Для зрителей цирк — всегда праздник, событие которое завораживает своим блеском, невероятными трюками и отточенной координацией номеров. Однако за кулисами каждого представления стоит невидимый дирижер — инспектор манежа. Или, как говорили раньше, — шпрехшталмейстер. Эта профессия требует от ёе представителей безупречной организации, высокой стрессоустойчивости и глубокого понимания цирковой жизни. Мужчину в этой роли можно встретить часто, а вот женщина — шпрехшталмейстер настоящая редкость. Инспектор манежа Рязанского государственного цирка Елена Чомахидзе — одна из тех, кто сумел разрушить стереотипы и доказать, что цирк не имеет гендерных границ.
Путь в цирке Елены Чомахидзе начался со вступления в группу акробатов-наездников.
«Я вышла замуж за династийного циркового артиста. Вся его семья – знаменитые на весь мир наездники Чомахидзе – работала в цирке: и родители, и брат со своей женой. Когда я попала к ним, мне было сказано – раз наш сын тебя выбрал, то ты должна соответствовать и тоже выходить с нами на манеж. Тогда мне показалось это очень обидным. Но потом я поразмыслила и выбрала себе цирковую профессию — акробат-наездник",— рассказывает Елена.
Девушка начала усердно репетировать. Стиснув зубы, она шла через боль и падения — джигитовка не прощала ошибок. «В цирке нет лёгких путей», — твердила себе Елена, часами отрабатывая трюки. Потом были годы в легендарном номере «Джигиты Грузии», гастроли на трёх континентах и триумфальное возвращение в Рязань — но уже не на арену, а за кулисы с новыми амбициями.
«Я перешагнула определенный возраст, когда стало тяжело выступать в этом жанре. И начала задумываться, а что же делать дальше? Цирк к тому времени стал моим родным домом, и мне там всё было близко и дорого. Там была вся моя жизнь, и расставаться с ним мне не хотелось. Я проанализировала, что очень хорошо знаю всё о происходящем в цирке — и на манеже, и в закулисной части, а также на конюшне и в помещении, где находятся животные. Мне было всё знакомо, близко и понятно в этой сфере. И пазл сложился — я решила пройти курсы и стать инспектором манежа», — вспоминает Елена.
Надо отметить, что женщина-инспектор манежа в цирке — большая редкость. Традиционно эта профессия считается мужской, поскольку инспектор манежа несет большую ответственность за организацию представления, безопасность артистов и животных, а также координацию всех технических процессов. Эта работа требует не только глубокого понимания циркового искусства, но и высокой стрессоустойчивости, быстрого принятия решений и физической выносливости. В прошлом в цирках инспекторами манежа чаще всего становились бывшие артисты-мужчины, которые хорошо знали внутреннюю кухню цирка.
«Вначале я тоже столкнулась с некоторыми трудностями и стереотипами на этот счет. Но не сдавалась – спрашивала, а что со мной не так, объясните? Мне отвечали — ты не знаешь специфику работы артистов в воздухе. Это была правда — одна из важнейших задач инспектора манежа следить за инвентарем воздушных гимнастов, акробатов, проверять исправность подвесок, страховок, следить за всеми тросами и оснасткой и понимать, куда и как всё это подвешивается. И тогда я устроилась ассистентом «в полёт» и все нюансы подробно изучила на практике. А затем со всеми этими знаниями успешно закончила курсы инспектора манежа», — говорит Чомахидзе.
На протяжении многих лет Елена доказывала, что женщины могут справляться с этой сложной и ответственной работой не хуже мужчин.
«Утром я прихожу в цирк и сразу же иду к животным: проверяю, кто дежурит на конюшне, порядок ли там, убраны ли вольеры, как проходит кормление животных, как составлены графики кормления и контролирую расписание репетиций. Далее иду на манеж и слежу за проведением репетиций. Рабочий день у меня не нормированный – если репетиции расписаны до десяти вечера, то я буду в цирке до десяти вечера, пока все не отрепетируют и на манеже не погаснет свет. Инспектор манежа всегда уходит из цирка последним», — отмечает Елена.
По её словам, быть инспектором манежа — значит, полностью посвятить себя цирку и артистам.
«Инспектор манежа должен быть психологом. Иногда приходит артист на работу, а ему плохо, не хочет выступать. Но без него номер никак не отработать. И я иду с ним разговаривать, выяснять причину, поддерживать, настраивать на нужный лад. Например, у него сложные семейные обстоятельства, а ему приходится выходить на сцену и улыбаться. И здесь тоже должен подойти инспектор манежа и найти то самое слово, которое будет принято. Нужно правильно настроить артистов на выступление, ведь зритель сразу чувствует, в каком состоянии они выходят на манеж. Часто до начала представления я захожу за кулисы, где артисты разминаются и готовятся к выходу. Смотрю на них и сразу вижу, как они себя чувствуют, как настроены, готовы ли выполнять трюки. Иногда бывает, что я советую сегодня не выступать, если не могу настроить артиста на нужный лад», — делится секретами профессии Елена Чомахидзе.
Также шпрехшталмейстер обязан контролировать всю техническую часть выступления — проверять, готова ли униформа для всех артистов, работает ли освещение, не слепит ли свет артистов во время выступления, все ли аппараты и инвентарь на месте и исправны, отрегулирована ли музыка.
«В последние годы профессия инспектора манежа сильно изменилась, потому что номера очень выросли в техническом плане. В цирк пришли новые технологии, появилось много нового оснащения, оборудования и всевозможных приспособлений. Даже манеж сильно изменился — раньше просто стелили ковер, а сейчас устанавливаем и фонтаны, и экраны, антискользящие инновационные покрытия. Ко всему приходится приспосабливаться, но работать очень интересно. Я люблю такие сложные современные программы», — признается Елена.
Кроме того, в обязанности инспектора манежа входит приём артистов, которые приезжают в цирк на гастроли.
«Как только они разгружают багаж и свой реквизит, я сразу провожу с ними инструктаж — рассказываю про наш Рязанский цирк, как себя вести на манеже в целом и каждому из них в своих номерах. Тут же выясняю, у кого какая специфика выступления и какие средства страховки им нужны, и так далее. Всю эту информацию мы сразу заносим в журнал по технике безопасности. Ну и, конечно, я делаю всё, чтобы артистам было комфортно в нашем цирке», — говорит инспектор.
В августе 2024 года Елена Чомахидзе отметила юбилей, и генеральный директор Российской государственной цирковой компании Сергей Беляков поздравил её, подчеркнув многогранный талант и преданность цирковому искусству. Её вклад в развитие культуры был также отмечен благодарностью министра культуры РФ Ольги Любимовой. Работая инспектором манежа, Елена продолжает вносить значительный вклад в развитие и процветание циркового искусства в Рязани, а также активно участвует в организации мероприятий, направленных на популяризацию циркового искусства среди молодёжи.
«Когда заканчивается представление, и в зале уже нет зрителей, а все артисты ушли домой, закрыв свои гримерки, в цирке наступает покой и тишина. И я всегда наслаждаюсь этим моментом: немного посидев в этой тишине, встаю и с улыбкой благодарю: «Спасибо тебе, Господи, за этот день, и пусть завтра будет еще лучше, чем сегодня». А потом с чувством тихой радости иду домой», — улыбается единственная в стране женщина- шпрехшталмейстер.