
Предположим, что военнослужащий №1 привлекается к службе с понедельника по пятницу ежедневно по 8 часов, что отражается в журнале как 8 часов привлечения к службе ежедневно с 01.01.21г. По 05.01.21г. и не привлекался к службе 06.01.21г.,07.01.21г. Соответственно указывается 0 часов привлечения в эти дни. Так как общее время привлечения военнослужащего №1 к службе за неделю составляет 40 часов, обязанности у командира предоставить дополнительное время для отдыха военнослужащему №1, нет. Соответственно, в графе суммарное время сверхурочного привлечения к службе составляет 0 часов.
В свою очередь, военнослужащий №2 01,04 и 05.01.21г. привлекался к службе 8 часов в соответствии с регламентом служебного времени и распорядком дня, 02.01.21г. и 06.01.21г. заступал в суточный наряд. Возникает вопрос: есть ли сверхурочное время службы за время несения службы в наряде? На данный вопрос ответ будет - однозначно да, так как лицо, исходя из специфики несения службы в суточном наряде привлекается к службе минимум на 24 часа. И что же, получается, за сутки, проведенные в суточном наряде необходимо в соответствующей графе журнал внести запись 24 часа в день на заступления в суточный наряд? Вот на данном этапе мнения расходятся, а законодатель не дает однозначного ответа. По-моему мнению, учитывая, что военнослужащий привлекается к службе на весь период наряда, но при этом, в случае, если военнослужащий не заступил бы в наряд, он был бы привлекался на службу согласно регламента служебного времени, что составляло бы 8 часов. Время, которое необходимо вносить в соответствующую графу журнала составляет 16 часов (24 часа суточного наряда - 8 часов которые он бы отработал в случае, если он не заступал в наряд, а привлекался бы к службе согласно распорядка служебного времени). За суточный наряд 02.01.21 г. вносится запись 16часов. В свою очередь, в графе 03.01.21г., вносится 8 часов, так как в соответствии с пунктом 265 устава “Сменившийся состав суточного наряда освобождается в день смены от занятий и работ”, соответственно военнослужащий №2 не привлекается после смены с суточного наряда к службе. Хочу отметить, что при этом законодатель не указывает об предоставлении дополнительных суток отдыха. Он говорит, что военнослужащий освобождается в день смены от занятий и работ, что под собой подразумевает, как мне кажется, что служебное время у военнослужащего №2 продолжается, его не привлекают к работам и занятиям.
Далее военнослужащий привлекался 06.01.21г. к несению службы в суточном наряде. При этом надо учитывать, что 06.01.21г. и 07.01.21г. согласно регламента служебного времени являются выходными днями. Хочу особо подметить, что выходной день не всегда является суббота и воскресенье, так как из за специфики службы выходным днем может быть любой день недели, то есть выходной день устанавливается регламентом служебного времени и распорядком дня. Так, исходя из пункта 1 приложения №2, следует различать сверхурочное время и привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Соответственно, привлечение в суточный наряд 02.01.21г. относится к сверхурочному времени, тогда как привлечение в суточный наряд 06.01.21г. относится к привлечению военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Возникает вопрос, а в чем собственно разница? А разница, по-моему мнению, заключается вот в чем: если военнослужащего привлекли к службе в день, когда он независимо заступает он в наряд или нет, все равно бы привлекался к несению службы, то расчет идет 24 часа - 8 часов = 16 часов, которые и записываются в журнал, то при привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни следует учитывать уже минимум 24 часа, как время, которое должны предоставить в виде дополнительных суток отдыха. Так же к этому времени стоит прибавить время нахождения военнослужащего в пути от места проживания до места несения службы в суточном наряде и обратно. Получается следующее. Предположим, что военнослужащему №2 необходим 1 час для того чтобы добраться от места проживания до места несения службы в суточном наряде и обратно. На основании нехитрых подсчетов получается, что мы делаем в соответствующей графе журнала запись «25 часов», из них 24 часа за несение службы в суточном наряде, 1 час на путь следования от места проживания до места несения службы в суточном наряде. Данная позиция основана на параграфе 1 пункта 3 приложения №2: «Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно), достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску».
Итого получается, что у военнослужащего №2 за неделю накопилось 8+16+8+8+8+25=73 часа привлечения военнослужащего к исполнения должностных обязанностей, из которых 40 часов служебного времени, согласно регламента служебного времени и 73-40=33 часа сверхурочного времени привлечения военнослужащего к исполнению должностных обязанностей. Таким образом, в соответствующей статье мы указываем 33 часа, но с учетом суммарного сверхурочного времени которое учитывается в сутках и часах. Возникает логичный вопрос, а сколько надо часов для предоставления дополнительных суток отдыха? Для ответа на этот вопрос обратимся к уже указанному выше параграфу 1 пункта 3 приложения №2 в котором говорится «...достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей ...», то есть при достижении суммарного количества сверхурочных часов равного 8 часам, то за эти 8 часов предоставляются дополнительные сутки отдыха. Почему именно 8 часов? А 8 часов именно потому, что мы взяли за основу то, что военнослужащие согласно регламента служебного времени исполняют обязанности военной службы ежедневно на протяжении 5 дней по 8 часов что в конце недели дает как раз те самые 40 часов. Соответственно, если суммарное время составляет 33 часа, то в журнал мы записываем 4 суток и 1 час (33/8 = 4,125 суток, 33 — (8х4) = 1час ).
Суточный наряд = боевое дежурство? На данный вопрос ответить легче всего, так как законодатель отвечает на данный вопрос однозначно: суточный наряд не относится к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, что подтверждается пунктом 3 статуса и пункт 4 признал утратившим силу пункта 7 Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998г. N 492 «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 января 1999г., регистрационный N 1683) в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 января 2009г. N 16 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998г. N 492» и соответственно, несение суточного наряда не равно боевому дежурству.
Определение термина «Сменная работа» дано в статье 103 Трудового кодекса Российской Федерации «Сменная работа - это работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг». В силу специфики военной службы, при которой продукция не производится и услуги не оказываются, можно сделать вывод что термин сменная работа не применима к военной службе.
А теперь к выводам. Как правило, многие командиры (начальники), сталкиваясь с конфликтом интересов между обязанностью реализовывать меры правовой и социальной защиты военнослужащих (в том числе в части предоставления им времени отдыха за переработку) и личным интересам, интересом улучшения показателей в служебной деятельности, достаточно часто нарушают права подчиненных. Вышестоящее руководство редко замечает указанные нарушения закона. Как правило, это происходит лишь при подаче жалоб.
Оставить ситуацию как есть - с неработающим весьма часто механизмом предоставления времени отдыха за сверхурочный труд военнослужащих - означает распространение правового отрицания в военной среде и царского стиля управления. Вместе с тем, системность и распространенность переработки военнослужащих делают бесперспективными попытки изменить сложившуюся ситуацию. Если высшее военное руководство действительно желает наладить порядок в данном вопросе и привести продолжительность исполнения обязанностей военнослужащих в соответствие с требованиями законодательства, следует готовиться к целенаправленной системной работе в этом направлении. По моему мнению, в этом случае следует в ходе проведения инспекций и проверок воинских частей реально оценивать необходимость и количество лиц суточного наряда, реальную потребность привлечения военнослужащего к исполнению служебных обязанностей за пределами установленного регламента служебного времени и обосновывать невозможность предоставления ему времени отдыха за переработку в течение недели.
Полагаю целесообразным военным прокурорам также внести в планы осуществления надзорной деятельности проверки соблюдения командованием законодательства о предоставлении военнослужащим времени отдыха за привлечение их к сверхурочному исполнению обязанностей.
В современных условиях военнослужащие часто не могут доказать сам факт привлечения их к мероприятиям сверхурочно, поскольку такого рода привлечение не оформляется письменными приказами командиров воинских частей и не отражается в журналах переработки.
Чтобы не пропустить новые полезные статьи подписывайтесь на канал, буду рада вашим комментариям.