Найти тему

«Вот и третий – ореховый, Спас…». Картина дня

Оглавление

29 августа христиане отмечают день Спаса Нерукотворного, в память о появлении чудотворного образа на полотенце, которым Христос отер лицо. Этот образ Спасителя стал первой христианской иконой.

Но у этого праздника есть ещё несколько названий.

«Третий Спас хлеба припас».
Название «Хлебный Спас» говорит о том, что к этому времени заканчивается жатва. День накануне Третьего спаса назывался «дожинками» – надо было успеть до праздника всё «дожать».

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) в одной из самых первых своих картин изобразил горячую пору полевых работ. Интересно, что это произведение было найдено в конце 1960‑х годов во время реставрации здания Елабужского Дома-музея, в перекрытиях между первым и вторым этажом.
В картине
«Жатва» восемнадцатилетний художник запечатлел вид на село Татарские Челны, расположенное в окрестностях Елабуги. Уже в этой ранней работе мы видим и присущую ему любовь к родине, и желание передать её бескрайний простор. Золотые нивы, церковь на пригорке и высокое голубое небо – красота!

Иван Шишкин. Жатва. 1850. Холст, масло. 45,3 х 67,8. Елабужский государственный музей-заповедник
Иван Шишкин. Жатва. 1850. Холст, масло. 45,3 х 67,8. Елабужский государственный музей-заповедник

А русский поэт Алексей Васильевич Кольцов (1809 -1842) описал эту пору в своем стихотворении «Урожай»:

Алексей Кольцов
Урожай (отрывок)


Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.
В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.
Видит солнышко –
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей матери.
1835


Хлебный Спас в советское время – это большой праздник урожая. А после ударной работы и повеселиться не грешно. Такой радостный день изобразил в своей работе
«Праздник урожая» Эмиль Гарифович Ситдиков (1923-1987).

Эмиль Ситдиков. Праздник урожая. Холст, масло. 129,5 х 179. Частное собрание
Эмиль Ситдиков. Праздник урожая. Холст, масло. 129,5 х 179. Частное собрание

И на этом замечательном празднике звучат слова, прославляющие хлеб, и благодарность природе, как в строках советского поэта-фронтовика Егора Александровича Исаева (1926-2013):

Егор Исаев
Хлеб

Браво – поле! Солнце – браво!
Хлеб – налево, хлеб – направо!
И на ощупь и на вес
Вместе с лирикой и без.
В нём – закат и в нём – рассвет…
Хлеб на завтрак, хлеб в обед.
Ну а я, встречая ночь,
С ним поужинать не прочь.


В праздник пекли хлеб уже из муки нового урожая. А кусочки этого хлеба хранили за иконами и благодарили Господа за хлеб насущный.
И художники спешили изобразить вкусную выпечку в своих натюрмортах. У
Ильи Ивановича Машкова (1881-1944) есть несколько работ, посвященных хлебам. Натюрморт «Снедь московская. Хлебы» интересен тем, что он написан во время нэпа, после тяжелых голодных лет гражданской войны. Сам художник так писал об этой работе: «Я захотел доказать (…), что наше советское живописное искусство должно быть по ощущению созвучно нашему времени и понятно, убедительно, доходчиво каждому трудящемуся человеку. Натюрморт «Хлебы» – это наша московская рядовая пекарня своего времени… и композиция как бы безалаберная, нескладная, но нашенская, московская, тутошняя, а не парижская… «Хлебы» – наша матушка-Россия, ты моя родная, хлебная, оркестровая, органная, хоровая…».

Илья Машков. Снедь московская. Хлебы. 1924. Холст, масло. 129 x 145. Государственная Третьяковская галерея
Илья Машков. Снедь московская. Хлебы. 1924. Холст, масло. 129 x 145. Государственная Третьяковская галерея

Стихотворение Александра Яковлевича Яшина (Попов,1913-1968) тоже относится к послевоенным годам. Только было это уже после Великой Отечественной войны. Как фронтовик, участник обороны Ленинграда, поэт хорошо знал цену свежему хлебу, «с хлебом горе не беда»:

Александр Яшин
Свежий хлеб

Всей семье как сбор назначен,
Только скатертку постлать.
В каравай, еще горячий,
Входит нож по рукоять.
В пожелтевшей гимнастерке
С краю сам большак сидит.
Чуть похрустывает корка,
Духовитый пар валит.
– Ну, – сказал он, – по потребе
Начинайте в добрый час!
Полной мерой нынче хлеба
Выдает земля для нас.
Золотистые горбушки
Срезал: это для детей.
Наособицу старушке
Вынул мякиш из ломтей.
Скосок свой, усы поправив,
Крупной солью посолил,
Всей своей семье и славы
И здоровья посулил.
И еще промолвил слово:
– С хлебом горе не беда! –
Не забудьте, мол, какого
Стоил этот хлеб труда!..
1947

«Первый Спас на воде стоят, Второй Спас яблоки едят, Третий Спас холсты продают»
К Третьему Спасу крестьяне заканчивали ткать и белить полотна. Отсюда и появились названия «Холщовый спас», «Спас на холстах», «Спас на полотне». Также это напоминание об исцеляющем холсте и перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа.
Холсты и полотна освящали в церкви и везли продавать на ярмарку. Поэтому Холщовый спас знаменит и ярмарками.

А когда произносишь слово «ярмарка», то непременно представляются картины Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) – яркие, праздничные, создающие приподнятое настроение. Работа «Ярмарка» 1910 года имеет и другие названия: «На ярмарке» и «Ярмарка в Саратове». Среди многообразного товара можно найти и красочные платки, напоминающие нам о Холщовом Спасе.

Борис Кустодиев. Ярмарка.1910. Картон, темпера. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Борис Кустодиев. Ярмарка.1910. Картон, темпера. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Чудесные строчки про ярмарку есть у Владимира Семёновича Высоцкого (1938-1980):

Владимир Высоцкий
Скоморохи на ярмарке (отрывок)

Эй, народ честной, незадачливый!
Ай, вы, купчики, да служивый люд!
Живо к городу поворачивай –
Там не зря в набат с колоколен бьют!
Все ряды уже с утра
Позахвачены –
Уйма всякого добра,
Всякой всячины:
Там точильные круги
Точат лясы,
Там лихие сапоги-
Самоплясы.
Тагарга-матагарга,
Во столице ярмарка –
Сказочно-реальная,
Цветомузыкальная!
Богачи и голь перекатная, –
Покупатели – все, однако, вы,
И хоть ярмарка не бесплатная,
Раз в году вы все одинаковы!
За едою в закрома
Спозараночка
Скатерть бегает сама –
Самобраночка, –
Кто не хочет есть и пить,
Тем – изнанка,
Тех начнет сама бранить
Самобранка.
Тагарга-матагарга,
Вот какая ярмарка!
Праздничная, вольная,
Белохлебосольная!
1974


«Орехи – девичьи потехи»
Заканчивалась жатва, начинался сбор лесных орехов. Вот и появилось ещё одно название – «Ореховый Спас».
Лещина считалась чистой и священной, поскольку в нее никогда не бьет молния. Крестьяне ели лесные орехи сырыми, сушили, обжаривали и заготавливали впрок на зиму.

🎨 Картина дня. Алексей Жабский. Натюрморт с орехами

В работе «Натюрморт с орехами» советского живописца и графика Алексея Александровича Жабского (1933-2008) скорей всего изображена именно лещина (лесной орех), а не фундук, а также грецкие орехи и яблоки, говорящие нам, что не так давно был и Яблочный Спас.

Алексей Жабский. Натюрморт с орехами. 1992. Картон, пастель. 39 х 47. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Алексей Жабский. Натюрморт с орехами. 1992. Картон, пастель. 39 х 47. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

🌞 Стихотворение дня

А у прекрасного поэта Вадима Анатольевича Цокуренко (1938-2012), творчество которого я не так давно для себя открыла, есть замечательное стихотворение про «полотняный ореховый Спас»:

Вадим Цокуренко
Георгины склонились у паперти

Георгины склонились у паперти,
Словно молятся молча за нас,
Россыпь темных орехов на скатерти…
Вот и третий – ореховый, Спас…
Тихо осень ступает хозяйкою,
Скоро скроется лето из глаз.
И последние ласточки стайкою
Улетают – ореховый Спас…
По утрам над кустами болотными
Вьют туманы белесый атлас…
Облака над крестами полотнами –
Полотняный ореховый Спас…
Преклоняем колени, как водится.
Не остави, Пречистая, нас!
Спит в мерцанье свечей Богородица –
Тихий третий – ореховый, Спас…


И даже нечего добавить.

С праздником вас, мои дорогие!

С любовью, ваша Света В.

Про Первый Медовый Спас можно почитать здесь

Публикация про Яблочный Спас

А статью про август можно найти по ссылке

Все анонсы на новые статьи и ещё много всего интересного есть у меня в Телеграм-канале

Света В Литературе и Искусстве