Обо всех изменениях, касающихся наших школ я уже писал в статьях «Какие изменения ждут школы в 2024/25 учебном году. Подведём предварительные итоги» и «Какие изменения ждут педагогов в 2024/25 учебном году». Но об одном очень важном совсем забыл. С нового учебного 2024/25 учебного года школы, колледжи и университеты обязаны использовать государственные информационные системы при применении информационных технологий в обучении.
Использовать отечественное ПО учебные заведения обязаны не только во время проведения уроков, но и для промежуточной и итоговой аттестации, а также контроля успеваемости. Всё это конечно же хорошо, что в условиях западных санкций мы стараемся наверстать упущенное и пытаемся возродить (и должны возродить) разработку своих продуктов в области IT-технологий. Давайте просто проанализируем сможем ли мы обеспечить такой переход образовательных учреждений в ближайшее время.
Итак начнем.
1. Есть ли отечественная замена операционной системы Windows?
Элементарно забив в поисковик вопрос о существующих аналогах получаем следующий результат:
Практически везде фигурирует Linux. Но осмелюсь напомнить, что Linux отнюдь не отечественная разработка. Эта операционная система довольна молода и является программой с так называемым открытым кодом, т.е. свободно распространяемой, нелицензированной. Её написал и сообщил об этом 25 августа 1991 года финский студент Линус Торвальдс. Выигрыш этой ОС в том, что для неё не пишут вирусов, так как она не так сильно распространена как Windows. «Операционок», созданных на основе Linux десятки: Debian, Mirinda, Android, Gentoo и др. Поэтому Astra Linux, Alt Linux, Calculate Linux нельзя назвать сполна отечественной разработкой.
Ещё многие учителя помнят, что несколько лет назад уже была попытка перевести школы на сборку Alt Linux в рамках пакета «Первая помощь». Что получилось? Ничего хорошего, так как сборка оказалась довольно «кривой»: принтеры не устанавливались, презентации не составлялись, интернет не подключался и школьным инженерам приходилось «танцевать с бубном» вокруг каждого компьютера, исправляя косяки системы и разработчиков. Разве учитель с этим справится? На Alt Linux не было даже поиска файлов на компьютере. Да и работа в этой операционной системе имеет много особенностей. Знаю по себе, так как несколько лет пользовался Ubuntu Linux. Офисные приложения там похожи, но другие, графические редакторы другие и т.д.
Есть в списке казалось бы российская RED OS, но там используется опять не наш Libre Office к которому привыкнуть тоже довольно сложно. Наш офисный пакет Р-7 ещё очень «сырой» и имеет множество недоработок.
Получается, что нашего ПО и нет.
2. Давайте вспомним с каким трудом осваивали работу на компьютере возрастные учителя. Освоили, всё как бы встало на свои места и снова всё сначала. А ведь в данной ситуации в российских школах с кадрами таких учителей в коллективах большинство, прекрасно знающих свой предмет, дающих прекрасные знания, но немного в возрасте и не общающихся с компьютером на «ты», а на «Вы».
3. Компьютерное оборудование во многих школах уже имеет сильный процент износа и если начать устанавливать - переустанавливать-форматировать и от того что имеем останутся рожки да ножки. А на селе в некоторых школах до сих пор один компьютер на всех и оценки в Элжур выставляются из дома. Так что придется в школе работать на отечественном ПО, а дома на «вражеском»? Кому понравится эта кутерьма? Остатки учителей из школ разбегутся.
Может быть просто не надо гнать телегу впереди лошади и прекратить эти эксперименты, где педагоги, ученики и родители являются подопытными последние лет 10? Обычно всем нововведениям должна предшествовать серьёзная подготовка.
Спасибо, что прочитали. Вы меня очень поддержите, если подпишетесь на мой канал и напишите комментарий. Присоединяйтесь.