Найти в Дзене

Особняк Абамелек-Лазарева на Миллионной улице.

Всего лишь несколько лет спустя после основания Санкт-Петербурга на Миллионной улице, которая тогда называлась Большой, начали возводиться многочисленные особняки петербургской аристократии. Первым владельцем земли на Миллионной улице, 22, стал вице-адмирал М.П. Госслер.

Существуют документальные свидетельства, что Петр I с дочерью Елизаветой посещали это место на крестины сына Госслера. Сам дом был деревянным, и, к сожалению, он сгорел в 1735 году.

Вид дома Абамелек-Лазарева со стороны Миллионной улицы. источник Википедия / автор Игорь Гордеев.
Вид дома Абамелек-Лазарева со стороны Миллионной улицы. источник Википедия / автор Игорь Гордеев.

Новым владельцем стал Ф.А. Апраксин, под руководством которого был возведен каменный дом. Боковые ризалиты выделяются вперед, в то время как центральная часть имеет легкое углубление. Над главным входом установлены круглые окна. Архитектор, который создавал здание, остался неизвестным. Постройка выполнена из маломерного кирпича с оформлением в виде лопаток, которые сохранились до наших дней (белые участки фасада между проемами). С левой стороны дома находилась въездная арка.

В 70-е годы XVIII века, когда зданием владел князь В.С. Васильчиков, брат одного из фаворитов Екатерины II, было добавлено лишь одно новшество — портик из серых мраморных колонн. Эти колонны были изготовлены для третьего Исаакиевского собора, который возводился под руководством архитектора Антонио Ринальди. При князе Васильчикове также была заложена арка для подъезда, благодаря чему вход стал осуществляться с набережной Мойки.

За время своего существования особняк на Миллионной сменил больше 20 хозяев. Домом в разные годы владели Г. Бирон, А. Б. Голицын, В. В. Долгоруков, В. П. Кочубей, А. Б. Куракин, А. М. Потёмкин.

Парадная лестница
Парадная лестница

В 1904 году дом на Миллионной улице был приобретён С.С. Абамелек-Лазаревым. С момента постройки в доме почти ничего не изменилось, за исключением осветительных устройств и обстановки.

Тамбур
Тамбур

Входной дубовый тамбур - исторический. Для парадного входа использовались центральные двери, а для повседневной жизни - боковая, так можно было сохранить тепло. В вестибюле были камины, которые не сохранились до нашего времени. Пол выполнен из мрамора и выложен в шахматной раскладке.

Парадная лестница
Парадная лестница

Из вестибюля открывается вид на гранитную лестницу, которая подчеркивает великолепие лепнины и иных декоративных деталей.

Парадная лестница
Парадная лестница

Лестница обрамлена двумя колоннами, установленные одновременно с колоннами при входе, но они сохранились в более хорошем состоянии и до сих пор выглядят как отполированные.

Парадная лестница
Парадная лестница

Поднявшись по лестнице, можно было попасть в парадный зал, который сейчас закрыт. Из окон второго этажа видно большое окно библиотеки Абамелек-Лазарева, находящейся уже в соседнем здании.

Спальни располагались по правую сторону от лестницы, а парадные гостиные — по левую. Стоит отметить, что мебель и другие элементы оформления интерьеров особняка почти не сохранились.

Историческое зеркало
Историческое зеркало

Следующее помещение — гостиная. В ней остались исторический паркет и зеркало.

Гостиная
Гостиная

Когда-то эта комната была богато украшена и соединяла другие помещения анфиладного типа.

Белая столовая
Белая столовая

Одним из самых просторных помещений этого дома является Белая столовая. Зал выполнен в необарочном стиле. От дверей, которые когда-то вели в столовую, остались только верхние перекрытия.

Потайные комнаты
Потайные комнаты

В глубине зала есть две незаметные двери — одна ведёт на лестницу для слуг, а вторая в маленькую комнату, где слуги могли скрыться, чтобы не беспокоить хозяев.

Лестница для прислуги
Лестница для прислуги

Теперь в витринах, которые установили вдоль стен бывшей столовой можно увидеть разнообразные призы, полученные спортсменами нашего города.

Ротонда
Ротонда

На этом особняк по адресу Миллионная, 22 заканчивается. Семен Семенович Абамелек-Лазарев построил дома на других участках. Сейчас даже незаметно, как мы переходим из одного здания в другое.

Столовая соединяется с ротондой, украшенной искусственным мрамором, которая служит связующим звеном. Паркет и подоконники в ротонде являются частью истории.

Ротонда
Ротонда

Отсюда можно попасть в два соседних дома - на набережной реки Мойки 21 и на набережной Мойки 23.

Переход между домами
Переход между домами

Мы переходим к дому на набережной Мойки, 21. Его перестройкой занимался архитектор Е. С. Воротилов. Эти работы существенно отличаются от обычного изменения планировки здания или его внутреннего убранства. По указанию Абамелек-Лазарева новый дом должен был быть похож на здание на Невском проспекте, 40, где прошло детство князя.

Следует отметить, что Семён Абамелек-Лазарев по происхождению армянин, несмотря на то что его семья имеет корни и в Грузии. Род Абамелеков с давних времён поддерживал армянскую церковь в Санкт-Петербурге.

-15

Однажды предок Семёна Семеновича изрёк: “пусть здесь проживёт три поколения моих потомков, а четвёртые пожертвуют свои дома Армянской церкви”. Именно подобное предание стало причиной его переезда с Невского проспекта.

Камин
Камин

Если фасад дома на набережной Мойки в итоге немного отличался от оригинала, то интерьеры двух комнат были полностью скопированы. Примечательно, что копии декоративных элементов остались на Невском проспекте, а оригиналы «переехали» в новый дом князя.

Камин
Камин

В Парадную столовую перенесли две печи с глазурью. На одной из них можно увидеть изображение бога войны Марса, а на другой – богини мудрости Афины.

Колоннада
Колоннада

В торце Парадной столовой, противоположной окнам, выходящим на Мойку, можно увидеть изящный портик, украшенный сверху скульптурой Гебы, богини юности в древнегреческой мифологии. В колоннаде раньше помещался буфет с сервизом.

Стены были украшены шпалерами "История Баязета и Тамерлана", которые были куплены в Брюсселе. После революции они пропали и только спустя время были найдены в коллекции Эрмитажа.

Кабинет
Кабинет

Далее следует кабинет Семён Семёновича. Из него есть выход на балкон, откуда открывается чудесный вид на набережную Мойки и центр города. В одном из десюдепортов можно заметить небольшой квадратик — это археологическое окно, которое свидетельствует о том, что над каждой дверью была своя роспись.

Оригинальный пол
Оригинальный пол

Лепные потолки в точности повторяли кабинет в доме на Невском. А печи с фигурами и резные двери с карнизами над ними также перенесены из прошлого дома.

Десюдепорт
Десюдепорт

Сейчас в бывшем кабинете расположен зал для заседаний комитета по физкультуре и спорту с местом для руководителя.

Вдоль Мойки находились еще несколько гостиных.

-22

В дворовой часть комплекса находится каретник. В каретнике обязательно должно быть две двери, чтобы заводить и выводить лошадей. А когда появились машины в них парковали автомобили.

Последним был куплен участок на Мойке 23, но об этом доме поговорим отдельно.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: