«История — это не то, что было, и даже не то, что осталось. История — это то, что нам рассказали» - Джордж Бернард Шоу
Формат подачи истории для массового представления всегда был непостоянным: менялись режимы, правители, внешние обстоятельства, заключались новые союзы и расторгались старые. И лишь одно оставалось неизменным - руководство стран опирается на исторические события для легитимизации своих действий.
Читайте также: «Почему имена Игорь, Олег и Рюрик были преданы забвению на Руси в течение 700 лет»
Так стало и с подачей истории о древней Руси. Акценты сместились, поэтому сегодня из многих популярных книг и учебников до нас доносится одно и то же: о безграничном патриотизме славян и бесконечной любви народа к князьям.
Это не хорошо и не плохо. Здесь нет морали - есть только текущие государственные интересы.
И для того чтобы не питать иллюзий о жителях древней Руси, сегодня мы разберем наиболее популярные мифы о тех временах.
Время - не время
Для современного человека «время» - это последовательная череда неповторяющихся событий. Для жителя древней Руси «время» представляло собой параллельное существование всех событий одновременно.
Эту концепцию легко проследить по различных церковным службам. Например, в Пасху праздновали не годовщину Воскресения Христова, а само Воскресение, как событие, происходящее прямо в этот момент, но в другом «измерении».
Конечно, понятие «измерения» в те времена отсутствовало - это условность, которую многие историки (например, Игорь Данилевский) используют для объяснение местного восприятия времени
Отсюда, кстати, всплывает проблема чтения летописей - далеко не всегда исследователи сразу могут понять их смысл, как раз из-за разного представления о течении времени.
В отличие от нас, летописца не интересуют новости, которые произошли впервые. Он описывает события, ссылаясь на исторические параллели и пытаясь обосновать происшествия сакральной историей, которая уже повторялась. Для непосвященного сходу вникнуть в текст будет очень сложно.
Власть и государство
Термины «Власть», «Государство», «Экономика», «Социальные структуры» не знакомы для жителей древней Руси. Все общественные институты и отношения строились исключительно эмпирическим путем на основании успешного опыта предков.
В этой парадигме князя стоит рассматривать не в качестве единоличного властителя земель, а в качестве того самого «повторяющегося события» из первого раздела статьи.
Никогда не задумывались, почему имена князей одинаковые из поколения в поколение? Именно по той причине, что люди того времени хотели видеть в назначенном князе одного из его великих предков.
Патриотизм и отношение к родине
Многие люди, читавшие «Повесть временных лет», удивляются исключительному патриотизму летописца, однако это лишь очередная ошибка восприятия: не стоит прогонять тексты старой эпохи через призму современного мышления.
У летописца и его предшественников отсутствовало представление о родине или отечестве. В общем-то вплоть до 17 века наши предки отождествляли эти концепции следующим образом:
- Отечество - наследство от предков;
- Родина - место, где родился.
Единого государства «Русь» никогда не существовало. Земли были представлены различными княжествами, которые постоянно воевали друг с другом, отстаивая свои интересы. Житель Владимирского княжества будет заклятым врагом Звенигородского.
Понятие «патриотизм» и концепция любви к родине начали зарождаться только при Иване III, когда правитель начал своеобразную перестройку общественного сознания. Для объединения государства под руководством одного государя требовалось пересмотреть устои, даже если придется применить грубую силу.