Тяжелый крейсер «Блюхер» был вторым по счету в серии крейсеров типа «Адмирал Хиппер». Под шифром G и условным названием Erzatz Berlin («Замена «Берлина» на немецком языке), что связано с попытками Германии показать постройку нового крейсера как замену старому крейсеру «Берлин», который оставался на службе со времен Первой мировой войны.
Данный корабль был заложен на верфи компании «Блом унд Фосс» в Гамбурге 15 августа 1936 года. Корабль был спущен на воду 8 июня 1937 года и назван в честь прусского фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера.
Современные историки флота часто называют второй корабль в серии "первым серийным", из-за множества изменений и улучшений, внесенных по результатам постройки и эксплуатации первого крейсера. Обычно строительство второго корабля в серии затягивается, и "Блюхер" не стал исключением. Только 20 сентября 1939 года, с годовым опозданием, он был официально введен в состав кригсмарине.
Данные о геометрических размерах и эксплуатационных характеристиках крейсера, приводимые в различных источниках, существенно отличаются:
Технические характеристики:
Исследуя данные различных источников, можно отметить значительные расхождения в показателях водоизмещения и осадки крейсеров, представленных в современных изданиях и специализированных справочниках времён Второй мировой войны. Это явление объясняется трудом британского историка разведки Дональда Маклахана "Тайны британской разведки". В частности, по его сведениям, немецкая разведка, используя военно-морского атташе, организовала намеренную утечку неверных данных о водоизмещении кораблей типа "Адмирал Хиппер" и линкоров типа "Бисмарк", снижая их реальные показатели осадки. Целью Германии было продемонстрировать соответствие своих кораблей требованиям Вашингтонского морского договора, однако итог такого маневра превзошёл их ожидания. Союзные силы объяснили малую осадку немецких кораблей определёнными особенностями Кильского канала и Финского залива, что повлияло на их собственные кораблестроительные планы. Полагая, что немецкие суда направлены против СССР, британцы не стали заменять артиллерию линкоров типа "Кинг Джордж V" на более мощные орудия, а Советский Союз начал широкомасштабную программу судостроения и даже приобрёл недостроенный тяжёлый крейсер Германии.
Что касается энергетической установки крейсеров, то она состояла из 12 паровых котлов и 3 турбозубчатых агрегатов мощностью 132 000 л.с. (согласно "Справочнику корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год" — 82 000 л.с.). Эта установка позволяла достигать скорости 32 узла. Дальность плавания крейсера исчислялась в 6500 миль при скорости 15 узлов (по "Справочнику корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год" — от 3000 до 16 000 миль; по данным книги Вальтера Хубача "Захват Дании и Норвегии" — 6500 миль).
Данные о бронировании крейсеров несколько разнятся в зависимости от источников. Самые детализированные сведения о защите крейсеров предоставлены в труде Сергея Патянина "Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха". В этом источнике указано: главный пояс – 80 мм (в "Справочнике корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год" – 127 мм), носовая часть – 40 мм, кормовая часть – 70 мм, палуба – 30+30 мм, траверсы – 80 мм, главные башни – 50–160 мм (в "Справочнике корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год" – 80 мм), барбеты – 80 мм, боевая рубка – 50–150 мм.
Артиллерийское вооружение крупных немецких надводных кораблей, строившихся с приходом Гитлера к власти, было организовано почти идеально. Оно включало артиллерию главного калибра (в башнях), универсальную артиллерию среднего калибра и зенитные автоматы. Данные о составе артиллерийского вооружения практически совпадают между различными источниками.
Артиллерия главного калибра состояла из восьми пушек калибра 203 мм (длина ствола – 60 калибров, дальность выстрела – 176 кабельтовых, масса снаряда – 122 кг, скорострельность – 4 выстрела в минуту), размещенных в четырех двухорудийных башнях, находящихся попарно в носу и корме корабля, что обеспечивало одновременный залп всеми орудиями.
Зенитное вооружение крейсера включало двенадцать универсальных пушек (6 спаренных установок) калибра 105 мм (длина ствола – 65 калибров, дальность выстрела – 96 кабельтовых, масса снаряда – 15,1 кг, скорострельность – 12–15 выстрелов в минуту), двенадцать зенитных автоматов (6 спаренных установок) калибра 37 мм (длина ствола – 83 калибра, дальность выстрела – 46,5 кабельтовых, масса снаряда – 0,745 кг, скорострельность – 50 выстрелов в минуту) и десять зенитных автоматов калибра 20 мм (длина ствола – 65 калибров, масса снаряда – 0,15 кг, скорострельность – 150–160 выстрелов в минуту). Эти артсистемы располагались по периметру корабля, обеспечивая круговой перекрестный огонь.
Торпедное вооружение крейсера состояло из четырех трехтрубных торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль также имел возможность разместить на борту 160 мин, что делало его пригодным для минных постановок.
В 1930-е годы использование гидросамолетов на крупных надводных кораблях было популярной практикой; самолеты использовались для противолодочной обороны, разведки и коррекции огня. Авиационная группа крейсера "Блюхер" включала четыре гидросамолета, для запуска которых корабль был оснащен катапультой.
Крейсеры типа "Адмирал Хиппер" предназначались для рейдов по вражеским коммуникациям и борьбы с относительно слабо вооруженными кораблями противника.
Боевая служба
Проблемы со строительством оказались для крейсера фатальными. Корабль был введен в эксплуатацию уже в разгар войны, и устранение обнаруженных недостатков совпало с боевой подготовкой. Лишь к середине ноября 1939 года, после исправления выявленных недоработок, «Блюхер» приступил к предварительным испытаниям (в современной терминологии – швартовочные). Эти испытания выявили дефекты в машинах, которые устранили, и 27 ноября крейсер отправился в район Готенхафена для ходовых испытаний. Вернувшись в Киль по окончании испытательного похода, корабль продолжил доработки. Только 7 января 1940 года «Блюхер» снова покинул завод, однако из-за плохих погодных условий стрельбы провести не удалось, и 17 января он вернулся в Киль для очередного устранения недостатков, что заняло до конца марта. Хотя формально корабль был в строю почти шесть месяцев, за это время он покидал пристань лишь на 19 дней и «не произвел ни одного выстрела из орудий главного калибра; не было также проведено важных учений по ликвидации боевых повреждений и борьбе за живучесть» (В. Кофман «Тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер», под редакцией С. Сулиги).
Операция «Учения на Везере. Север». Первый и последний бой «Блюхера»
Из-за острой потребности в боевых кораблях для проведения операции «Учения на Везере. Север» (оккупация Норвегии), в которой был задействован весь немецкий флот, главное командование Кригсмарине включило «Блюхер» в список кораблей вторжения. При этом в решении указывалось, что крейсер можно использовать для «простых задач», но что именно под этим имелось в виду, не уточнялось. Стоит отметить, что немецкое командование оказалось введено в заблуждение военно-разведывательными данными и не ожидало встретить серьёзное сопротивление в Норвегии. Директива от 1 марта 1940 года указывала, что операция должна выглядеть как дружеское вмешательство, целью которого является защита нейтралитета Северных стран. Эти намерения будут переданы правительствам одновременно с началом операции. Демонстрация флота и авиации будет использоваться для придания необходимого акцента в случае необходимости. В соответствии с оперативным приказом №1 группы XXI от 5 марта 1940 года основной план операции носил мирный характер (вариант «А»). О глубине веры в возможность мирного захвата свидетельствует тактика, изложенная в приказе:
«Правомочное чувство собственного достоинства норвежских вооруженных сил нужно беречь тем больше, что это позволит (при тактичном поведении) завоевать для нас офицерский корпус. Стрелковое оружие и боеприпасы нужно конфисковывать только тогда, когда не гарантировано лояльное поведение войск. Незаконное применение оружия всякого рода должно исключаться в любом случае (например, при охранении боеприпасов)».
По указаниям адмирала Кюммеца, немецкие корабли могли открывать огонь только по сигналу флагмана, проигнорировав предупредительные выстрелы и освещение прожекторами, против которых предлагалось использовать собственное боевое освещение для ослепления операторов.
Силы сторон
Германия
Для захвата Осло была выделена 163-я пехотная дивизия (командир – генерал-майор Энгельбрехт, состав дивизии: 307-й, 310-й, 324-й пехотные полки, 234-й артиллерийский полк (3-е отделение легких полевых гаубиц), 234-я противотанковая рота, 234-й эскадрон самокатчиков, 234-й саперный батальон, 234-е отделение связи). Перебросить первый штурмовой эшелон дивизии предполагалась воздушным и морским путями (с помощью самолетов 10-го авиационного корпуса и 5-й группы военных кораблей соответственно). Прочие части предполагалось перебрасывать как по воздуху, так и морем при помощи транспортов. В состав 5-й группы военных кораблей под руководством контр-адмирала Кюммеца входили тяжелый крейсер «Блюхер» (командир – капитан Вольдаг), броненосец «Лютцов», учебный крейсер «Эмден», миноносцы «Меве», «Альбатрос» и «Кондор», l-я флотилия катеров-тральщиков (8 единиц) и вооруженные китобойные суда Рау-7 и Рау-8. Использование транспортных судов при высадке первого эшелона не предполагалось, поэтому его личный состав (около 2000 человек) и технику погрузили на неприспособленные для этого боевые корабли. По данным, приведенным в работе С. В. Шпилькина «Тяжелый крейсер «Блюхер», на корабль погрузили около 830 армейских военнослужащих, из которых 600 человек принадлежало к боевым частям 163-й пехотной дивизии. Остальные были военнослужащими из штабов 163-й дивизии и всей группы войск, предназначенной для захвата Южной Норвегии, а также из частей обслуживания (в том числе персонал будущей немецкой радиостанции в Осло). На корабль погрузили и довольно большое количество боеприпасов – поскольку в погребах все еще находился учебный боезапас, а времени на его выгрузку не оставалось, пришлось забить все штатные хранилища боевыми снарядами, зарядами и патронами. Для армейских взрывоопасных грузов под броневой палубой просто не нашлось места, и их пришлось размещать в торпедной мастерской, а то и просто на верхней палубе, позади переднего торпедного аппарата (ТА) правого борта. Часть грузов оказалась в ангаре, где кроме них хранились 200 кг бомб и резервный самолет (правда, не заправленный топливом). Третий гидросамолет «Арадо» пришлось оставить на берегу – для него просто не было места.
В результате и без того не вполне боеспособный «Блюхер» оказался загроможденным опасными в пожарном отношении грузами и потенциально уже потерял значительную часть своей боевой устойчивости.
Норвегия
Военные силы на суше в окрестностях Осло включали подразделения из 1-й и 2-й пехотных дивизий. Немецкое командование оценивало их боевые возможности следующим образом:
«При полной мобилизации для обороны Осло и Осло-фьорда (область 1-й и 2-й дивизии) необходимо рассчитывать на: шесть пехотных полков; два артиллерийских полка; два кавалерийских полка; один батальон самокатчиков; один батальон гвардии. Вместе примерно 17–18 тысяч человек с четырьмя-шестью тысячами легких пулеметов, более 70 тяжелых пулеметов, 20 минометов и 64 орудия».
Немцы стремились предотвратить мобилизацию в Норвегии и планировали фактически противостоять двум полностью развёрнутым пехотным полкам (3-му и 6-му пехотным полкам норвежской армии), численность которых составляла примерно 5000-6000 человек, из которых около 2000 могли быть задействованы в первые часы боёв.
Береговая оборона Осло-фьорда представляла собой значительную силу и включала два укреплённых района. Сначала немцам предстояло преодолеть оборону между островами Болерне и Раной, охранявшими вход во фьорд и путь к главной военно-морской базе Норвегии — Хортену. В первом укрепрайоне размещались батарея с орудиями калибра 305 мм и несколько батарей меньшего калибра. Второй укрепрайон находился в проливе Дробак, где Осло-фьорд сужался до 500 метров между островами Кахольм (северным и южным) и скалистым правым берегом. На островах Кахольм располагались шесть артиллерийских батарей (три 280-мм орудия марки Крупп модели 1891 года с снарядами массой 240 кг) и девять 57-мм орудий, а в Дробаке — три батареи (три 150-мм, два 57-мм и два 40-мм орудия). Кроме того, на острове северный Кахольм в скальном укрытии находилась береговая торпедная батарея с тремя каналами для выпуска торпед.
К слабым местам норвежских береговых батарей относились ограниченный сектор обстрела и кадровая недоукомплектованность (например, на батарее из трёх 280-мм орудий на Кахольме было всего семь человек). Норвежцы подготовили фарватер к минированию, но не осуществили его из соображений безопасности судоходства.
Важным преимуществом береговой обороны было то, что она практически не была известна немцам. Согласно немецкому документу №3 от 1 апреля 1940 года (3-й отдел командования ВМС Германии, № 474), береговая оборона в районе Осло включала: "Дробак (около Осло). Форт Оскарсборг: восемь орудий против морских целей. В дальнейшем, вероятно, подготовленные позиции для батарей против морских целей. В фарватере у Дробака установлено электрическое минное заграждение."
Планы сторон
Норвежские планы обороны Осло до наших дней не сохранились, а о немецких планах известно следующее:
- 1 этап – захват аэродрома Осло-Форнебю ротой парашютистов;
- 2 этап – высадка на аэродроме штаба, двух батальонов 324-го пехотного полка и одной инженерной роты с целью захвата береговых укреплений в Осло-фьорде и порта в Осло;
- 3 этап – высадка штаба 163-й дивизии, пехотного батальона, полковых подразделений 324-го пехотного полка и прочих подразделений с целью: организации работы порта; занятия города Хенефосс с учебными плацами Хвальсмеэн и Хельгеландмеэн (чтобы изолировать норвежский 6-й пехотный полк); занятия городов Драммен и Конгсберг с учебным плацем Хельстаднеэн (чтобы изолировать норвежский 3-й пехотный полк);4 этап – высадка остальных частей 163-й дивизии и занятие Осло.
Ход боя
Рано утром 7 апреля 1940 года крейсеры «Блюхер» и «Эмден» в сопровождении миноносцев «Меве» и «Альбатрос» покинули Свинемюнде и вскоре соединились в районе Киля с остальной частью южной группы вторжения. Отряд незамеченным дошел до Скагеррака, когда в 7 часов вечера его обнаружила и атаковала английская подлодка «Тритон», в свою очередь засеченная «Альбатросом» и давшая залп из неудобного положения. «Блюхер» благополучно уклонился от выпущенных торпед. Чуть позже другая английская подлодка, «Санфиш», также наблюдала немецкое соединение, но атаковать не смогла, хотя и сообщила о нем британскому командованию. Становится понятным, почему в немецкий отряд не были включены транспортные суда – англичане попросту не поняли, что он предназначен для высадки десанта.
Немецкий ордер беспрепятственно вошел в Осло-фьорд, где горели все навигационные огни (расчет на внезапность полностью оправдался). Норвежский патрульный корабль «Пол-III» (мобилизованный в 1939 году китобойный пароход, вооруженный одним 76-мм орудием) осветил прожектором шедший головным миноносец «Альбатрос» и открыл предупредительный огонь. Патрульный корабль не сумел нанести повреждений немецким кораблям и был взят на абордаж экипажем миноносца «Альбатрос». Капитан норвежского корабля капитан-лейтенант Лейф Велдинг-Олсен считается первым норвежцем, погибшим во Второй мировой войне.
Теперь «Блюхеру» и другим кораблям немецкого отряда предстояло пройти по фьорду около 100 км и преодолеть два укрепленных района. Вначале немцы должны были пройти между островами Болерне и Раной. Как только «Блюхер», следовавший со скоростью 15 узлов (предельно возможная скорость для узкого фарватера), вышел на траверз островов, с обеих сторон его осветили прожекторы, а затем раздался предупредительный выстрел, легший недолетом. Немецкие моряки четко следовали указаниям адмирала Кюммеца и не открывали огонь, продолжая движение. Подобное «миролюбие» удивило расчеты норвежских береговых батарей, и огонь на поражение был открыт с существенной задержкой: семь снарядов упали в 100–300 метрах позади колонны немецких кораблей. Единственное, что удалось сделать норвежцам, – погасить огни на фарватере, что привело к снижению скорости немецкого отряда до семи узлов.
8 апреля в 0 часов 45 минут «Блюхер» дал сигнал остановиться и начать высадку в районе базы в Хортене. Для этого часть войск с него и «Эмдена» пересадили на шесть сторожевых катеров типа «R» (Raumboote) и в сопровождении «Альбатроса» и «Кондора» отправили к берегу.
Около 5 часов 00 минут немецкие корабли подошли ко второму укрепленному району, расположенному в узком проходе Дробак. Перед преодолением второго укрепленного района для немцев сложилась весьма неблагоприятная обстановка: береговые батареи не были захвачены воздушным десантом, были извещены о появлении противника и, с учетом событий в первом укрепрайоне, могли открыть огонь. Разумным представлялось, послав миноносец, катер или тральщик, разведать поведение норвежских батарей и, в случае необходимости, прибегнуть к поддержке военной авиации. По не совсем понятным причинам контр-адмирал Кюммец принял решение о прямом прорыве, причем оставил головным не хорошо бронированный броненосец «Лютцов», а крейсер «Блюхер». Это решение адмирала выглядит особенно странным в свете наличия у него информации о минировании норвежцами фарватера. Вероятно, Кюммец стремился успеть в Осло одновременно с остальными десантными группами и, по возможности, быстрее захватить столицу, а также пребывал в плену внушенных разведкой иллюзий о мирном вступлении в Норвегию.
В 5 часов 00 минут (по другим данным – 5 часов 20 минут) орудия калибра 150 и 280 мм батарей Кахольма и Копааса норвежского форта Оскарсборг (комендант – полковник Эрихсен) с обеих сторон открыли огонь с дистанции в 500 м (по другим данным – 1500 м) по «Блюхеру», шедшему со скоростью 7 узлов. Батарея из трех 280-мм орудий сделала два выстрела и добилась двух попаданий (один снаряд попал в пост управления огнем, а второй – в ангар левого борта, вызвав пожар складированных там ГСМ и боеприпасов десанта, что уничтожило два гидросамолета). Батарея из трех 150-мм орудий выпустила 25 снарядов, из которых около двух десятков попало в цель (попадания вывели из строя задний зенитный КДП правого борта и среднюю 105-мм установку, рулевую машину и связь с машинным отделением (руль заклинило в положении «лево на борт», и крейсер развернулся носом к берегу). Попытка немецких артиллеристов открыть ответный огонь не увенчалась успехом. Из-за повреждения главного артиллерийского поста управление огнем пришлось передать третьему артиллерийскому офицеру, находившемуся в носовом КДП, который со своей низкой точки не мог обнаружить ни одной отчетливо видимой цели. Фактически ответный огонь свелся к бесцельной стрельбе 105-мм пушек и зенитных автоматов, не причинившей оборонявшимся никакого вреда. К слову, уже после гибели «Блюхера» подавление уже выявленной им 150-мм батареи стоило броненосцу «Лютцов» трех тяжелых повреждений.
В 5 часов 08 минут экипажу удалось установить временную связь с машинами через центральный пост и ввести в действие аварийное рулевое управление.
В 5 часов 20 минут корпус крейсера был дважды поражен торпедами с левого борта. Обе торпеды попали в центральную часть корабля: одна – в котельное отделение №1, вторая – в переднее турбинное отделение. Противоторпедная защита в какой-то мере выполнила свое назначение, ограничив первоначальные затопления, но все нижние помещения между отсеками V и VII (носовые турбинные отделения и котельные отделения 1 и 2) наполнились дымом. Отказ турбогенераторов при неснижающейся нагрузке привел к быстрому выходу из строя обеих сетей – постоянного и переменного тока.
Норвежские батареи прекратили огонь по «Блюхеру» в 5 часов 23 минуты. Поврежденный крейсер все еще сохранял ход, имел крен около 10 градусов на левый борт и был охвачен пожаром, распространению которого способствовали боеприпасы десанта, погруженные на корабль с нарушением всех мыслимых правил. Огонь полностью прервал сообщение между носом и кормой крейсера, ограничив действие аварийных партий на верхней палубе. Во время тушения произошла детонация боезапаса, помещенного в торпедной мастерской, поэтому весь левый борт ниже носовой 105-мм установки и палуба в том же месте оказались вскрытыми. Командир принял решение поставить корабль на якорь, поскольку из сообщения постов борьбы за живучесть следовало, что правую и левую турбины удастся запустить примерно через час. Корабль стал на якорь восточнее острова Аскхольмен, пожары на его борту быстро распространялись, и их не удавалось локализовать.
Около 6 часов 00 минут произошел сильный взрыв в погребе отсека VII между котельными отделениями 1 и 2. Переборки между котельными отделениями оказались разрушены, а из бортовых нефтяных отсеков стала вытекать нефть, усилившая дымовыделение. Также оказались затопленными котельные отделения 1 и 2, переднее турбинное отделение, отделение генераторов №2 и отсек IV, в котором находились погреба зенитного боезапаса. После взрыва погреба поступление воды стало неконтролируемым, и крен корабля начал быстро увеличиваться.
Около 7 часов утра крен достиг 45 градусов, и капитан Вольдаг отдал приказ покинуть корабль.
В 7 часов 23 минуты «Блюхер» перевернулся и стал медленно уходить под воду носом вниз. Вскоре на поверхности осталась только корма, а затем исчезла и она – крейсер достиг дна на 70-метровой глубине. После погружения корабля под воду раздалось несколько подводных взрывов, а на поверхности еще несколько часов продолжала гореть нефть.
Существующее мнение о недостаточной артиллерийской подготовке и слабой обученности экипажа «Блюхера» борьбе за живучесть, якобы сыгравших роковую роль в судьбе корабля, является не совсем корректным. К чести экипажа следует признать, что корабль прорвался через береговые укрепления противника и достаточно долго оставался на плаву. Причиной же гибели крейсера «Блюхер» стала целая совокупность факторов, а именно:
- Ошибочное решение идти на прорыв норвежской береговой обороны без разведки и поддержки с воздуха;
- Отсутствие разведывательной информации о береговой обороне противника, что привело к ее недооценке. Немцы не предполагали возможности торпедной атаки;
- Отличная стрельба норвежских береговых батарей, добившихся 22 попаданий из артиллерии (выпущено 27 снарядов) и 2 торпедных попаданий (выпущено 2 или, что менее вероятно, 3 торпеды). Нельзя не отметить и мастерство норвежских инженеров, спланировавших береговую оборону в Осло-фьорде;
- Нарушение немцами правил перевозки ГСМ и боеприпасов для десанта, что ускорило распространение пожара на «Блюхере» и усложнило его тушение.
Точное число жертв на «Блюхере» и поныне остается неизвестным. Существует несколько «точных» цифр: немецкие источники свидетельствуют о 125 погибших членах экипажа и 122 участниках десанта. Удалось спасти 38 офицеров корабля, 985 матросов и 538 солдат и офицеров армии. Однако в большинстве сообщений о гибели «Блюхера» точных цифр не приводится – обычно речь идет о «тяжелых» или «очень больших» потерях, а британская официальная история войны на море утверждает, что крейсер погиб почти со всем экипажем и находившимися на нем войсками. Ложность этого утверждения очевидна хотя бы потому, что до берега добрались оба генерал-майора и почти все офицеры корабля, включая его командира.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/andrej-maleev-pervyj-i-poslednij-boj-blyuhera/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉