В шезлонге у моря, в гамаке на даче, на скамейке в городском саду, за столиком летней веранды... Когда еще читать с упоением, как не в эти тёплые дни, когда каждая книга, как и само лето – "маленькая жизнь". Мы подготовили для вас список интереснейших произведений о цирке, прочитав которые вы узнаете немного больше не только о цирке, но и о жизни в целом.
"Глазами клоуна", Генрих Бёлль
Роман – монолог представляет собой размышления героя о своей жизни и повествование о ее событиях. Его родители – угольные магнаты, а он сам выбрал путь клоуна – того, кто «всегда говорит правду». Он не может простить матери гибель сестры, которую та отправляет на войну в зенитные войска. Его любимая девушка ушла от него к другому, ортодоксальному католику. В книге много рассуждений о нацизме, религии и лицемерии постфашисткой Германии.
«Мать вела себя просто непозволительно. Она советовала отцу послать меня углекопом в шахту, а отец ежеминутно спрашивал, кем я собираюсь стать. Я заявил:
— Клоуном.
— Ты имеешь в виду актёром? — сказал он. — Хорошо… возможно, я смогу определить тебя в соответствующее училище.
— Нет, — возразил я, — не актёром, а клоуном, и училища не идут мне впрок».
Немецкие католики враждебно приняли опубликованный в 1963 году роман, так как его герои не состояли в официальном браке, что на тот момент было неприемлемо. В 1971 году Белль был избран президентом Международного ПЕН – клуба, а в 1972 – удостоен Нобелевской премии по литературе. Публикация романа и премия вызвала гнев консерваторов из-за негативного изображения католической церкви и партии ХДС.
А что думает автор?
«Первые литературные опыты нашего поколения после 1945 года получили название «литературы руин»: их не хотели принимать всерьез. Мы не протестовали против такого названия, оно было уместно: люди, о которых мы писали, действительно жили на развалинах, в равной степени искалеченные войною, мужчины, женщины, даже дети. Наша задача — напомнить: человек существует не только затем, чтобы им управляли, разрушения в нашем мире бывают не только внешние и природа их не всегда столь безобидна, чтобы обольщаться, будто поправить их можно за какие-нибудь несколько лет». (Из манифеста Г. Бёлля)
В 1976 году по книге был снят фильм «Взгляды клоуна». Его режиссером стал чех Войтек Ясный, в годы войны работавший на нацистской фабрике и с 18 лет помогавший разведке антигитлеровской коалиции. Главную роль сыграл Хельмут Грин.
"Леонид Енгибаров", Рудольф Славский
Рудольф Евгеньевич Славский (Заславский), клоун, артист и режиссёр цирка, автор 14 книг и статей о цирковом искусстве и деятелях цирка в «Большой Российской энциклопедии». Его книга 1989 года о легендарном клоуне, миме и писателе Енгибарове, чья жизнь оборвалась всего в 37 лет, сейчас – настоящая библиографическая редкость. Она составлена на основе личных впечатлений, архивных документов и многолетней дружбе двух артистов и рассказывает о творческой судьбе легенды цирка, которого называли «Клоуном с осенью в душе» за его философский подход к своей профессии.
«Родился я в Москве. Девять лет провел на ринге. Заповедь «ударили по правой щеке, подставь левую» считаю в корне ошибочной. Сменил множество профессий, и в двадцать два года мне оставалось только стать актером. Писать начал тогда же, поневоле. Никто из авторов не хотел со мной работать, пришлось самому стать сценаристом. Понравилось. Теперь с ужасом думаю: а вдруг явится настоящий сценарист...
Люблю: море, осень... Винсента Ван-Гога. Боюсь: благополучия. Главное для меня в жизни — чувствовать ответственность за все совершающееся вокруг нас». (Леонид Енгибаров)
В книге помимо авторского повествования есть высказывания Леонида Енгибарова об искусстве клоунады, лирические миниатюры. Письма к близким и малоизвестные фотографии мастера появляются в этой книге впервые.
А что думает автор?
«Ему было суждено прожить всего тридцать семь лет. Но сколько успел он сделать! И как артист со своим голосом, искренним и чистым, и как одаренный литератор, и как теоретик циркового юмора, и как перспективный режиссер... Леонид Енгибаров украсил галерею выдающихся мастеров смеха XX века. Подобно братьям Фрателлини, Гроку, Эммету Келли и Чарли Ривельсу, подобно Анатолию Дурову, Виталию Лазаренко, Карандашу — он остался клоуном на все времена». (Рудольф Славский
"Почерк Леонардо", Дина Рубина
В романе, изданном в 2008 году, рассказывается мистическая история о гениальной цирковой артистке и каскадере Анне. Автор делает это устами людей, встретившихся на жизненном пути главной героини. Она пишет таким же, как у Леонардо Да Винчи «зеркальным» почерком и умеет видеть будущее.
«…ее природа создала по какому-то спецзаказу. Идеальное существо для прыжков, сальто, растяжек и прочих трюков. Чтоб она ни делала, на нее все время хотелось смотреть».
Идея книги возникла так. Как-то раз собеседница Дины Рубиной рассказала ей об удочеренной девочке, которая обладала необычными способностями и при этом занималась балетом, цирком. Под впечатлением этих рассказов позже во сне Рубина увидела образ будущей героини романа – девушку, идущую ей навстречу по канату с балансиром.
Книга посвящена воздушной гимнастке Елене Никольской, которая консультировала автора в процессе написания романа. Она, а также ее муж и коллега Николай стали друзьями Дины Рубиной.
А что думает автор?
«Цирк – это бездна труда, бездна невероятного искусства, мужества и образа жизни. Это совершенно другие люди, это закрытая каста…Когда я начала изучать этот мир, невероятный, трудовой, вот тогда я начала осознавать, что я что-то чуть-чуть начала понимать в цирке, и тут роман закончился». (Дина Рубина)
"Дрессировка животных", Владимир Дуров
Владимир Дуров – основоположник методологии гуманной дрессировки, построенной на условных рефлексах животных, выработанных за счет поощрения едой за успешно выполненный трюк. Он проводил психологические опыты на животных по телепатии, парапсихологии с использованием наработок ученых В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.
Книга состоит из трех частей: основанные на собственном опыте наблюдения за животными; самые яркие цирковые эпизоды с участием питомцев Дурова; теория и факты по зоопсихологии.
«Я приведу три случая в моей жизни, когда при некоторых исключительных обстоятельствах мне удалось воздействовать на животных при помощи одного лишь внутреннего моего духовного напряжения, не применяя технических приемов, заставить их делать то, что мне нужно. Эти случаи, думается мне, довольно ясно обнаруживают существование этой таинственной формы психической передачи мысли от одного мыслящего существа к другому».
Владимир Дуров в предисловии к книге говорит о ее: целях «Я хочу, чтобы животные перестали быть для человека какими-то ходячими машинами, которые он может эксплуатировать как ему угодно и по отношению к которым он не чувствует никаких нравственных обязательств. Пусть он почувствует в животном личность, сознающую, думающую, радующуюся, страдающую».
А что думает автор?
«По-моему, это будет не просто книга, а зеркало моей жизни и трудов…Побудительным стимулом зоопсихологической работы моей жизни явилась внутренняя уверенность в том, что психология животного также доступна воздействию путем суггестии, путем восстановления нити взаимного понимания между психологией животного и человека…Таким образом, я раз и навсегда отказался от метода воздействия на животную психику путем насилия…» (Владимир Дуров)
"Братья Земганно", Эдмон Гонкур
Эдмон Гонкур – учредитель Гонкуровской премии по литературе. Его брат и соавтор Жюль ушел из жизни в возрасте 39 лет, а в 1900 году уже по завещанию Эдмона было учреждено Общество братьев Гонкур. 21 декабря 1903 года была вручена первая Гонкуровская премия.
В романе повествуется о перипетиях насыщенной и сложной жизни братьев-цирковых артистов, в которой постоянно присутствует напряженный труд, риски, травмы, и, как оказывается предательство. И только любовь братьев друг к другу помогает им преодолеть все испытания.
«… братья имели все данные, чтобы нравиться персоналу цирка. У старшего были положительные качества чистосердечного и преданного товарища; к тому же серьезное и несколько грустное лицо его часто освещалось доброй и ласковой улыбкой. А младший – тот сразу покорил всех своей общительностью, задором, своей мальчишеской игривостью, даже долей задирчивости, которой он умел придать оттенок ласки, подвижностью, оживлением, шумом, которые он вносил в иные скучные и томительные дни, неуловимым очарованием красивого, забавного и резвого существа, живущего среди озабоченных людей, и той заставляющей улыбаться прелестью, которою от него веяло с самого детства».
Роман был напечатан в 1879 году издательством Шарпантье и получил большое количество отрицательной критики, о чем с горечью писал в своем дневнике Эдмонд де Гонкур. Впоследствии он был очень популярен в Советском Союзе.
А что думает автор?
25 октября 1878 года в дневнике Эдмона де Гонкура появилась запись:
"Мне следовало бы приняться за роман о клоунах, так как в настоящее время мой ум находится в смутном и зыбком состоянии, как раз соответствующим подобному произведению, несколько выходящему за пределы абсолютной реальности".
"Почти серьезно", Юрий Никулин
Юрий Владимирович Никулин, легенда российского цирка и кинематографа, в свое время работавший директором Московского цирка на Цветном бульваре, написал теплую и добрую книгу, в которой есть много интересных историй о себе, близких, артистах цирка и кино, много иронии и любви к людям. Книга вышла в 1979 году.
«Помню, смотрел я, как цирковой бутафор что-то мастерил из резины, и лежавшие рядом обрезки вдруг напомнили мне змею. Я попросил его сделать нам из этой резины змейку. Зачем она нам – сам не знал. Ну пусть, думаю, будет у нас змейка. Повисит в гардеробной, а потом мы с ней что-нибудь да придумаем. Года два змея, пугая всех входящих, «прожила» в нашей гардеробной. А затем родилась реприза «Змейка», которую мы с успехом показывали после работы дрессировщиков. Я выходил с чемоданом в центр манежа (в чемодане находился механизм управления змейкой) и сообщал Мише:
– Вот мне Дуров змейку подарил! Вытаскивал из чемодана змею (она извивалась в руках, как живая, сделанные из блестящих пуговиц глазки злобно блестели). Опуская ее на ковер, я говорил: «Ее зовут Катя». Публика смеялась».
В рассказе о съемках фильма "Ко мне, Мухтар!" раскрывается интересный секрет. Собаки-кандидаты на роль Мухтара из-за боязни ветродуев отказывались сниматься, и спасла этот эпизод и многие другие собака поклонника творчества Юрия Никулина.
А что думает автор?
«Все время пока я был в цирке, когда я делал какую-нибудь запись в тетрадку в клеточку, или, когда я какую-то интересную статью вырезал из газеты, я почему-то всегда думал, что я обязательно что-то напишу…. Я думал, что даже при моей загруженности в цирке между делом я за полтора года напишу эту книгу. Я писал ее 5 лет…». (Юрий Никулин)
"Воды слонам!", Сара Груэн
Якоб Янковский, живущий в доме престарелых, однажды видит, как за окном паркуется цирк, и начинает вспоминать свое прошлое. В юности, в годы Великой депрессии, он был вынужден скитаться по Америке пока не попадал в поезд, принадлежащий цирку братьев Бензини, «самому великолепному на земле». Здесь-то он находит свое место под солнцем и все то хорошее, и не очень, что можно увидеть в цирке. Конечно, не обходится без любовной линии.
«Торговый ларек в центре шатра рухнул, и теперь на его месте был пестрый клубок лап, пяток, хвостов и когтей, и все это рычало, визжало, мычало и ржало. Над этой грудой возвышался белый медведь, слепо размахивая огромными лапами с острыми когтями. Он задел ламу и сразил ее наповал — Бум! Лама рухнула на землю, шея и ноги распластались, словно лучи пятиконечной звезды».
В 2011 году вышла экранизация романа – режиссером стал Фрэнсис Лоуренс, в фильме снимались Риз Уизерспун, Роберт Паттинсон и Кристоф Вальц. В 2023-24 году на Бродвее был показан мюзикл.
В мире продано свыше 10 миллионов экземпляров книга «Воды слонам!», она стала бестселлером № 1 по версии «Нью-Йорк таймс», «Лос-Анджелес таймс», «Уолл-стрит джорнэл».
А что думает автор?
Третья книга Груэн была первоначально отклонена ее издателем Avon Books, тогда она нашла другого издателя, Algonquin Books of Chapel Hill – роман стал бестселлером и теперь доступен на 45 языках. В интервью «Нью-Йорк Таймс" Сара Груэн рассказала, что благодаря коммерческому успеху «Воды слонам», они с мужем купили дом, где они могут разместить двух лошадей, а также зверинец из четырех котов, двух собак и трех козлов.
"Я – инспектор манежа", Роберт Балановский
Автор книги Юзеф Балаховский приобрел новые имя и фамилию, когда в 1912 году присоединился к труппе акробатов Виноучи – стал Робертом Балановским. Он выступал с номерами «Человек без нервов» (баланс на столах), работал с различными партнерами в комико-акробатических и эквилибристических номерах, а затем стал бессменным инспектором манежа Ленинградского цирка.
Повесть о цирке и цирковых артистах он написал в соавторстве с писателем Аркадием Минчковским.
«Сейчас, мы под звуки бравурного марша выйдем приветствовать зрителей, и зрители будут аплодировать нам. Так каждый вечер. И сколько бы их ни прошло, в эту минуту меня охватывает волнение. Все ли у нас хорошо? Как сегодня пойдет программа? Останется ли довольным наполненный взрослыми и детьми огромный зал? Последним в прологе выхожу я. И представление начинается».
В книге автор вспоминает свое детство, историю, как он стал "цирковым" и рассказывает, как складывалась его карьера. Книга красочно оформлена художником Ю. Шабановым, и хотя выпущена издательством «Детская литература» в Ленинграде «для среднего и старшего возраста», будет интересная широкому кругу читателей.
А что думает автор?
«Для меня цирк - все. Не знаю, как сложилась бы моя жизнь, если бы однажды я не попал в цирк…Цирк меня сразу и навсегда покорил. Меня поразили и восхитили дети, которые, как заправские артисты, выступали в тот день на арене. Конечно же, я ничего не сказал отцу, но именно тут, в одном из верхних рядов цирка, на представлении, твердо решил, что стану артистом в какой-нибудь цирковой труппе». (Роберт Балановский)
"Ночной цирк", Эрин Моргенштерн
Эрин Моргенштерн – американская писательница и художница, создательница уникальной колоды карт Таро. Перед тем как ее дебютная книга стала бестселлером, а она сама стала обладательницей двух премий, Моргенштерн получила 30 отказов от различных издательств и литературных агентов. Есть, чем воодушевиться!
Действие фантасмагорической сказки происходит в волшебном бродячем цирке Le Cirque des Rêves недалеко от викторианского Лондона. Цирк работает только от заката до восхода солнца, его аттракционы бросают вызов реальности, у него нет расписания, он появляется и исчезает в случайных точках пространства без предупреждения. В центре сюжета – противостояние могущественных фокусников, выигрыш в котором может стоить жизни.
«Цирк полон сияния: от пламени факела, фонарей, звёзд. Выражение "игра света" в отношении красот Цирка Сновидений я слышал так часто, что порой мне кажется, будто цирк и есть не что иное, как иллюзия, созданная светом».
По книге должны были снять фильм «Ночной цирк», но идея так и осталась нереализованной. Права на экранизацию принадлежат Summit Entertainment.
А что думает автор?
"Я фанат магии и фэнтези, особенно когда они основаны на реальности. На самом деле, я не большая поклонница цирка в традиционном смысле этого слова, но мне нравятся многие цирковые атрибуты в виде полосатых шатров и карамели". (Э. Моргенштерн)
"Творцы чудес и их методы", Гарри Гудини
Гарри Гудини, знаменитый иллюзионист, умевший освобождаться из самых невероятных оков, родился в 1874 году в Будапеште. А еще он был филантропом и меценатом, актером, сценаристом, режиссером и продюсером, а также разоблачителем шарлатанов, доказательством последнего служит эта книга. Книга рассказывает об артистах, выступавших в Европе и Америке с XVII по XX века.
«Знаменитый танец огня индейцев навахо, часто описываемый так, как будто он связан с какой-то настоящей некромантией, объясняется обычным зрителем. Это правда, что обнаженные фанатики прыгают вокруг большого костра со связками пылающего хвороста в руках и бросают пламя на свои собственные тела и тела своих собратьев, и всё это самым живописным и маниакальным образом; но сначала кожу участников так густо покрывают глиняной краской, что их становится трудно обжечь».
Свои собственные секреты Гарри Гудини, ставший членом масонской ложи, так и не раскрыл, хотя ходили слухи, что по завещанию мастера в год его столетнего юбилея это должно было произойти.
А что думает автор?
«После моих фальшивых спиритических сеансов меня ждала встреча с одним человеком, не являющимся земным жителем, но обитающем среди нас в человеческом обличии, — написал Гудини. — Он раскрыл мне секреты магии. С тех пор в моей жизни никакого обмана и никаких фокусов!».