Ровно 190 лет назад, 28 марта (9 апреля) 1833 года, в семье учителя Бежецкого уездного духовного училища Александра Григорьевича Попова и его супруги Татьяны Ивановны родился сын Нил – будущий известный историк и славяновед, член-корреспондент Петербургской академии наук, заслуженный профессор Московского университета, декан историко-филологического факультета, управляющий Московским архивом Министерства юстиции.
Научная и общественная деятельность Н.А. Попова достаточно подробно рассмотрена в целом ряде статей и диссертацией. Мне бы хотелось остановиться на связи Нила Александровича с родным Бежецком и добавить некоторые новые штрихи к портрету этого замечательного человека.
Родословие коренных бежечан Поповых было подробно изучено краеведом В.Н. Сорокиным. Предки Нила Александровича по отцу принадлежали к духовному сословию и служили в Спасо-Преображенской церкви Бежецка: дед Григорий Иванович – священником, а прадед Иван Борисович – дьячком. Неудивительно, что именно в этом храме на третий день по рождению крестили младенца Нила.
Отец будущего историка Александр Григорьевич Попов окончил Тверскую духовную семинарию, но священником не стал, а пошел по учительской стезе. За многолетнюю безупречную службу он получил чин коллежского асессора, что давало ему права потомственного дворянства. С 1847 года А.Г. Попов занимал должность смотрителя (директора) Бежецкого уездного училища, здание которого сохранилось до настоящего времени. Сейчас в стенах бывшего училища размещается Бежецкий мемориально-литературный музей.
Многодетная семья (5 сыновей и 4 дочери) смотрителя уездного училища Александра Григорьевича Попова была небогатой. Своего собственного дома в Бежецке у Попова не было, только в 1853 году он приобрел за 195 рублей ветхий деревянный дом недалеко от училища, на перекрестке нынешних улицы Льва Толстого и переулка Чернышевского. Жалование смотрителя составляло 250 рублей в год и еще 57 рублей на разъезды. Тем не менее, учительская должность предоставляла определенные льготы, что позволило дать детям блестящее образование.
В 1844 году десятилетний Нил был определен в Тверскую гимназию при Тверском Благородном пансионе, которую окончил в 1850 году с золотой медалью. Как отличник он был принят в Московский университет на казенный счет без особых испытаний. Еще будучи студентом, Нил Александрович начал преподавать, выпустил первую научную работу «Древние и новые греки». Эта статья положила начало регулярным критико-библиографическим обзорам новой литературы по проблемам истории, которые делал Н.А. Попов в различных журналах.
После блестящего окончания университета в 1855 году, началась большая научная карьера Н.А. Попова. Хотя основной областью его научных интересов была история славянских народов и преимущественно Сербии, он никогда не забывал о своем родном Бежецке.
Н.А. Попов был активным сотрудником Тверской ученой архивной комиссии, в трудах которой можно найти его замечания по истории и археологии Бежецка. Например, 29 сентября 1890 года Н.А. Попов лично сообщил председателю комисси, что «в старину в г. Бежецке на Красной Горке у впадения в Мологу ручья Бадового, близ дома Чернова, находили черепки, кирпичи. На этом месте, по преданию, был дворец Бежецкого князя Дмитрия Юрьевича Красного (1406–1444), который получил Бежецк от Великого Князя Василия Васильевича в 1434 г. за то, что (вместе с братом Шемякой) возвратил Москву Василию».
Это свидетельство авторитетного историка и коренного бежечанина особенно любопытно в контексте многолетнего краеведческого спора о том, как же следует называть ручей, протекающий через городской сад Бежецка. Сейчас все чаще говорят о «реке Похвале», но, как видно, Н.А. Попов считал историческим названием «ручей Бадовый».
Нескольким поколениям историков и краеведов хорошо известны «Исторические заметки о Бежецком Верхе XVII и XVIII веков» – первое полноценное историческое исследование о городе Бежецке, вышедшее в далёком 1882 году. В этой работе Н.А. Попов ввел в научный оборот ряд материалов из бежецкого архива и уникальный исторический документ первой половины XVIII века – «Хронологион вещей достопамятных» Петра Воинова.
Из личных качеств Н.А. Попова современники особо отмечали добродушие и приветливость. Несмотря на высокие чины (Нил Александрович имел гражданский чин действительного статского советника, соответствующий генерал-майору армии) в нем видели «простого русского человека, от которого нисколько не пахло "генералом"».
Живя в Москве, Нил Александрович поддерживал личные связи со своими земляками: он состоял в многолетней переписке с настоятелем Спасской кладбищенской церкви Иоанном Преображенским, вникал в вопросы жизни своего родного города. В 1883 года, когда началась перестройка старой кладбищенской церкви, Н.А. Попов пожертвовал на это благое начинание свои личные средства, прося поминать его родителей, похороненных рядом с храмом.
Н.А. Попов скоропостижно скончался 22 декабря 1891 года, будучи ещё не старым человеком. Заслуженный профессор был похоронен в Москве, на территории Новодевичьего монастыря в одном ряду с семьей своего тестя и учителя, историка Сергея Михайловича Соловьева. В 1930-е годы подавляющее большинство памятников кладбища уничтожили, могила Н.А. Попова была утрачена.
Нил Александрович Попов занимает особое место в ряду замечательных людей, прославивших Бежецк во всероссийском масштабе. С родным городом его связывал не просто факт рождения. До конца дней он живо интересовался его историей, как ученый вел интенсивную работу по её изучению. Труды Н.А. Попова не утратили своей актуальности до сих пор, современные исследователи продолжают ими пользоваться. Хочется верить, что когда-нибудь в Бежецке появится улица или переулок, названный в честь замечательного человека и учёного.
Источники, использованные при написании статьи:
1. Д.А. Гутнов. Нил Александрович Попов (Штрихи к творческому портрету).
2. В.Н. Сорокин. Родословие известных бежечан. Нил Александрович Попов.
3. П. Полевой. Нил Александрович Попов. Некролог. Историческій Вестник, № 2, 1892.