Цирковое искусство существует с древних времен – люди всегда стремились выходить за пределы своих возможностей, создавать чудеса собственными руками, смеяться и шутить вопреки превратностям судьбы. Поэтому о цирке писали гениальные авторы – Александр Куприн, Иван Бунин, Антон Чехов, сочиняли музыку композиторы, например, Игорь Стравинский, написавший «Цирковую польку для слоненка». Не могли остаться равнодушными к цирковым и художники.
ПАБЛО ПИКАССО
Пабло Пикассо – самый дорогой художник в мире, недаром его полотна пользуются наибольшей популярностью среди похитителей. Цирк стал главной темой творчества Пикассо в так называемый «розовый период» (примерно 1905-1907 гг.), когда он рисовал клоунов, акробатов, танцовщиков, артистов театра, используя розово-золотистые и розово-серые тона.
Пикассо заинтересовался этой темой еще в Барселоне, где постоянно посещал цирки «Алегрия» и «Тиволи». Перебравшись в 1904 году в Париж, он часто бывал в цирке Медрано, названного в честь соотечественника, клоуна Жерома Медрано. Пикассо настолько подружился с артистами труппы, что иногда и его принимали за акробата-иммигранта.
«Девочка на шаре», написанная в 1905 году – одна из самых знаменитых картин Пикассо. На ней изображены акробаты бродячего цирка. Сейчас шедевр хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. В Новороссийске в 2006 году поставили памятник в честь «Девочки на шаре» – правда, главным персонажем скульптуры является уже мальчик.
ЖОРЖ-ПЬЕР СЁРА
Жорж-Пьер Сёра – французский живописец, основатель неоимпрессионизма, изобретатель собственного художественного метода рисования «точками», пуантилизма. Когда он только начинал творить в новой для художественного сообщества манере, его работы, как и некоторых других его коллег, называли «бессмысленными, анемичными и надуманными». Несмотря на болезненные переживания из-за резкой критики, художник продолжал творить и в итоге добился признания.
На картине «Цирк» изображена скачущая стоя на лошади артистка парижского цирка Фернандо – в 1890 году он был переименован и стал уже знакомым нам цирком Медрано. Студия Сёра была расположена неподалеку, и художник часто заходил на репетиции и представления, делая наброски персонажей для картины. Можно заметить, что в зрительном зале присутствует некоторая сегрегация – публика побогаче сидит на первых рядах, бедняки расположились на верхних. Сёра готовится показать свое творение на выставке в Париже, но не успел – в 1891 году художник внезапно умер на 32 году жизни, и картина осталась незавершенной. Ее дорисовывал друг и коллега Сёра, Максимилиан Люс.
АЛЕКСАНДР САПОЖНИКОВ
Александр Сапожников – наш современник, выдающийся художник-график и иллюстратор, создавший визуальные образы для более двух сотен книг, в том числе «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова. Он участвовал в художественном оформлении станции метро «Новослободская» в Москве. Будучи увлеченным жизнью во всех ее творческих проявлениях, он создал несколько тематических живописных серий о театре, балете, в том числе, о цирке.
Сапожников родился на Урале, потом перебрался Москву, где подрабатывал статистом в одном из театров, учился у знаменитых Александра Дейнеки и Владимира Фаворского. Его работы хранятся в российских и зарубежных музеях. Стилистика картин Александра Васильевича близка к наивной, наполнена теплом и любовью к изображенным на ним персонажам. В основном цирковая серия посвящена клоунам, и в ней можно заметить нотку грусти – «но слез моих не видно никому, что ж, Арлекин я, видно, неплохой».
МАРК ШАГАЛ
Марк Шагал – русский и французский художник, яркий представитель авангарда, учился в Петербурге, а затем уехал в Париж. Цирком он восхищался еще в детстве, когда впервые побывал на выступлении акробатов в родном Витебске. «Я всегда рассматриваю клоунов, акробатов и актеров как существ трагических. Они напоминают мне фигуры религиозных картин», писал Марк Шагал. Парижский Зимний цирк так его впечатлил, что он посветил ему серию работ и не раз возвращался к теме циркового искусства в течение всей жизни.
На картине Шагала «Большой цирк» 1956 года весь мир – как цирковое представление. «Большой цирк» считается самым грандиозным исследованием цирка Шагалом как предмета для его картин. Здесь есть и музыканты оркестра, и наездницы, и звери, и клоуны, акробаты и гимнасты, и даже мифические крылатые существа.
ЛАУРА НАЙТ
Лаура Найт, представитель постимпрессионизма, первая женщина-художник, удостоенная в 1929 году звания дамы Британской империи и первая женщина, которая провела персональную выставку в Королевской академии. После Первой мировой войны вместе с мужем, тоже художником, она переселилась в Лондон и начала рисовать картины, посвященные театру, балету и цирку.
В начале 1920-х годов Лаура Найт посетила лондонский цирк Бертрама Миллса в Олимпии на западе Лондона – там выступали всемирно известные артисты, например, клоун Уимсик Уилсон. В течение 1929 и 1930 годов вместе с объединёнными труппами Бертрама Миллса и Большого цирка Кармо она отправилась в турне по Великобритании. Цирковое искусство впечатлило художницу и надолго стало темой ее работ.
Еще можно почитать: