Специалисты выделяют несколько аспектов готовности ребенка к школе:
Физическая готовность – это общее физическое развитие ребенка: вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья и отсутствие заболеваний, которые могут осложнять адаптационные процессы. Оценку этого параметра производит врач-педиатр во время необходимого дошкольнику медосмотра.
Интеллектуальная готовность. Здесь имеет значение не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение).
Личностная и социально-психологическая готовность. Под этим понятием чаще всего понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»), позитивное отношение к школе, интерес и желание перейти в новую социальную роль.
Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов. Уровень интеллектуальной, психологической и эмоционально-волевой готовности к школе вам поможет определить психолог, проводя комплексную диагностику готовности ребенка к школе.
Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, можно провести некоторые тесты самостоятельно и попробовать оценить готовность ребенка к школе в домашних условиях. Однако стоит помнить, что для полноценной картины все же нужна консультация специалиста.
Тест «Чего не хватает?»
Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память. Используются игрушки, различные предметы или картинки. Перед ребенком выкладываются картинки (или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.
Тест «Десять слов»
Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.
Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.
Условие проведения теста – полная тишина. В начале скажите: «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке».
Всего проводится пять предъявлений слов, то есть после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, вы опять произносите те же 10 слов: «Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь».
Перед пятым предъявлением скажите: «Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить больше».
Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать. Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста)
ТЕСТЫ
Степень психосоциальной зрелости (кругозор) – тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым.
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
- У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
- Сейчас утро или вечер (день или утро)?
- Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работает твой папа, твоя мама?
- Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)?
- Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
- Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон, врач, учитель?
- Зачем в школе нужна парта, звонок?
- Ты хочешь пойти в школу?
- Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
- Каких животных ты знаешь?
- Каких птиц ты знаешь?
- Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
- Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
- Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов
За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). За правильные, но неполные ответы на вопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: «Папа работает инженером», «У собаки лап больше, чем у петуха»; неполные ответы: «Мама Таня», «Папа работает на работе».
К контрольным заданиям относятся вопросы под номерами 5, 8, 15, 22. Они оцениваются так:
№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
№8 – за полный домашний адрес с названием города – 2 балла, неполный – 1 балл.
№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
№ 22 – за правильный ответ – 2 балла.
Вопрос № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.
Оценка результатов: если ребенок получил от 24 до 29 баллов, он считается школьно-зрелым, от 20 до 24 – средне-зрелым, от 15 до 20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.
Следующие тесты можно использовать не только для диагностики, но и в качестве развивающих занятий с ребенком.
Тест «Найди отличия»
Выявляет уровень развития наблюдательности. Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях). Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.
Лабиринт
Таких заданий очень много в детских журналах и рабочих тетрадях для дошкольников. Они выявляют (и тренируют) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания.
Тест «Четвертый – лишний»
Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление. Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд. Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.
Подготовьте картинки или слова, например:
- изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
- кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
- стол, стул, кровать, кукла и т.д.
Возможные словесные варианты:
- собака, ветер, смерч, ураган;
- смелый, храбрый, решительный, злой;
- смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
- молоко, сыр, сало, простокваша;
- мел, ручка, сад, карандаш;
- щенок, котенок, лошадь, поросенок;
- тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.
Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).
Главное – помните, что в процессе подготовки к школе важно оставаться для ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Дети охотно делают только то, что умеют и что у них получается, поэтому лень здесь ни при чем. Постарайтесь ни с кем не сравнивать достижения ребенка: ни с собой, ни со старшим братом, другом семьи и т.д. Ваш ребенок индивидуален и уникален, а ваша любовь и терпение помогут ему продвигаться в своей уникальности!
Андрей ЗЫЛЬ, врач-педиатр:
На самом деле в педиатрии нет четких критериев, по которым врачи могли бы запретить ребенку идти в школу (исключение составляют инвалидность и серьезные патологии, требующие домашнего обучения или посещения спецшкол).
Как правило, перед поступлением в школу (в конце весны или начале лета) все дети проходят медицинскую комиссию, которая подразумевает осмотр врачей-специалистов (хирурга, ортопеда, ЛОРа, окулиста, невролога, логопеда и т.д), педиатра, проведение необходимых по возрасту прививок.
В итоге родители получают справку, в которой будут указаны заболевания малыша (если они есть), его группа здоровья, ограничения в занятиях физкультурой (если они необходимы) или диетический стол. Эту справку необходимо предъявить в школу наряду с другими документами.
Могу сказать, что окончательное решение, во сколько лет отдавать ребенка в школу, остается только за самими родителями, педиатр лишь может давать советы и рекомендации, но никак не «запрещать» или «разрешать» тому или иному малышу идти или не идти в школу.