Найти тему
BFM.ru

Судам дали рекомендации по спорам об авторских правах на фото

Фотографии, содержащие в себе лишь «информацию об объекте съемки», не должны автоматически причисляться к охраняемым. Это касается произведений, которые созданы творческим трудом. Разъяснения дали на фоне волны претензий к бизнесу

   Плотников Дмитрий/фотобанк «Лори»
Плотников Дмитрий/фотобанк «Лори»

Судам даны новые рекомендации о том, какие фотографии должны охраняться авторским правом, а какие — нет. Фотографии, содержащие в себе лишь «информацию об объекте съемки», не должны автоматически причисляться к охраняемым авторским правом. Авторское право должно закрепляться за произведениями, которые созданы творческим трудом. Такую трактовку дает совет при суде по интеллектуальным правам, пишет газета «Коммерсантъ».

Разъяснения были даны на фоне волны исков и претензий к бизнесу. В редакцию Business FM тоже приходили жалобы: продавцы на маркетплейсах получают десятки исков от компаний — защитников авторского права.

Фактически разъяснения совета означают, что фотографам, чтобы закрепить авторское право за своими работами, мало будет просто сфотографировать товар на белом фоне. Теперь нужно будет продумывать творческие моменты, говорит рекламный фотограф Дмитрий Соболев. Он получал предложения «посотрудничать» от компаний — защитников авторского права:

— Частенько те же заказчики для маркетплейсов хотят выделиться карточками как-то среди вот этого всего списка однотипных одинаковых товаров. И в таких съемках мы используем какой-либо декор, стилистическое оформление, руки людей, дополнительные элементы, какие-то цветные фоны интерьерные. Надо тогда, наверное, воспринимать эту историю уже как не только информацию об объекте съемки, но еще и как творческую композицию. В таком случае, видимо, фотографы и заказчики имеют право обжаловать в суде эту историю. Я так это вижу.

— И вы теперь будете вводить, наверное, эти элементы в обязательном порядке на всякий случай?

— Есть юристы, которые с этим разбираются. Заказчик от нас всегда получает, если ему необходимо, договор, исходники. С исходниками он может обратиться в суд и доказать, что это именно ему были сделаны эти фотографии и он заплатил за это деньги. Что касательно маркетплейсов, они в таких ситуациях всегда на стороне этого обиженного человека. То есть стоит ему только подать какую-то заявку, сразу эти конкуренты, которые украли чужие фотографии, вылетают. Более того, сейчас есть юридические конторы, выходили со мной на связь, которые с использованием нейросети и современных поисковых технологий мониторят специально маркетплейсы на дубли фотографий. То есть там не человек уже сидит и это отслеживает, а все выявляется роботизированным путем, кто у кого украл, где какие дубли.

— И они хотят сыграть на вашей стороне и подать иск?

— Да.

— Кстати, о какой комиссии они говорили, когда выходили на вас?

— Довольно много, больше 50% они забирают себе от сделок, даже что-то порядка 70%, по-моему. Но тут надо понимать, что судебные издержки на юристов в любом случае велики, и даже если человек что-то с этого зарабатывает, не вкладывая своих физических, временных и иных ресурсов, то это уже неплохо.

Другими словами, как считают юристы, авторам изображений для маркетплейсов и каталогов придется запасаться доказательствами того, что фото товаров на белом фоне тоже содержат элемент творчества.

Впрочем, даже если ты получаешь иск о неправомерном использовании изображений, защищенных авторским правом, исправить ситуацию нетрудно. Многие изображения на тех же маркетплейсах похожи друг на друга до степени смешения и нужно лишь подправить некоторые детали, говорит продавец товаров для сада и дачи на Wildberries Глеб:

— Вы можете поменять шрифт, поменять текст чуть-чуть, поменять модель, и уже, получается, собственник этого контента ничего не может вам предъявить. К нам приходили иски, мы в данный момент корректировали шрифт либо меняли чуть-чуть цветовую гамму. Это уже наша карточка, наш фотоконтент. И наши карточки автоматически разблокировались, и вопросов с точки зрения собственника этого контента нет. Но при этом на других площадках вообще есть возможность использовать контент конкурента за основу. Допустим, в «Яндекс Маркете» одна карточка, и с ней работают все-все селлеры. И получается, вы даже не можете изменить визуал под свой товар, то есть единый фотоконтент для всех конкурентов. К нам предъявляли претензии собственники-правообладатели, мы корректировали контент, и вопросов со стороны маркетплейса у нас не было.

— Что вы думаете о новых разъяснениях суда по интеллектуальным правам?

— Не знаю, мы с этим не сталкивались, это нужно больше обращаться к селлерам, которых штрафуют и у которых уже действительно есть удержания по этим суммам, у нас удержаний не было. Чтобы это решить, тогда нужно изначально, когда вы делаете фотоконтент, его защищать, тогда вопросов с точки зрения фотоконтента не будет. То есть изначально, когда вы создаете свой фотоконтент, защищать эти авторские права, регистрировать, и тогда, если эти компании будут обращаться к вам, у вас уже будут документы, подтверждающие то, что это ваш фотоконтент, и автоматически дела будут разваливаться.

Сегодня арбитражные суды регулярно рассматривают иски, связанные с нарушением авторских прав на фотографии. Чаще всего иски подают компании, которые специализируются на поиске нарушений и за комиссию готовы представлять интересы автора в суде.

Ранее Business FM рассказывала историю предпринимателя, которому начали приходить претензии по паре штук в месяц. Компания, рассылающая письма, в 2022 году открыла более 300 судебных дел, спустя год число исков увеличилось до 1,6 тысячи, а в этом году перевалило за две тысячи. Суммы исков — в среднем около 50 тысяч рублей. Годовая прибыль компании выросла на несколько миллионов.

С одной стороны, рекомендации судам по авторскому праву могут пресечь волну таких исков, ведь многие фото просто не будут считаться охраняемыми авторским правом, с другой, это развяжет руки любителям присвоить чужие фото, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Гагарин» Игорь Симонов:

— Я считаю, что для того, чтобы причислять результат интеллектуальной деятельности к защищаемым правам, к авторским правам и так далее, необходима творческая составляющая, поэтому они интеллектуальные, должен быть интеллект. А если мы говорим исключительно про технический момент — свет поставить, сделать снимок, я полагаю, здесь этого недостаточно. Но все это вопросы оценочной категории. Но в любом случае должно быть какое-то творчество. Так можно и эти автоматы, которые фотографируют на документы без участия человека, по сути обозначить правообладателем интеллектуальных прав.

— Мы понимаем, что, весьма вероятно, эта новая норма может развязать руки тем продавцам маркетплейсов, которые заимствуют фотографии у других продавцов маркетплейсов?

— Да, вполне.

— Как быть?

— Интеллектуальные права — вещь спорная. Законом все прописать невозможно, для этого существуют суды, которые оценивают, есть ли тут интеллект или нет тут интеллекта.

— Как вы считаете, не было либо здесь выходом обязать каждого продавца, любого продавца на маркетплейсе маркировать либо заставлять делать фотосессию, а это уже договоры?

— Фотосессия — уже другой момент. Потому что одно дело сфотографировать на паспорт, другое дело — портфолио. Я здесь не исключаю, что это может быть признак творчества и работы фотографа.

— А что вы говорите про маркировку?

— Если кто-то хочет, знаете, как у нас бывает, есть копирайт: «У этого произведения есть автор». Это отобьет охоту у желающих стащить эти, может быть, результаты интеллектуальной деятельности, по крайней мере это будет заявление о том, что это создано творческим трудом какого-то человека.

Как напоминают юристы, пленум Верховного суда еще в 2019 году разъяснил, что объектом авторского права не считаются, например, фотографии, сделанные в автоматическом режиме камерой видеонаблюдения. Новые рекомендации сделают практику судов более единообразной — и у судов, и у граждан будет понимание, что не любая фотография подлежит охране.