В первой половине первого тысячелетия до нашей эры на Кубани жили оседлые народы — меоты. Это общее наименование для племён, в число которых входили дандарии, досхи, керкеты, псессы, синды, тореты, зихи и другие. Многие ученые считают эти древние племена предками современных адыгов — автохтонного народа Северного Кавказа.
Например, известный кубанский археолог, исследователь меотов Никита Владимирович Анфимов (1909 — 1998) относил меотов к числу кавказских народов, которые участвовали в формировании адыгского этноса.
Впервые меоты и одно из их племён, синды, упоминаются у античных авторов VI — V веков до нашей эры: Гекатея Милетского, Гелланика Митиленского и Геродота. Более поздние упоминания о них можно найти у Псевдо-Скилака, Псевдо-Скимна и Диодора Сицилийского, а также у Страбона. К сожалению, античные авторы не оставили нам информации об их происхождении.
В античных источниках меоты — это больше географическое понятие, которое обозначает народы, населявшие земли вокруг Азовского моря (Меотиды). Они были разнородными по своему этническому и языковому составу. Это древнее оседлое население, проживавшее в Прикубанье и Восточном Приазовье.
Племена синдов населяли территорию современного Таманского полуострова. Эти места были идеальны для расселения: здесь были тихие бухты с множеством проток, богатых рыбой. Протоки служили защитой от внезапных нападений с суши.
Вскоре здесь возникла цепочка греческих полисов. Торговые связи укрепились, началась эллинизация синдов. Однако другие меотские племена — воинственные и непримиримые — продолжали жить обособленно, иногда вмешиваясь в дела Боспора — античного государства, существовавшего в Северном Причерноморье в V в. до н. э. — IV в. н. э.
В первой половине IV в. до н.э. земли синдов вошли в состав Боспорского царства. Правивший тогда Левкон I (390–348 гг. до н. э.) направил в Синдику своего брата Горгиппа в качестве наместника. Горгипп положил конец междоусобным войнам и подчинил синдские племена. Полис на месте современной Анапы, упоминавшийся у древних авторов как Синдик или Синдская гавань, становится резиденцией Горгиппа и переименовывается в Горгиппию.
Впервые о синдах как о подданных Боспора упоминается в титулатуре Перисада I (правил в 344—310 гг. до н. э.):
«Архонт Боспора и Феодосии, царь синдов, торетов, дандариев, псессов, фатеев, досхов и всех меотов».
О событиях, происходивших во времена присоединения Синдики к Боспору, рассказывает писатель II в. н.э. Полиен в своем труде «Стратагемы» (Военные хитрости). В восьмой книге он описывает историю меотянки Тиргатао:
Меотянка Тиргатао была выдана замуж за Гекатея, царя синдов, которые обитают немного выше Боспора. Этого Гекатея, лишившегося власти, восстановил тиран Боспора Сатир и дал ему для брака свою дочь, потребовав убить прежнюю жену.
Он же, сильно любя меотянку, не осмелился ее убить, но, заключив в укрепленную крепость, велел, чтобы она пребывала под стражей. Тиргатао же тайно бежала от стражников. Когда люди Гекатея и Сатира разыскивали ее с огромным усердием, ибо боялись, как бы она не подвигла меотов к войне, — то не могли найти, так как меотянка, передвигаясь по безлюдным и скалистым порогам, днем скрываясь в лесах, а по ночам идя по дороге, наконец, пришла к так называемым иксоматам, где были дворцы ее родственников.
Отца она застала уже умершим, живя же с тем, кто унаследовал власть, подвигла иксоматов к войне. И подчинила многие из воинственных народов вокруг Меотиды, особенно же опустошила набегами Синдику Гекатея и разоряла владения Сатира, так что оба, послав масличные ветви, обитые белой шерстью и дав в заложники сына Сатира, Метродора, умоляли дать им мир. Она же заключила его, однако они, заключив договор, не соблюдали клятв, так как Сатир убедил двоих друзей, пришедших к нему с мольбой о защите, злоумышлять против нее. Они бежали, а Сатир требовал их выдачи.
Тиргатао же, почитая закон об убежище, часто писала ему, требуя прощения молящим о защите. Те же напали на нее: один будто бы чтобы поговорить с ней о важных делах, а другой, в это время выхватив меч, но потерпел неудачу в своем замысле, так как ее пояс принял на себя удар. Копьеносцы, сбежавшись, пытали обоих, те же признали злой умысел, подобающий тирану.
Тиргатао тотчас же предприняла войну, убив заложника и наполнив страну всеми ужасами грабежа и убийства, до тех пор пока сам Сатир не умер, впав в отчаяние, сын же его Горгипп, унаследовав власть, сам, придя в качестве просителя и дав ей величайшие дары, не прекратил войну.
Перевод из книги: Полиэн Стратегемы : Издание второе, исправленное и дополненное / Пер. с греч. под общ. ред. д . и. н. А. К. Нефёдкина. — СПб.: Евразия, 2021. — 768 с.
Конечно, мы не можем сказать наверняка, что всё описанное произошло на самом деле. Полиен жил спустя шесть веков после тех событий и, вероятно, записал дошедшие до него предания и легенды о смелой Тиргатао. Тем не менее, это ценный источник в изучении истории племен, обитавших в нашем регионе во времена вхождения Синдики в состав Боспорского царства.