Еще несколько лет назад, в качестве "примерки/пристрелки" мы подготовили несколько статей по истории создания французских супердредноутов типа "Бретань". Кому интересно - статей было две и с ними вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ и ТУТ. Так что данная статья про пушки французских супердредноутов "возникла" не просто так, а как отсроченное на пару лет продолжение того, что уже было когда то начато и написано. Это уточнение для "внимательных" читателей, которые любят задавать "каверзные" (как они думают) вопросы для автора. Например такой: "А почему сразу про пушки"! А потому, что про проектирование и строительства кораблей уже было написано, пусть и давненько, )). Да так бывает. Итак, со вступлением закончили - переходим к линейным кораблям типа "Бретань".
Как мы уже выяснили ранее, в стремлении не отставать от «партнеров» по «дредноутной лихорадке» французское правительство в 1912 году приняло решение о проектировании и строительстве линейных кораблей с орудиями более крупного калибра, чем 305-мм. Здесь, как мы видим, французы не стали раскачиваться, что удивительно, если вспомнить, как долго и «крепко» они «цеплялись» за промежуточный калибр.
Для справки: «Републик» (1901-1902 год, 2 единицы, 4-305-мм и 18-164-мм), затем «Демократи» (1903 год, 4 единицы, 4-305-мм и 10-194-мм), и, наконец, «Дантон» (1906-1908 годы, 6 единиц, 4-305-мм и 12-240-мм).
Французов нельзя в этом судить строго, не только они шли по такому пути: Германия в 1901-1905 годах заложила две серии броненосцев типа «Брауншвейг» и «Дойчланд» с 280-мм и 170-мм орудиями (10 единиц); США – две серии броненосцев типа «Вирджиния» и «Коннектикут» с 305-мм, 203-мм, 178-мм орудиями (всего 11 единиц), да и Туманный Альбион закреплял данную моду: броненосцы «Кинг Эдуард VII» и «Лорд Нельсон» вооружались 305-мм и 234-мм орудиями (всего 10 единиц). В то же время французы не стали «задерживаться» на линкорах с 305-мм орудиями, и вторая серия их дредноутов (в отличие не только от первой тройки стран, но и более близких соперников, например, Италии) уже имела более крупный калибр. Да у них и выбора то не было, слишком долго "задержались на старте" – нельзя было продолжать строить линкоры с 305-мм орудиями, когда мировые державы активно перешли на более крупный калибр.
Особый интерес и удивление у человека, который знакомится с этими кораблями, представляет величина калибра, который решили использовать французы – 340-мм! Почему именно такой, а не 343 или 356-мм, как у сверхдредноутов других стран? Французы упорно отказывались от "дюймовой" системы в обозначении орудий в пользу метрической
На это вопрос нам так и не удалось найти точного ответа, кроме предположения, что это был один из «традиционных» калибров орудий французских броненосцев в конце XIX века, правда, у немногих.
Например, можно вспомнить последние броненосцы с центральной батареей типа «Девастейшн» («Девастейшн», «Курбэ»), введённые в строй в 1882-1886 годах. Основное вооружение этих кораблей составляли 340-мм/18 орудия образца 1875 года. Эти огромные морские пушки нового поколения стреляли тяжёлыми снарядами весом почти в 400 кг и могли эффективно пробивать на небольших дистанциях практически любую существовавшую на тот момент броню. Были вооружены 340-мм орудиями и барбетные броненосцы периода так называемой «Молодой школы»: «Адмирал Дюпре» (340-мм/18 орудия образца 1875 года), «Ош» (340-мм/26 модель 1881 года), «Нептун» (340-мм/28 образца 1881 года), «Мажента», «Марсо», введённые в строй французского флота в 80-е годы XIX века. Имелось отлаженное производство, технологии, кадры - зачем менять?
Основанием для такого вывода может служить и британский пример. Британцы, когда пришли к выводу о том, что имеющиеся 305-мм орудия уже недостаточно мощны для борьбы с линейными кораблями противника, также вспомнили о распространённом в XIX веке на английском флоте калибре в 343-мм (броненосцы типа «Адмирал», «Нил», «Ройал Соверен»).
Как пишет О.Паркс: «… было решено вернуться к 13,5-дм орудиям, которые последний раз устанавливались на старых линкорах типа «Ройал Соверен».
В качестве обоснования подобного выбора, кроме желания усилить разрушающее действие снаряда за счёт увеличения калибра, О.Парк отмечает также:
«… более тяжёлый снаряд имел более мощный заряд, а его меньшая дульная скорость вызывала меньший износ канала ствола. Таким образом, увеличивался срок службы орудий, и обеспечивалась большая кучность стрельбы».
Уверен, что даже если французским военно-морским артиллеристам были не известны эти очевидные истины касательно свойств орудий крупных калибров, то они просто ориентировались на поведение и судостроительные программы стран-соседей, вырвавшихся вперёд в «дредноутной» гонке.
Итак, французы остановились на орудиях калибром 340 мм и в 1912 году начали проектирование будущих сверхдредноутов типа «Бретань». Основу вооружения составили десять 340-мм/45 орудий образца 1912 года, которые разместили в пяти двухорудийных башнях. Выбранный вариант размещения башен в корпусе корабля мы уже рассматривали ранее (первые статьи - ссылки выше), поэтому сосредоточим внимание на особенностях самого орудия и башен.
Вес нового орудия составлял 69,6 т (по другим данным (сайт navweaps.com – 66,95 т), длина ствола (максимальная) – 16,1 м, длина нарезной части – 13,25 м, объём зарядной каморы – 256,4 дм3 .
Вес бронебойного снаряда АРС М1912 составлял 554 кг (по другим данным – 540 кг). Бронебойный снаряд М1912 не имел баллистического наконечника, но был оснащён взрывателем с двойным механизмом задержки, что в теории позволяло поражать как слабо бронированные, так и сильно бронированные цели. Бронебойный снаряд М1912-1921, созданный после Первой мировой, весил 554 кг и имел баллистический наконечник. Вес боевой части у этих снарядов – 21,7 кг (ВВ – мелинит). Пороховой заряд весом 155 кг был способен обеспечить 554-кг снаряду начальную скорость 795 м/с, а 540-килограммовому – 800 м/с. При угле возвышения 23° эти орудия могли послать снаряд весом 540 кг на дальность 23 км. Для этих орудий в 20-е годы был разработан и фугасный снаряд НЕ М1926 весом 382 кг (пороховой заряд 140 кг).
Но, видимо, французы не устали удивлять своих союзников и радовать потенциальных противников, иначе чем можно было объяснить тот факт, что на своих сверхдредноутах они допустили такую же оплошность, как и на линкорах типа «Курбэ», опять установив угол возвышения орудий в башнях 12°. При таком угле возвышения дальность стрельбы не превышала 14,5 км.
Как отмечается в литературе, по мнению французских адмиралов, максимальная дистанция видимости, на которой можно было вести стрельбу, должна была составлять около 10 000 м, так что они имели даже некоторый «запас».
События Первой мировой войны развеяли эти фантазии. После 1918 года на линкорах типа «Бретань» были проведены работы по увеличению угла возвышения орудий главного калибра до 18 градусов, а в конце 1920-х годов угол возвышения снова увеличили до 23 градусов. Интересно, что сначала эти работы (по увеличению до 18 градусов) в качестве эксперимента были проведены на одной башне (башня № 5) линкора «Лоррейн», который вступил в строй флота позднее. В результате корабль был построен без орудий в этой башне, они были установлены в июле 1917 года, через год после того, как линкор вступил в строй.
Проведённые изменения позволили линкорам типа «Бретань» вести стрельбу на дальность до 18000 м снарядом М1912 при угле возвышения 18 градусов, а после увеличения угла до 23 градусов – до 23700 м. Использование снаряда М1912-1921 позволило увеличить эти показатели до 21000 и 26600 метров соответственно. Интересно, что рассеивание залпов на их максимальной дальности 14500 м составляло всего 100 м.
Общий вес одной двухорудийной 340-мм башенной артиллерийской установки равнялся 800 т (в разных источниках указывается вес 985 или 1 030 т), включая 330 т вращающейся брони. Башни обеспечивали наведение по горизонту в пределах: -150/+150 градусов, вертикальное наведение: -5/+12 градусов. Углы обстрела: для башен № 1 и № 5 – 270 градусов, для башни № 3 – 120 градусов, для башен № 2 и № 4 – 280 градусов. Горизонтальное наведение башен осуществлялось электрогидравлическим приводом системы Дженни («Муфта Дженни»).
Эта муфта, надо признать, интересное устройство. «Муфта Дженни» позволяла не только плавно менять скорость вращения исполнительного механизма при постоянной скорости вращения электродвигателя, но также останавливать исполнительный механизм и менять направление его вращения. Конструктивно она представляла собой гидравлический механизм, состоящий из двух частей, разделённых распределительным диском. Одна из частей, соединённая с электродвигателем, служила насосом, а другая, соединённая с исполнительным механизмом, – гидромотором. Распределительный диск был устроен таким образом, что от его наклона зависели скорость и направление вращения выходного вала при постоянной скорости и направлении вращения входного вала. Кроме того, муфта Дженни действовала ещё как эластичный и вместе с тем надёжный тормоз, что позволяло почти моментально, без удара менять направление вращения выходного вала, идущее с большой скоростью.
Как результат, скорость вертикального наведения – 3 градуса (по другим данным – 0,5) в секунду (вручную – 0,25), горизонтального наведения – 4,5-5 градуса в секунду (вручную 1 град/сек усилиями шести человек).
Скорострельность артиллерийских установок главного калибра составляла 1 выстрел в 35-40 секунд (по другим данным – 2 выстрела в минуту, время заряжания официально составляло 28 секунд без учёта времени наводки на цель). Боезапас – 100 снарядов на ствол. Подъёмники боеприпасов цепного типа с электроприводом. Заряжание орудий могло осуществляться при любом угле возвышения.
При заряжании вручную требовались усилия 8 человек и 7 минут для подъёма снарядов и зарядов в перегрузочный отсек и ещё 5 минут и усилия 4 человек для подачи снаряда и зарядов из перегрузочного отсека в боевое отделение.
В целом показатели - на уровне орудий и башен потенциальных союзников и противников...
Окончание следует...
Источники: Dumas, S. Les cuirasses francais de 23500 tonnes / S.Dumas, J.Guiglini –
LELA PRESSE, 2005. – 256 p.; Ryan K. Noppen. French Battleships 1914-45. New Vanguard, 266/ R.K. Noppen. – Osprey publishing, 2019.- 48 р.; Александров, Ю. Линейные корабли типа «Бретань». 1912-1953 гг. Ю.И.Александров. – СПб: Издатель Р.Р. Муниров, 2009. – 96 с.; Александров, Ю. Линейные корабли
типа «Курбэ». 1909-1945 гг.; Ю.И.Александров. – СПб: Издатель Р.Р.
Муниров, 2007. – 84 с.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин //Морская коллекция, №
3 (33) – 2000. – 32 с.; Больных, А.Г. Линкоры.Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных – М.:Яуза: ЭКСМО: 2013. – 288 с.; Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./ Л.Гаррос.// Ретроспектива войны на море, № 4(15) – 1997.- 52 с.; Дашьян, А.Линкоры второй мировой
в цвете. Самая полная энциклопедия/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, С.А.Балакин,
М.Ю.Токарев – М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции / В.В.Иванов// Морская коллекция, № 11 (68) – 2004. – 32 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции. Справочник по корабельному составу/ В.В.Иванов//Морская коллекция, № 11 (68) – 2004. – 32 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Вторжение во Францию и Германию, июнь 1944 – май 1945 /С.Э.Морисон. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Терра Фантастика, 2003. – 512 с.; Офан, П. Французский флот во Второй мировой войне/ П.Офан, Дж.Мордаль.-
Екатеринбург: Зеркало, 1999. – 368 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия / С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза,
ЭКСМО, 2015. – 384 с.; Сборники «Бриз» № 3,4,5 -1995 г.; № 7,8. – 1996 г.