Найти тему

Как решать задачи на растворы (№26 ЕГЭ по химии)

Оглавление

Расчетные задачи я начинаю вводить в процесс обучения на самых первых уроках со своими учениками. даже если в химии ребята еще очень неуверенны, то решать простейшие задачи без химических превращений они уже могут (подобные задачи встречаются им и в математике).

Кстати, мы с коллегой преподавателем математики даже проводили эксперимент, она решала задачи на растворы и смеси из ЕГЭ по химии, а я – из ЕГЭ по математике:

Задачи на растворы, смеси и сплавы из ЕГЭ по химии и математике | Лиза LeasyMath и Алёна ХимTeam

На мой взгляд, очень важно, как можно раньше начинать решать расчетные задачи, чтобы показать ребятам, что в них нет ничего страшного, что они все решаемые, что к ним можно найти подход. Сегодня хочу остановиться подробнее на решении задач 26 (задачи на растворы).

Мой тг канал для преподавателей химии: https://t.me/himteam_pro
Подборки 34 задач из Добротина и Доронькина
все задания на ОВР с хромом из реального ЕГЭ

Типы задач на растворы

Все задачи 26 (на растворы) я бы систематизировала следующим образом:

📍 Твердое вещество + вода

Добротин 2023, вариант 1: Какую массу нитрата натрия необходимо растворить в 200 г воды для получения раствора с массовой долей 20%? (Запишите число с точностью до целых) Ответ: 50

📍 Раствор + вода

Добротин 2023, вариант 2: Какую массу воды надо добавить к 20 г раствора уксусной кислоты с массовой долей 70% для получения раствора с массовой долей уксусной кислоты 3% (Запишите число с точностью до десятых) Ответ: 446,7

📍 Раствор + вода + твердое вещество

Добротин 2023, вариант 4 :К 130 г раствора с массовой долей соли 20% добавили 14 г этой же соли и 16 мл воды. Какова массовая доля соли в образовавшемся растворе. (Запишите число с точностью до целых) Ответ: 25

📍 Твердое вещество + раствор

ДЕМО 2024: Вычислите массу нитрата калия (в граммах), которую следует растворить в 150 г раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%. (Запишите число с точностью до десятых.) Ответ: 3,4


📍 Раствор + раствор
Добротин 2023, вариант 13: Сколько граммов 18%-ного раствора нитрата натрия надо добавить к 110 г 8%-ного раствора этой же соли, чтобы получить 12%-ный раствор? (Запишите число с точностью до десятых.) Ответ: 73,3


📍 Раствор - вода (выпаривание)
Добротин 2023, вариант 3: Сколько граммов воды следует выпарить из 500 г 10% раствора нитрата бария, чтобы массовая доля соли в растворе стала равной 16%?(Запишите число с точностью до десятых.) Ответ: 187,5


📍Раствор - твердое вещество (кристаллизация)

При охлаждении насыщенного при 60° С раствора нитрата калия до температуры 0°С выпал осадок массой 20г. Определите массу нитрата калия, необходимые для приготовления этого раствора. Растворимость нитрата калия при 60° С составляет 110 г, а при 0° С – 13,3 г.(Запишите число с точностью до сотых.) Ответ:  22,75 г KNO3

Методы решения задач

С помощью формул и рисунков

Я сама использую этот метод как основной, при решении задач и при их объяснении ученикам. На мой взгляд он наиболее эффективный, поскольку ученику приходится вникнуть в суть задачи, понять какой эксперимент проведет, в таком случае происходит лучшее понимание физических и химических процессов происходящих в задаче. Но в то же время для многих учеников он оказывается самым сложным, что ожидаемо.

Разберем на примере задачи из демо:

Вычислите массу нитрата калия (в граммах), которую следует растворить в 150 г раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%. (Запишите число с точностью до десятых.) Ответ: 3,4

Очень рекомендую буквально рисовать "дано", особенно на начальном этапе подготовки. Рисунок помогает ученику визуализировать происходящие в задаче действия. При проведении очных уроков можно несколько задач показать в реальной жизни, используя настоящие растворы и соли в стаканчиках. По моему опыту, пары задач разобранных очень подробно, обычно достаточно для понимания происходящего.

-2

Вместо рисунков со стаканами, по желанию можно использовать таблицу

Которую по мере решения задачи можно заполнять
Которую по мере решения задачи можно заполнять
-4

Правило креста или "конверт Пирсона"

Этот способ дети очень любят и используют его активно, но есть один большой минус – часто они при решении таким способом вообще не задумываются о смысле задачи, просто подставляют числа в знакомый им алгоритм. Это приводит к тому, что когда встречается задача чуть менее стандартная, то это вызывает большие сложности.

-5

Вернемся к нашей задаче из ДЕМО

Вычислите массу нитрата калия (в граммах), которую следует растворить в 150 г раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%. (Запишите число с точностью до десятых.) Ответ: 3,4

Составим для неё "конверт Пирсона" и решим его

-6

Важное уточнение: если мы добавляем твердое вещество, как в нашем случае, то массовую долю берем 100%, а если наоборот добавляет воду, то, соответственно, 0%

m р-ра 2 я взяла в кавычки, потому что конечно никакого раствора там нет, по условию задачи мы добавляем твердый нитрат калия. Но ребятам обычно легче представить его как 100% раствор.

Метод пропорций

Есть группа ребят, которые решают через пропорции просто все, для меня это необычно, но я стараюсь поощрять альтернативные варианты решения, не навязывать свои. Этот способ по сути аналогичен первому, мы здесь тоже не работаем по заданному алгоритму, а все же вникаем в растворы, но не используем формулы.

-7

В зависимости от типа задачи пропорций может быть и больше/меньше. По сути это просто избегание формулы на массовую долю, но кому-то такой формат решения понятнее. Кстати, аналогичный способ эти ребята потом используют для того, чтобы избегать понятие количество вещества, и так же составляют пропорции масса/молярная = масса/молярная

Мой тг канал для преподавателей химии: https://t.me/himteam_pro
Подборки 34 задач из Добротина и Доронькина
все задания на ОВР с хромом из реального ЕГЭ

Какими способами решаете задачи 26 вы с учениками и с какими сложностями сталкиваетесь?