Сегодня, 29 августа, православные христиане вспоминают событие перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Этот день является престольным праздником главного храма города Бежецка – Спасского кафедрального собора. По этому случаю мне хочется поделиться с читателем новыми открытиями, связанными с личность строителя и первого настоятеля этого храма, протоиерея Иоанна Иоанновича Преображенского (1840–1911).
Имя этого выдающегося священника хорошо известно многим бежечанам. В 1882 году о. Иоанн стал первым настоятелем Спасской Кладбищенской церкви (до этого храм не имел самостоятельного причта, службы в нем совершали по очереди священники других церквей города) и прослужил на этом месте до своей кончины. Его трудами этот тихий уголок Бежецка преобразился до неузнаваемости: был построен новый величественный храм с колокольней и целый комплекс зданий при нем – две богадельни и церковно-приходская школа. В советское время, после закрытия других городских церквей, Спасский храм стал главным в городе, получив статус соборного.
Через полгода после смерти о. Иоанна в «Тверских епархиальных ведомостях» вышел некролог под заголовком: «Пастырь добрый. К кончине протоиерея Бежецкой Кладбищенской церкви И.И. Преображенского». Пространный текст, подробно рассказывающий об о. Иоанне, был написан его собратом – известным бежецким священником и краеведом Иоанном Николаевичем Постниковым. В тот же год некролог был издан отдельной брошюрой, а в 1993 году переиздан уже в современной орфографии. Благодаря этому труду сохранилась память о выдающимся пастыре, строителе и организаторе благотворительных учреждений. Могло показаться, что об о. Иоанне все уже известно и едва ли можно чем-то дополнить его биографию. Однако это не так.
Оказалось, что уникальные документы, рассказывающие об о. Иоанне Преображенском и об истории Спасского храма находятся в Москве, буквально в двух минутах ходьбы от Кремля. В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранятся письма о. Иоанна Преображенского, адресованные уроженцу Бежецка, известному историку Нилу Александровичу Попову.
Переписка охватывает период с 1883 по 1896 годы и содержит множество интересных сведений по истории Спасского храма и города Бежецка. Из писем о. Иоанна видно, как непросто шло дело организации нового прихода и перестройки Кладбищенского храма, особенно на начальном этапе.
В первом письме, написанном 21 августа 1883 года, о. Иоанн просил Н.А. Попова помочь в деле постройки новой трапезной (теплой церкви), соединявшей холодный храм с колокольней, отмечая, дело это начинается «без всяких средств, в одной надежде на помощь Божию и добрых людей».
К письму была приложена листовка, изданная типографией Ю. Штауфа в Санкт-Петербурге летом 1883 года. На листовке напечатана литография с видом Спасской церкви, еще в первоначальном виде, в каком она была построена в 1796 году. В 1895–1898 годах на ее месте был построен новый каменный храм, сохранившийся до настоящего времени. Позднее, в 1903 году, была построена новая колокольня (разобрана в 1930-е годы). При входе в храм два каменных дома – богадельня и сторожка. Вокруг, в тени деревьев, раскинулось городское кладбище.
Под литографией помещен текст о. Иоанна с призывом к христианам объединиться в деле перестройки храма и устройства при нем богадельни для престарелых и убогих. Приведу этот текст полностью, частично сохраняя орфографию оригинала.
**************************************************************************************
«Кладбищенский г. Бежецка храм заложен был в 1787 году, а окончен постройкою в 1796 г.; зданием он каменный. Главная часть его с престолом во имя Нерукотворенного Образа Спасителя – холодная, а трапеза с престолом во имя «Всех Святых» – теплая. Доселе его не касалась рука строителя и он неизменно сохранял первоначальный свой внешний вид.
Издревле он состоял приписным к Собору; богослужение же в нем отправляли в праздники соборные, а в простые дни приходские от шести церквей поочередно священнослужители. Таковое положение храма неблагоприятно отзывалось на его благосостоянии и не могло удовлетворять религиозному требованию граждан, которые в большинстве не имели возможности помолиться на прахе родителей, когда бы хотелось; потому издавна среди граждан существовало желание иметь на кладбище своего священника. По сему случаю бывший староста Кладбищенской церкви, блаженной памяти Александр Т. Паухин, 20 апреля 1881 года взошел с ходатайством к Епархиальному Начальству. По молитвам родителей, Господу изволившу, 6 августа 1882 года, к общему удовольствию граждан, в первый раз совершил богослужение на кладбище самостоятельный причт, состоящий из Священника и Псаломщика.
Не много потребовалось времени, чтоб усмотреть все неотложныя нужды св. храма. Кроме недостатка в самых необходимых вещах и скудости его украшений, трапеза оказалась малопоместительною: она занимала пространство в 12 квадрат. арш., на которых с правой стороны помещался и Св. Алтарь, весьма стесненный для Священнослужения и не соответствующий величию Святыни; недоставало другого престола, на котором бы в зимнее время при случаях погребения, или в срочные дни поминовения могла быть поздняя Литургия. Вследствие полученного разрешения от Начальства престол трапезной церкви 25 прошлого апреля уже нарушен и самая трапезная разобрана, приступлено к постройке новой, которая за неимением другого места для богослужения в зимнее время, безусловно должна быть окончена нынешним же летом, и храм должен быть приготовлен к освящению. По перестройке внутренность храма увеличится вдвое: Алтари поместятся, как видно из приложенного рисунка, в особой приделке. Алтарь во имя «Всех Святых» по-прежнему останется на правой стороне; на левой – устроится другой, пока без означения имени, которому он будет посвящен. К делу приступлено без всяких средств, в твердой надежде на помощь Божию, но желательно, чтоб все любящие благолепие церковное не оставались праздными зрителями, а приняли живое участие в трудах, начинаемых во Славу Божию.
Братие, Христиане! Кладбище пред очами веры – нива Христова, на которой, как семя на поле земледельца, Судом Божиим всеяна персть от земли взятая и паки в землю обращенная. Кладбище – таинственная, чудная усыпальница, в которой отцы и братия наши почивают в надежде воскресения жизни вечной. Будет день, – и труба Архангельская пробудит усопших: вси сущие во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшие благая, в воскрешение живота; а сотворшие злая, в воскрешение суда. Иоанн 5. 29.
Потому истину скажем, если скажем, что Кладбищенский храм есть общий для всех нас. Там лежат, можно сказать, родители со всех концов земли, случайные ли странники, или постоянные городские жители. Там почивают тысячи тысяч младенцев, о которых Спаситель говорит: тацех бо есть Царствие Божие. Марк 10. 14; там покоятся многие сокровенные рабы Божии, по молитвам которых Господь милует нас грешных; на кладбище погребены у всех и каждого сокровища бесценные: у одного отец или мать – надежда и покров его юности, у другого – дети, подпора и утешение старости, у третьего – жена или муж, любовь и счастие жизни. Нет сомнения, сырая земля приняла в себе и таких, о которых писание говорит: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих (псал. 75. 6), которым отказано и в одной капле воды, чтобы устудить язык их (Лук. 16. 24). Наконец и нас, остающихся в живых, неминуемо ожидает тот день, в который должны будем расстаться с белым светом: нас положат с отцами нашими; родные и друзья оплачут нас, опустят в могилу – и разойдутся восвояси. Тогда Св. Храм, как Ангел Хранитель, останется духовным стражем над могилами нашими; своей чредой потечет время, пройдет род – и в живых не останется, может быть, ни одного человека, который бы вспомнил об нас и сотворил молитву о упокоении души нашей; на Святом же престоле до века не престанет приноситься бескровная жертва Тела и Крови Христовых о блаженных создателях Св. Храма и о всех прежде почивших отцах и братьях наших зде лежащих и повсюду православных христианах.
Мысль о смерти, неизвестность участи почивших в загробной жизни, невольно указывают при заботах о храме, еще на другое св. дело. Казалось бы, самым лучшим делом любви христианской, было основать на Кладбище Богадельню для престарелых и при ней ввести чтение псалтири по умершим. Это учреждение сделается живым украшением Божия Храма, под кровом которого всего приличнее приютиться нищим и убогим; оно будет благоприятною от нас жертвою Господу по родителям и нам самим принесет великую пользу. Во дни плача, при потере близких сердцу, когда все утешения человеческие оказываются недействительными, с родной могилы зайдем посетить меньшую братию Христову, и здесь милостынею, или слышанием песней Давидовых утолим скорбь души своей; а этим самым доставим отраду и почившим, и сами не лишимся надежды услышать оный радостный глас, который Спаситель возвестит сущим одесную Его: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти, возжадахся и напоисте Мя, странен бых и введосте Мене, наг и одеясте Мя, болен и посетисте Мене. Матф. 25. 34. 35.
Видимо есть благословение Божие и на учреждение предполагаемого заведения: нашелся уже один христолюбец, обеспечивший вечным вкладом существование в Кладбищенской Богадельне трех человек; в церковной ограде есть готовый каменный дом, в котором удобно могут поместиться до 20лиц. Потому представляется возможным ко дню же освящения храма открыть и Богадельню первоначально на несколько человек. Будущее в руках Божиих.
Братие, Христиане! Во все времена, у всех народов, кладбища составляли предмет особенного внимания и благоговения!
Сама Царица Небесная пред своим успением делает распоряжение, чтобы Св. Апостолы Пречистое тело Ея похоронили в Гефсимании, у подножия горы Елеонской, где покоились Праведные Ея родители Иоаким и Анна и Св. Иосиф – Обручник Ея; тем самым она освятила долг всякого христианина иметь попечение о месте своего погребения. Она завещает отдать две Ея одежды бедным двум вдовицам, которые при жизни имели от Нея пропитание и с усердием послужили Ей; тем самым показывает пример и нам, желающим получить христианскую кончину, предварять исход свой милостынею. Наш торг жизни по милости Божией еще длится: будем же собирать сокровища на небеси, идеже ни червь ни тля тлит и идеже татие не подкапывают и не крадут (Матф. 6.20), послушаемся Господа, Который говорит: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они когда обнищаете, приняли вас в вечные кровы (Лук. 16.9). Всякий приносящий жертву на построение Св. Храма делает должником своим Бога; милуяй нищаго взаим дает Богови (притч. 19. 17). Несть царство Божие, учит Св. Церковь, пища и питие: но правда и воздержание со святостию; темже ни богатые внидут в не: но елицы сокровища своя в руки нищих влагают… И даст нам Господь вместо земных небесная. (Самогл. стих. на стих. 5-я сед. поста).
Города Бежецка, Тверской губ., Кладбищенской Спасской церкви
Священник Иоанн Преображенский
1883 года
Мая 13 дня»
**************************************************************************************В этом тексте отец Иоанн в полной мере проявился и как церковный историк, и как деятельный организатор, и как талантливый проповедник. Слова, написанные выдающимся бежецким пастырем 141 год назад, во многом не утратили актуальности и сейчас. Теперь для восстановления порушенных в советские годы святынь требуется не меньше сил, чем для постройки храмов во времена императорской России. Несомненно, призыв о. Иоанна «не оставаться праздными зрителями» обращен ко всем нам.
Особенно важными и актуальными в наше время представляются мысли о. Иоанна о почитании предков, невозможном без достойного содержания мест их упокоения. Спасское кладбище Бежецка уцелело в те страшные годы, когда многие кладбища были стерты с лица земли. За примерами далеко ходить не надо: в Бежецке были полностью уничтожены два других кладбища – Штабское и Монастырское. К сожаления, сейчас старинный некрополь, история которого насчитывает два с половиной столетия, находится в запустении и беспорядке.
Материал написан Иваном Крыловым для епархиальной газеты «Бежецкий Верх» по предложению протоиерея Ярослава Шведова.