Найти тему
Музей Горгиппия

Легенда о миотянке Тиргатао — царице синдов

В первой половине первого тысячелетия до нашей эры на Кубани жили оседлые народы — меоты. Это общее наименование для племён, в число которых входили дандарии, досхи, керкеты, псессы, синды, тореты, зихи и другие. Многие ученые считают эти древние племена предками современных адыгов — автохтонного народа Северного Кавказа.

Например, известный кубанский археолог, исследователь меотов Никита Владимирович Анфимов (1909 — 1998) относил меотов к числу кавказских народов, которые участвовали в формировании адыгского этноса.

Впервые меоты и одно из их племён, синды, упоминаются у античных авторов VI — V веков до нашей эры: Гекатея Милетского, Гелланика Митиленского и Геродота. Более поздние упоминания о них можно найти у Псевдо-Скилака, Псевдо-Скимна и Диодора Сицилийского, а также у Страбона. К сожалению, античные авторы не оставили нам информации об их происхождении.

В античных источниках меоты — это больше географическое понятие, которое обозначает народы, населявшие земли вокруг Азовского моря (Меотиды). Они были разнородными по своему этническому и языковому составу. Это древнее оседлое население, проживавшее в Прикубанье и Восточном Приазовье.

Племена синдов населяли территорию современного Таманского полуострова. Эти места были идеальны для расселения: здесь были тихие бухты с множеством проток, богатых рыбой. Протоки служили защитой от внезапных нападений с суши.

Вскоре здесь возникла цепочка греческих полисов. Торговые связи укрепились, началась эллинизация синдов. Однако другие меотские племена — воинственные и непримиримые — продолжали жить обособленно, иногда вмешиваясь в дела Боспора — античного государства, существовавшего в Северном Причерноморье в V в. до н. э. — IV в. н. э.

Карта экспансии Боспорского царства.
Карта экспансии Боспорского царства.

В первой половине IV в. до н.э. земли синдов вошли в состав Боспорского царства. Правивший тогда Левкон I (390–348 гг. до н. э.) направил в Синдику своего брата Горгиппа в качестве наместника. Горгипп положил конец междоусобным войнам и подчинил синдские племена. Полис на месте современной Анапы, упоминавшийся у древних авторов как Синдик или Синдская гавань, становится резиденцией Горгиппа и переименовывается в Горгиппию.

Реконструкция греческого поселения на месте Анапы в конце VI — V вв. до н.э. gorgippia-antiqua.ru
Реконструкция греческого поселения на месте Анапы в конце VI — V вв. до н.э. gorgippia-antiqua.ru

Впервые о синдах как о подданных Боспора упоминается в титулатуре Перисада I (правил в 344—310 гг. до н. э.):

«Архонт Боспора и Феодосии, царь синдов, торетов, дандариев, псессов, фатеев, досхов и всех меотов».

О событиях, происходивших во времена присоединения Синдики к Боспору, рассказывает писатель II в. н.э. Полиен в своем труде «Стратагемы» (Военные хитрости). В восьмой книге он описывает историю меотянки Тиргатао:

Меотянка Тиргатао была выдана замуж за Гекатея, царя синдов, которые обитают немного выше Боспора. Этого Гекатея, лишившегося власти, восстановил тиран Боспора Сатир и дал ему для брака свою дочь, потребовав убить прежнюю жену.
Он же, сильно любя меотянку, не осмелился ее убить, но, заключив в укрепленную крепость, велел, чтобы она пребывала под стражей. Тиргатао же тайно бежала от стражников. Когда люди Гекатея и Сатира разыскивали ее с огромным усердием, ибо боялись, как бы она не подвигла меотов к войне, — то не могли найти, так как меотянка, передвигаясь по безлюдным и скалистым порогам, днем скрываясь в лесах, а по ночам идя по дороге, наконец, пришла к так называемым иксоматам, где были дворцы ее родственников.
Отца она застала уже умершим, живя же с тем, кто унаследовал власть, подвигла иксоматов к войне. И подчинила многие из воинственных народов вокруг Меотиды, особенно же опустошила набегами Синдику Гекатея и разоряла владения Сатира, так что оба, послав масличные ветви, обитые белой шерстью и дав в заложники сына Сатира, Метродора, умоляли дать им мир. Она же заключила его, однако они, заключив договор, не соблюдали клятв, так как Сатир убедил двоих друзей, пришедших к нему с мольбой о защите, злоумышлять против нее. Они бежали, а Сатир требовал их выдачи.
Тиргатао же, почитая закон об убежище, часто писала ему, требуя прощения молящим о защите. Те же напали на нее: один будто бы чтобы поговорить с ней о важных делах, а другой, в это время выхватив меч, но потерпел неудачу в своем замысле, так как ее пояс принял на себя удар. Копьеносцы, сбежавшись, пытали обоих, те же признали злой умысел, подобающий тирану.
Тиргатао тотчас же предприняла войну, убив заложника и наполнив страну всеми ужасами грабежа и убийства, до тех пор пока сам Сатир не умер, впав в отчаяние, сын же его Горгипп, унаследовав власть, сам, придя в качестве просителя и дав ей величайшие дары, не прекратил войну.

Перевод из книги: Полиэн Стратегемы : Издание второе, исправленное и дополненное / Пер. с греч. под общ. ред. д . и. н. А. К. Нефёдкина. — СПб.: Евразия, 2021. — 768 с.

Фрагмент фриза со сценой сражения (Амозономахия). Боспор. Вторая половина IV в. до н.э. 
Известняк. ГМИИ имени А. С. Пушкина. Возможно на рельефе изображен момент сражения Тиргатао.
Фрагмент фриза со сценой сражения (Амозономахия). Боспор. Вторая половина IV в. до н.э. Известняк. ГМИИ имени А. С. Пушкина. Возможно на рельефе изображен момент сражения Тиргатао.

Конечно, мы не можем сказать наверняка, что всё описанное произошло на самом деле. Полиен жил спустя шесть веков после тех событий и, вероятно, записал дошедшие до него предания и легенды о смелой Тиргатао. Тем не менее, это ценный источник в изучении истории племен, обитавших в нашем регионе во времена вхождения Синдики в состав Боспорского царства.