Высшее образование — уже не первый, а, скорее, нулевой этап подготовки кадров. Вузы дают студентам теоретические знания, а практические навыки приходится добывать самостоятельно. Для студентов и выпускников IT-специальностей стажировка в крупных компаниях становится необходимым мостиком между теорией и практикой. Но часто подростки отказываются от такой возможности, потому что не хотят быть «бесплатной рабсилой». Разберемся, зачем начинающим айтишникам проходить стажировку, и как попасть в IT-гиганты.
Особенности IT-стажировки
Стажировка — это программа обучения на рабочем месте, в ходе которой молодые специалисты знакомятся с проектами и рабочими процессами, приобретают навыки, необходимые, чтобы построить карьеру в IT-индустрии. Этот пробный заход на работу показывает стажеру, насколько правильную специальность он выбрал, а работодатель получает возможность найти начинающих специалистов с хорошим потенциалом и подготовить кадры для компании.
IT-стажировка проходит в разных форматах:
- традиционно с присутствием в офисе, удаленно или гибридно;
- на полный или неполный рабочий день;
- быть оплачиваемой или неоплачиваемой.
Выбор формата зависит от корпоративной культуры компании, но серьезные работодатели предпочитают знать практикантов. При личном контакте обучение проходит быстрее. За каждым молодым специалистом закрепляется ментор, который следит за работой новичков над проектами и помогает не потеряться в новых задачах.
В каких сферах можно пройти IT-стажировку?
Ваш ребенок может попробовать себя в разных направлениях:
- Разработка программного обеспечения — создание и поддержка сайтов и веб-приложений (веб-разработка), разработка приложений для iOS и Android (мобильная разработка), создание компьютерных и мобильных игр.
- Сетевое администрирование и кибербезопасность — настройка и поддержка сетевой инфраструктуры, защита данных и систем от кибератак, разработка защитных механизмов.
- Анализ данных — сбор, обработка и интерпретация больших объемов данных.
- Машинное обучение и искусственный интеллект — разработка и обучение моделей для автоматизации задач и принятия решений.
- Информационные системы и бизнес-аналитика — стажеры в этой области занимаются разработкой и поддержкой корпоративных систем. Бизнес-аналитика включает анализ бизнес-процессов и разработку решений для оптимизации.
- Техническая поддержка и ИТ-консалтинг — помощь пользователям в решении технических проблем, а также анализ и оптимизация ИТ-инфраструктуры клиентов, разработка стратегий для улучшения ИТ-процессов.
- Дизайн пользовательского интерфейса (UI/UX) — стажировки в этой области включают UI-дизайн, т. е. создание визуальных компонентов интерфейсов, и UX-дизайн, исследование пользовательского опыта и разработка интерфейсов.
Разнообразные сферы деятельности позволяют стажерам выбрать область, соответствующую их интересам и карьерным целям.
Как попасть на стажировку?
Сначала нужно подобрать компанию, в которой студент хочет пройти стажировку. Для этого можно использовать официальный сайт компании, агрегаторы, группы карьерных центров или телеграм-каналы. Среди популярных:
- hh.ru;
- Careerspace;
- SuperJob;
- Grintern.
Регулярно набирают стажеров в Яндекс, OZON.Tech, Т-Банк Старт, МТС Старт, Росатом, Айтеко и другие консалтинговые и IT-компании.
Чтобы попасть на стажировку, нужно пройти несколько ступеней отбора:
- отправить резюме, по которому рекрутер оценивает, подходит кандидат компании или нет;
- пройти собеседование, в ходе которого кандидат высказывает рекрутеру ожидания от стажировки и узнает об особенностях работы по выбранному направлению;
- выполнить приближенное к реальным задачам тестовое задание, формат которого зависит от вакансии, на которую хочет попасть кандидат;
- пройти финальное интервью, на котором руководитель оценивает мотивацию, софт-скилы кандидата, смотрит на серьезность его намерений.
Кандидат должен понимать, что хочет получить от стажировки и в каких проектах хотел бы самореализоваться.
На что обратить внимание при составлении резюме и подготовке к собеседованию
Резюме — это лицо соискателя. Важно составить его так, чтобы оно привлекло внимание работодателя и выделило среди других соискателей. При составлении учтите следующие моменты:
- Резюме должно быть четко структурированным и лаконичным, умещаться на одной странице.
- Опыт соискателя должен соответствовать вакансии. Если опыта работы нет, не нужно ничего придумывать. Акцентируйте внимание на проектах, кейсах, социальных активностях. При описании достижений используйте количественные показатели. Например: «Увеличил продажи на 15%».
- Перечислите профессиональные навыки. Подстраивайте резюме под конкретную вакансию, выделяя релевантный опыт и умения.
Чтобы резюме прошло автоматические системы отбора (ATS), используйте слова из описания вакансии. При оформлении делите текст на блоки, применяйте понятный формат, стандартные шрифты и цветовую схему.
При подготовке к собеседованию узнайте как можно больше о компании: ее миссию, культуру, продукты или услуги. Для этого изучите последние новости и достижения компании, почитать отзывы на специализированных форумах. Обсудите с подростком, как отвечать на распространенные вопросы, и подготовьте примеры из его опыта, которые иллюстрируют навыки и достижения. Подберите соответствующую деловую одежду для собеседования. Предупредите, чтобы он был пунктуальным, вежливым и уверенным в себе.
Часто стажировка включена в образовательную программу вуза, поэтому студентам не придется подбирать ее самостоятельно. Выберите надежное учебное заведение, в котором отвечают за качество образования и трудоустройство студентов. В этом может помочь разработка Лектариума «100 вузов и их критерии». В ней собрали сведения о востребованных направлениях, проходных и средних баллах, количестве бюджетных мест, стоимости обучения. Надеемся, методичка Лектариума станет для вашего ребенка трамплином в вуз мечты.