29 августа христиане отмечают день Спаса Нерукотворного, в память о появлении чудотворного образа на полотенце, которым Христос отер лицо. Этот образ Спасителя стал первой христианской иконой.
Но у этого праздника есть ещё несколько названий.
«Третий Спас хлеба припас».
Название «Хлебный Спас» говорит о том, что к этому времени заканчивается жатва. День накануне Третьего спаса назывался «дожинками» – надо было успеть до праздника всё «дожать».
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) в одной из самых первых своих картин изобразил горячую пору полевых работ. Интересно, что это произведение было найдено в конце 1960‑х годов во время реставрации здания Елабужского Дома-музея, в перекрытиях между первым и вторым этажом.
В картине «Жатва» восемнадцатилетний художник запечатлел вид на село Татарские Челны, расположенное в окрестностях Елабуги. Уже в этой ранней работе мы видим и присущую ему любовь к родине, и желание передать её бескрайний простор. Золотые нивы, церковь на пригорке и высокое голубое небо – красота!
А русский поэт Алексей Васильевич Кольцов (1809 -1842) описал эту пору в своем стихотворении «Урожай»:
Алексей Кольцов
Урожай (отрывок)
…
Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.
В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.
Видит солнышко –
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей матери.
1835
Хлебный Спас в советское время – это большой праздник урожая. А после ударной работы и повеселиться не грешно. Такой радостный день изобразил в своей работе «Праздник урожая» Эмиль Гарифович Ситдиков (1923-1987).
И на этом замечательном празднике звучат слова, прославляющие хлеб, и благодарность природе, как в строках советского поэта-фронтовика Егора Александровича Исаева (1926-2013):
Егор Исаев
Хлеб
Браво – поле! Солнце – браво!
Хлеб – налево, хлеб – направо!
И на ощупь и на вес
Вместе с лирикой и без.
В нём – закат и в нём – рассвет…
Хлеб на завтрак, хлеб в обед.
Ну а я, встречая ночь,
С ним поужинать не прочь.
В праздник пекли хлеб уже из муки нового урожая. А кусочки этого хлеба хранили за иконами и благодарили Господа за хлеб насущный.
И художники спешили изобразить вкусную выпечку в своих натюрмортах. У
Ильи Ивановича Машкова (1881-1944) есть несколько работ, посвященных хлебам. Натюрморт «Снедь московская. Хлебы» интересен тем, что он написан во время нэпа, после тяжелых голодных лет гражданской войны. Сам художник так писал об этой работе: «Я захотел доказать (…), что наше советское живописное искусство должно быть по ощущению созвучно нашему времени и понятно, убедительно, доходчиво каждому трудящемуся человеку. Натюрморт «Хлебы» – это наша московская рядовая пекарня своего времени… и композиция как бы безалаберная, нескладная, но нашенская, московская, тутошняя, а не парижская… «Хлебы» – наша матушка-Россия, ты моя родная, хлебная, оркестровая, органная, хоровая…».
Стихотворение Александра Яковлевича Яшина (Попов,1913-1968) тоже относится к послевоенным годам. Только было это уже после Великой Отечественной войны. Как фронтовик, участник обороны Ленинграда, поэт хорошо знал цену свежему хлебу, «с хлебом горе не беда»:
Александр Яшин
Свежий хлеб
Всей семье как сбор назначен,
Только скатертку постлать.
В каравай, еще горячий,
Входит нож по рукоять.
В пожелтевшей гимнастерке
С краю сам большак сидит.
Чуть похрустывает корка,
Духовитый пар валит.
– Ну, – сказал он, – по потребе
Начинайте в добрый час!
Полной мерой нынче хлеба
Выдает земля для нас.
Золотистые горбушки
Срезал: это для детей.
Наособицу старушке
Вынул мякиш из ломтей.
Скосок свой, усы поправив,
Крупной солью посолил,
Всей своей семье и славы
И здоровья посулил.
И еще промолвил слово:
– С хлебом горе не беда! –
Не забудьте, мол, какого
Стоил этот хлеб труда!..
1947
«Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – холсты продают»
К Третьему Спасу крестьяне заканчивали ткать и белить полотна. Отсюда и появились названия – «Холщовый спас», «Спас на холстах», «Спас на полотне». Также это напоминание об исцеляющем холсте и перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа.
Холсты и полотна освящали в церкви и везли продавать на ярмарку. Поэтому Холщовый спас знаменит и ярмарками.
А когда произносишь слово «ярмарка», то непременно представляются картины Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) – яркие, праздничные, создающие приподнятое настроение. Работа «Ярмарка» 1910 года имеет и другие названия: «На ярмарке» и «Ярмарка в Саратове». Среди многообразного товара можно найти и красочные платки, напоминающие нам о Холщовом Спасе.
Чудесные строчки про ярмарку есть у Владимира Семёновича Высоцкого (1938-1980):
Владимир Высоцкий
Скоморохи на ярмарке (отрывок)
Эй, народ честной, незадачливый!
Ай, вы, купчики, да служивый люд!
Живо к городу поворачивай –
Там не зря в набат с колоколен бьют!
Все ряды уже с утра
Позахвачены –
Уйма всякого добра,
Всякой всячины:
Там точильные круги
Точат лясы,
Там лихие сапоги-
Самоплясы.
Тагарга-матагарга,
Во столице ярмарка –
Сказочно-реальная,
Цветомузыкальная!
Богачи и голь перекатная, –
Покупатели – все, однако, вы,
И хоть ярмарка не бесплатная,
Раз в году вы все одинаковы!
За едою в закрома
Спозараночка
Скатерть бегает сама –
Самобраночка, –
Кто не хочет есть и пить,
Тем – изнанка,
Тех начнет сама бранить
Самобранка.
Тагарга-матагарга,
Вот какая ярмарка!
Праздничная, вольная,
Белохлебосольная!
…
1974
«Орехи – девичьи потехи»
Заканчивалась жатва, начинался сбор лесных орехов. Вот и появилось ещё одно название – «Ореховый Спас».
Лещина считалась чистой и священной, поскольку в нее никогда не бьет молния. Крестьяне ели лесные орехи сырыми, сушили, обжаривали и заготавливали впрок на зиму.
🎨 Картина дня. Алексей Жабский. Натюрморт с орехами
В работе «Натюрморт с орехами» советского живописца и графика Алексея Александровича Жабского (1933-2008) скорей всего изображена именно лещина (лесной орех), а не фундук, а также грецкие орехи и яблоки, говорящие нам, что не так давно был и Яблочный Спас.
🌞 Стихотворение дня
А у прекрасного поэта Вадима Анатольевича Цокуренко (1938-2012), творчество которого я не так давно для себя открыла, есть замечательное стихотворение про «полотняный ореховый Спас»:
Вадим Цокуренко
Георгины склонились у паперти
Георгины склонились у паперти,
Словно молятся молча за нас,
Россыпь темных орехов на скатерти…
Вот и третий – ореховый, Спас…
Тихо осень ступает хозяйкою,
Скоро скроется лето из глаз.
И последние ласточки стайкою
Улетают – ореховый Спас…
По утрам над кустами болотными
Вьют туманы белесый атлас…
Облака над крестами полотнами –
Полотняный ореховый Спас…
Преклоняем колени, как водится.
Не остави, Пречистая, нас!
Спит в мерцанье свечей Богородица –
Тихий третий – ореховый, Спас…
И даже нечего добавить.
С праздником вас, мои дорогие!
С любовью, ваша Света В.
Про Первый Медовый Спас можно почитать здесь
Публикация про Яблочный Спас –
А статью про август можно найти по ссылке
Все анонсы на новые статьи и ещё много всего интересного есть у меня в Телеграм-канале