Найти тему
Очерки о героях

Летать дальше всех, быстрее всех, выше всех…

Легенды ВВС

Этот девиз изображен на плакате 1939 года, когда в СССР была создана мощная авиационная промышленность, наступило время авиационных рекордов. Научно-исследовательские институты и конструкторские бюро Туполева, Ильюшина, Поликарпова добились существенного улучшения лётных данных самолётов.

Советские лётчики на самолётах отечественной конструкции совершили перелёты, прославившие нашу страну.

ПЕРВЫЕ ДАЛЬНИЕ ПЕРЕЛЕТЫ продемонстрировали высокие качества отечественных самолётов и мастерство лётчиков на маршрутах Москва — Пекин (1925 год); Москва — Токио — Москва (1927 год); Москва — Нью-Йорк (1929 год).

СПАСЕНИЕ «ЧЕЛЮСКИНЦЕВ» - триумф полярной авиации в приобретении бесценного опыта использования авиатехники в суровых и непредсказуемых условиях Арктики.

С 5 марта по 13 апреля 1934 на самолётах АНТ-4, Р-5 было вывезено с льдины 104 человека экипажа затонувшего во льдах Берингова пролива ледокола «Челюскин».

ПЕРВАЯ ПОСАДКА НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ

Это произошло 21 мая 1937 года, во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север-1», которой руководил выдающийся советский ученый О. Ю. Шмидт (1891 - 1956). Самолет Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). Невероятно сложной и даже невозможной казалась в то время первая посадка самолета на неизвестный лед Северного полюса, но именно благодаря мужеству летчиков и четверых членов экспедиции удалось получить бесценную информацию о дрейфе льдов и метеорологических условиях, позволивших в дальнейшем проводить более углубленные исследования Арктики.

ПЕРВЫЙ ПЕРЕЛЕТ ЧЕРЕЗ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

Впервые в мире советские летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков на самолете АНТ-25 совершили беспосадочный полет по маршруту Москва — Ванкувер (США) через Северный полюс. Полет начался 18 июня 1937 года и продлился 63 часа 25 минут. Самолет пролетел свыше 8500 километров.

Через месяц после этого перелёта (12—14 июля) лётчики М. М. Громов, А. Б. Юмашев и штурман С. А. Данилин на самолёте АНТ-25 пролетели без посадки по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США).

ВОЗДУШНЫЙ «ХУЛИГАН» Валерий Чкалов .

Чкалов, будучи летчиком-испытателем, заслужил это «почетное» звание в конце 1920-х годов за уникальный пролет на самолете советского производства под Троицким мостом в Ленинграде.

Чкалов испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Он стал даже автором новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Современные легенды летают на других скоростях и других высотах. Но, как и раньше, подвиг их связан с инженерным гением и мастерством пилота.

ДАЛЬШЕ ВСЕХ – "БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ"

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Ту-160 "Белый лебедь" 20 сентября 2020 года установил новый мировой рекорд дальности полета. Он длился 25 часов 25 минут, преодолены более 20 тысяч километров по маршруту: авиабаза Энгельс, акватории Северного Ледовитого океана, Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей, затем через Дальний Восток ушли на базу и успешно приземлились в Энгельсе.

Материалы с сайта 1tv.ru
Материалы с сайта 1tv.ru

Во время этого перелета Ту-160 дозаправились три раза, получив в воздухе общей сложности 60 тонн топлива, и это тоже было впервые.

БЫСТРЕЕ ВСЕХ - МИГ-31

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Сверхзвуковой самолет боевого действия Миг-31 был разработан еще в Советском Союзе и активно используется Воздушно-космическими силами РФ. Он способен развить скорость до 3600 км/ч. МиГ-31 остается не превзойденным среди самолетов-истребителей. Его ближайшим соседом, вторым в иерархи скоростных достижений, остается истребитель МиГ-25, скорость полета которого - 3500 км/ч. Оба рекордсмена скорости, уступают только беспилотникам и эксперементальным аппаратам, стартующим с борта несущего самолета прямо в воздухе, а не с аэродрома.

Среди бомбардировщиков самым быстрым остается все тот же Ту-160, который летает со скоростью 2200 км/ч.

ВЫШЕ ВСЕХ – МиГ'и

Фото и открытых источников
Фото и открытых источников

Самолеты МиГ-25, которые начали поступать в советские ВВС в 1970 году, по праву можно назвать рекордсменами: им принадлежат 29 мировых рекордов. Самый значительный из них установил летчик-испытатель Александр Федотов 31 августа 1977 года. Он поднял свой МиГ-25М на невероятные 37 650 метров.

Рекорд высоты управляемого самолета с турбореактивным двигателем 1977 года не побит до сих пор. В 2004 году на высоту 112 000 метров взлетел лишь частный пилотируемый космический корабль многоразового использования SpaceShipOne, оснащенный ракетным двигателем.

Однако рекорд – это всегда испытательный полет в экстремальных условиях, требующий особой подготовки как для техники, так и для пилота.

В условиях, «стандартных» полетов для строевых машин высота 23 тысячи метров —недосягаемая для подавляющего большинства самолетов. Большинство боевых задач выполняется в основном на высотах 15-18 тысяч метров.

И все же, практический потолок МиГ-31 находится на высоте 22 500 метров. Ближайший преследователь F-22 "Раптор", равный по многим характеристикам противник, имеет потолок высоты 20 000 метров.

Все материалы взяты из открытых источников интернета.
Все материалы взяты из открытых источников интернета.