Слои поздней юры хранят в себе массу любопытных окаменелостей. В эту эпоху уже современные формы встречают реликтов прошлого, среди которых были и брахиоподы.
Брахиоподы - это тип бентосных животных, которые отдалённо напоминают двустворчатых моллюсков. Раковина у них была из двух створок, но зачастую одна - выпуклая, а другая - вогнутая или плоская. Крепятся брахиоподы к субстрату не при помощи биссусных нитей, а при помощи небольшой ножки. Некоторые формы, правда, могут прирастать одной из своих створок к твёрдому субстрату.
Среди прочих позднеюрских брахиопод встречаются и крайне ценные для коллекционеров москвеллы (Mosquella oxyoptycha (Fischer von Waldheim, 1843)). Москвеллы - это один из родов ринхонеллид, встречающийся в верхней части титонских (волжских) отложений Москвы и Мособласти. Форма раковины у них параболическая, ребристая, с ярко выраженным "зубастым" замком.
Москвеллы - один из самых желаемых и в то же время частых родов волжских брахиопод. Есть, правда, одна проблема, встающая перед каждым коллекционером, который решит заняться их добычей. Большинство окаменелостей москвеллы - это ядра, т.е. внутренние слепки. Раковина у них крайне тонкая - можно процарапать иголкой - так что большинство полных окаменелостей не вычищают, а каждая очищенная от внутреннего ядра раковина - это результат невероятно кропотливой работы.
Любопытно, что москвеллы показывают очень большую внутриродовую (или даже внутривидовую) изменчивость. Есть формы с разной высотой и шириной раковины, причём иногда их трудно отличить от родственных форм, вроде руссиринхии.