Найти тему
Две Войны

За что самый молодой защитник Брестской крепости получил 25 лет тюрьмы после войны?

Подвиг защитников Брестской крепости стал известен только во времена Хрущева. Нет, его не замалчивали и раньше, эта тема не была под запретом. Появлялось довольно много публикаций в прессе, в театрах шел спектакль «Цитадель славы», художники писали картины.

Но летом сорок первого таких ожесточенных и драматических боев было немало, оборону крепости не считали чем-то особенно выдающимся. Неизвестными оставались и имена большинства героев, оборонявших крепость.

Но всё изменилось позже. В пятьдесят седьмом опубликована книга Сергея Смирнова «Брестская крепость». Это не художественный вымысел, автор несколько лет дотошно восстанавливал события, произошедшие там, в июне-июле сорок первого года.

Он нашел много оставшихся в живых непосредственных участников обороны, книга написана на основании их свидетельств. К примеру, благодаря проделанной им работе стал известен подвиг майора Гаврилова, которого удостоили звания Героя Советского Союза, получили ордена многие доселе неизвестные защитники, а Бресту был присвоен статус «крепость-герой».

Рассказал Смирнов и о самом молодом из защитников, четырнадцатилетнем Петре Клыпе. Про него вспоминали многие из уцелевших участников обороны. Петр был воспитанником музыкального взвода, которым командовал его брат. Он забрал его к себе после смерти отца железнодорожника. Война застала их в цитадели Брестской крепости.

Из подростка получился отличный разведчик. Маленький и юркий он выполнял функции связного между оторванными друг от друга подразделениями. Уже на второй день войны вместе с товарищем нашел нетронутый склад боеприпасов, который очень пригодился защитникам, так как они были у них на исходе. Немного позже ему удалось из разрушенной медчасти принести перевязочные средства и лекарства. Не раз спускался к реке за водой, сам участвовал в боях.

Когда командир их группы понял, что дальнейшая оборона уже не имеет смысла, приказал женщинам и детям сдаться в плен, Петр остался с бойцами. Они предприняли попытку прорыва, оказавшуюся неудачной. До противоположного берега реки удалось добраться единицам, которых взяли в плен. Среди них оказался и Петр Клыпа. Про его дальнейшую судьбу никто ничего не знал.

Смирнов начал разыскивать Петра. Ему удалось найти его старшего брата, Николая Клыпу. Командир музыкального взвода прошел всю войну, дослужился до подполковника и когда Смирнов его разыскал, был уже военкомом одного из районов Тюменской области. Он подтвердил, что брат действительно защищал крепость и пережил войну, вернулся после нее на родину в Брянск живым и здоровым, но после этого связь с ним оборвалась.

Петр Сергеевич Клыпа. Фото в открытом доступе.
Петр Сергеевич Клыпа. Фото в открытом доступе.

К счастью, нашлись еще родственники, от которых стало известно о дальнейшей судьбе Петра. Новости не обрадовали, оказалось, что Петр отбывает двадцатипятилетний срок в Магаданской области за совершенные после войны уголовные преступления.

Тем не менее, Смирнов списался с ним и попросил рассказать о том, что тот видел в крепости и вспомнить фамилии защитников. Клыпа откликнулся на просьбу, и переписка между ними стала регулярной. Петр не только назвал много фамилий, но и рассказал о том, что эти защитники конкретно делали, да и нарисовал по памяти довольно много схем конкретных боев. Кроме того, стало известно, что происходило с ним после неудачной попытки прорыва и пленения.

Оказалось, что все мальчишки-воспитанники полков, расквартированных в Брестской крепости, оказались в лагере в Бяла-Подляске. Туда прибывали военнопленные тысячами. Ребятам удалось переодеться в гражданскую одежду, и они были отпущены. Решили пробираться на восток. Некоторое время прожили в приюте, потом перебивались у местных жителей.

Осенью сорок второго Петр Клыка с Володей Казьминым решили искать партизан, но под Несвижем попали в облаву и были отправлены «арбайтерами» в Германию. Петру выпало батрачить на эльзаского крестьянина. Освободили его американцы в сорок пятом. Клыка успел оказать несколько услуг американцам в поисках нацистов, ему даже предлагали переехать с США. Но он отказался и был передан советским властям.

Прошел фильтрацию и был призван в РККА. Впрочем, служил недолго, уже в ноябре его уволили в запас и он вернулся в родной Брянск. Там он встретил друга детства, Льва Стотика. Лев уже был замешан в криминале. Вместе с ним Петр начал заниматься сначала спекуляцией, потом помогать в грабежах и разбоях.

Сам особо активно не участвовал, но другу не мешал, и доносить на него не стал. Поначалу обходилось без жертв. В сорок девятом Стотик убил человека, который, к тому же, оказался бывшим сотрудником МВД. Это уже носило признаки бандитизма и органы взялись за дело всерьез. По показаниям свидетелей был арестован сначала Стотик, а затем и Клыпа. В процессе следствия выявили еще несколько эпизодов. В результате оба получили по двадцать пять лет лагерей.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Пётр Клыпа, июнь 1957 года. Фото в открытом доступе.
Пётр Клыпа, июнь 1957 года. Фото в открытом доступе.

Смирнов, очевидно, был очень благодарен Клыпе за помощь в написании книги, поэтому в его судьбе принял самое активное участие. Сергей Сергеевич был довольно известным журналистом и пустил в ход все свои связи и влияние. В результате его усилий, Петр Клыпа в декабре пятьдесят пятого был досрочно освобожден.

А спустя два года, сразу после выхода книги с него была снята и судимость. Вероятно, очень большую роль сыграло и то, что книга была написана в стиле соответствующем текущей «линии партии», то есть осуждении Сталина как главного виновника сложившейся летом сорок первого года катастрофы.

Петр Клыпа приобрел широкую известность и популярность. На юного героя стало равняться подрастающее поколение, его именем называли пионерские дружины, он стал постоянным гостем торжественных мероприятий. Про его послевоенное прошлое предпочли забыть. Однако, реабилитации он так и не дождался. Хотя после возвращения с Колымы он вел вполне добропорядочную жизнь: работал токарем на заводе, женился и воспитывал двоих детей, уголовное прошлое осталось с ним навсегда до его смерти от рака в восемьдесят третьем.

Смирнов пережил его ненадолго. После его смерти, жена обратилась к генеральному прокурору СССР с просьбой проверить обстоятельства осуждения одного из героев книги, написанной ее мужем. Прокуратура оснований к пересмотру дела не нашла, все было в рамках законности.

Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍

А как Вы считаете, было ли наказание для Петра справедливым?