Найти в Дзене
Росгосцирк

Профессия. Шпрехшталмейстер: чем именно занимается инспектор манежа

Уже более 50 лет Юрий Лысенко работает в цирке. У него одна из редчайших в мире профессий – шпрехшталмейстер, то есть, инспектор манежа. Он начал цирковую карьеру коверным клоуном и много лет умело сочетал в своих выступлениях трюки из акробатики, эквилибра, жонглирование и иллюзии. Благодаря этому Юрий приобрел колоссальный цирковой опыт, который сейчас ему очень помогает на должности инспектора манежа в Цирке на Фонтанке. Юрий Антонович рассказал нам о нюансах и особенностях этой профессии.

Как стать инспектором манежа

Я работаю в цирке с 1974 года. Много лет был коверным клоуном. В какой-то момент начал задумываться о том, что пришло время приостанавливать артистическую деятельность. И как раз меня пригласили в Цирк на Фонтанке в качестве инспектора манежа. Я согласился. Эта работа тоже очень творческая. Периодически возникают вопросы, которые интересно решать. Мир не стоит на месте и постоянно развивается, также меняется и цирк. Здесь постоянно появляются какие-то новые решения, представления трансформируются, становятся более технологически сложными, появляются новые гаджеты, освещение, аппаратура.

Вот уже более полувека Юрий Лысенко работает в цирке. Фото Цирка Чинизелли
Вот уже более полувека Юрий Лысенко работает в цирке. Фото Цирка Чинизелли

Что входит в обязанности

Раньше эта должность называлась шпрехшталмейстер. У Александра Розенбаума даже песня такая есть: «Я в этом цирке шпрехшталмейстер, я объявляю номера…». Это слово произошло от немецкого sprechen «говорить», а дословный перевод – «говорящий хозяин конюшни».

Эта профессия существует уже давно. Раньше шпрехшталмейстер во время циркового представления выходил на манеж и объявлял номера, а также вместе с клоунами участвовал в репризах. Если коротко, шпрехшталмейстер – это ведущий в цирке. В фильме «Цирк» шпрехшталмейстер выходил на манеж во фраке, в цилиндре и громогласно объявлял: «Уважаемая публика!», и далее по тексту.

Все эти функции сохранились и до сих пор, только профессия теперь называется «инспектор манежа». Он отвечает за ход и ведение представления, объявление номеров, за продолжительность антрактов.

 Инспектор манежа подбирает костюм под каждое представление. Фото Lenreport.ru
Инспектор манежа подбирает костюм под каждое представление. Фото Lenreport.ru

Но это только внешняя сторона. Помимо этого, инспектор манежа это тот самый человек, в ведении которого находится очень много необходимых для работы цирка обязанностей, которые не видны публике. В частности, в его руках вся закулисная жизнь, начиная от размещения реквизита, животных, артистов до составления графика репетиций.

Инспектор манежа – человек опытный. Например, он понимает, почему животные должны репетировать утром, а акробаты в середине дня. Это связано с тем, что мышцы акробатов утром еще спят, и в это время суток им тяжело прыгать и выполнять трюки. Также нужно составить расписание репетиций, учитывая время кормления животных и много других факторов.

Еще одна из основных обязанностей инспектора манежа – контролировать технику безопасности в цирке, особенно в ходе представления. Работа цирковых артистов все-таки связана с определенными рисками, кто бы ни выступал на манеже – воздушные гимнасты, партерные акробаты или дрессировщики. И поэтому очень важно, чтобы весь инвентарь артистов, все электрооборудование, которое используется во время представлений, были технически исправны. Это всё тоже зона ответственности инспектора манежа. Перед каждым выступлением я проверяю трапеций, канаты и прочие аппараты, чтобы ничего не оторвалось, всё было правильно закреплено.

Как видите, круг обязанностей у меня очень широкий, поэтому я считаю, что работа у инспектора манежа серьезная, требующая очень большого внимания, знаний и компетенций.

Шпрехшталмейстеры всегда были максимально вовлечены в представление
Шпрехшталмейстеры всегда были максимально вовлечены в представление

Особенности профессии

В цирке существуют две стороны – его администрация и артисты. Артисты занимаются творчеством, совершенствованием своих номеров, гастролируют: из цирка уезжает одна труппа – штатная, приезжает другая на гастроли и выступает на нашем манеже.

Именно инспектор манежа – это очень важное связующее звено между творческой частью коллектива цирка и его административным персоналом.Именно к нему обращаются все артисты с самыми разными вопросами – и творческими, и бытовыми, и производственными, и техническими.

От него очень многое зависит, включая и то, насколько взаимодействие двух составляющих коллектива цирка будет проходить гладко, без излишних эмоций и споров. По сути, именно инспектор создает атмосферу в закулисной части цирка. И на мой взгляд, этот человек должен быть своего рода дипломатом. Он должен понимать, как сделать пребывание гастролирующих артистов в его цирке комфортным, чтобы они уезжали с мыслью: «Как же хорошо работать в Цирке на Фонтанке! Здесь такая дружелюбная среда, и мы с удовольствием сюда вернемся»

Раньше шпрехшталмейстер обладал громким и командным голосом. Сейчас это необязательно - у него есть микрофон
Раньше шпрехшталмейстер обладал громким и командным голосом. Сейчас это необязательно - у него есть микрофон

Нужно также быть психологом и обязательно обладать навыками коммуникации. Моя предыдущая профессия клоуна мне очень хорошо в этом помогает. Потому что я, как и любой артист, знаю, как расположить к себе не только зрительный зал, но и коллег, а также как создать приятную атмосферу вокруг себя.

Раньше шпрехшталмейстер должен был обязательно обладать громким и командным голосом, чтобы его было слышно всем зрителям, даже сидящим на краю стадиона. Сейчас этого никто уже не требует, потому что у нас есть микрофоны.

Но, безусловно, нужно уметь говорить внятно и понимать, что такое смысловые ударения, как играть интонациями. То есть, человек должен обладать техникой сценической речи. И желательно иметь опыт работы в цирке, чтобы понимать все происходящие там процессы. В цирке все-таки есть своя специфика работы, как и в кино, и в театре. А чтобы знать все нюансы, нужно быть погруженным в этот мир.

Как выглядит сценический костюм

У меня их несколько. Я не могу выйти на манеж в джинсах и футболке. Костюм подбирается под каждое представление: если классическое, то выхожу на сцену во фраке и с бабочкой, если тематическое, то выхожу на манеж в образе какого-нибудь героя. Я выступал и в костюме Гаэтано Чинизелли – основателя Цирка на Фонтанке, и в образе художника в берете, с палитрой в руках и длинном шарфе, а также был Карабасом-Барабасом, атаманом, пиратом и так далее.

Подписывайтесь на наш канал и нажимайте колокольчик – здесь очень много интересных историй про цирковых артистов и зверей, которые вы наверняка не знаете!