При Елизавете создается впечатляющий флот. Хотя он еще не достигает величия будущих веков, когда Британия станет владычицей морей, флот уже весьма мощный. Елизавета, как и многие в её время, полагалась не только на свой флот, но и на каперов – по сути, пиратов, которые нападали на её врагов.
Самым знаменитым среди этих пиратов был Фрэнсис Дрейк, имя которого наводило ужас на испанские колонии. Этот жестокий и полубезумный человек совершил множество удивительных подвигов, включая второе в мире кругосветное путешествие. Первым был Магеллан, а Дрейк изначально не планировал объехать весь мир. Он хотел грабить испанские колонии на атлантическом побережье Америки, но его так преследовали, что ему пришлось бежать, пройдя южнее Америки. Именно поэтому рядом с Магеллановым проливом есть пролив Дрейка.
При Елизавете Англия стала могучей державой, хотя она предпочитала избегать завоевательных войн. Она трезво оценивала своё положение как правительницы островного государства. Были несколько неудачных кампаний во Франции и Нидерландах, инициированных её фаворитами, но в целом она предпочитала защищать свой остров.
Елизавета успешно отбивалась от нападений, особенно после казни Марии Стюарт, когда Филипп II начал готовить мощное вторжение в Англию.
Но дело было ещё и в том, что Испания планировала сухопутное вторжение, а не войну на море. В пятницу, 19 июля, в Корнуолле были замечены первые испанские суда. По воле случая, Дрейк и Говард находились неподалёку. По преданию, Дрейк в этот момент играл в кегли и, услышав тревожные вести, партию, конечно же, закончил.
Елизавета незамедлительно объявила мобилизацию сухопутных войск согласно плану, разработанному Бёрли и Лестером ещё в июне. И Хотя английские корабли были мельче и имели меньше пушек, они были более маневренными, что оказалось решающим в сражениях.
Я не буду подробно останавливаться на сражении, война мне не так интересна. Главное, что нужно упомянуть - Армада была разгромлена. Высокая маневренность английских кораблей и опытность капитанов сыграли свою роль. С другой стороны, на испанцев повлияла буря и очень плохая погода. Англичане потом будут говорить, что испанские корабли разбросал протестантский ветер, и будет выпущена знаменитая медаль с надписью «Бог дунул», и они рассеялись. Также будет написан знаменитый армадный портрет, где Елизавета торжественно сидит в образе победоносной королевы, со сценами морской битвы на заднем фоне и глобусом в правой руке.
Не исключено, что дело было не просто в божественном промысле. Чтобы поднять боевой дух, Елизавету уговорили прибыть в военный лагерь в Тилбери для инспектирования войск. Момент был продуман до мелочей, чтобы создать ей образ королевы-воительницы, которой она на самом деле не была. Результат превзошёл все ожидания.
Осмотрев войска, Елизавета произнесла речь, которая до сих пор вызывает споры среди историков. Существует как минимум шесть вариантов её знаменитой речи, но ключевая фраза неизменна: «У меня тело слабой и хрупкой женщины, но сердце и нутро короля – короля Англии, и я смеюсь над безрассудством любого иного властителя Европы, который посмеет вторгнуться в пределы моего королевства». Солдаты приветствовали её дружными криками «любви и преданности».
Победа была бесспорной, но радость быстро сменилась разочарованием. Солдаты, прославлявшие королеву, вскоре начали её проклинать, так как не получили обещанную награду и жалованье. Непобедимая армада Филиппа была повержена, но радость сменились новыми невзгодами. 3 августа, за две недели до расформирования лагеря в Тилбери, граф Лестер отправил Елизавете трогательное письмо, обращаясь к ней «моя дражайшая леди». Через месяц он умер на руках своей жены Летиции от трёхдневной лихорадки в возрасте пятидесяти пяти лет.