Найти тему

«И вот он, август! С песней за рекой…» Завершение лета в живописи и поэзии

Лето вступило в свой заключительный месяц. В народе его называли серпень (серпом убирали хлеб), жнивень (наступала основная пора жатвы), зарев (по сиянию самых ярких зарниц). Ну а мы зовем его просто август. На мой субъективный взгляд, август – самый яркий летний месяц: много цветов, много фруктов и овощей, красивые поля со зреющим урожаем и яркое звездное небо.

Мне сложно быть объективной, потому что август – это ещё и месяц моего рождения. Недаром в прошлом году у меня уже была статья с августовскими картинами и стихами. Поэтому если вдруг вы не найдете своё любимое произведение, то приглашаю в прошлогоднюю публикацию.
/
Ссылку, как обычно, оставлю в конце статьи/

И я собрала для вас ещё творения, посвященные августу, и постаралась не повторяться, сделав лишь исключение для Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964). Ведь именно, его цикл стихов «Круглый год» послужил поводом полистать календарь в этом году:

Самуил Маршак
Август («Круглый год» отрывок)

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.
1945


Невозможно не согласиться, что август – это, в первую очередь, урожай. Радость у тех, кто весной посеял и потрудился, а теперь любуется этой красотой. Такой красивый огород изобразила в своей работе сестра Василия Поленова, очень талантливая акварелистка
Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898). Большинство её работ находилось в семье, поэтому сейчас они хранятся в музее-заповеднике Поленова и в музее-заповеднике «Абрамцево», но есть и чудесная серия акварельных пейзажей в фондах Ярославского художественного музея. «Огород с подсолнухами» один из них.
Поленова писала:
«Для меня пейзажный этюд с натуры летом составляет главный, существенный интерес жизни. <…> За душу захватывает лишь своя, хорошо знакомая, природа, северная или среднерусская, особенно тогда, когда она выражена в маленьких, ничтожных как будто, но глубоко поэтических уголках»

Елена Поленова. Огород с подсолнухами. 1885. Бумага, акварель, карандаш графитный. 25,8 х 19,85. Ярославский художественный музей
Елена Поленова. Огород с подсолнухами. 1885. Бумага, акварель, карандаш графитный. 25,8 х 19,85. Ярославский художественный музей

И после такого поэтичного пейзажа хочется больше лирики и романтики. Иосиф Александрович Бродский (1940-1996) познакомился с Настенькой Томашевской, внучкой знаменитого ученого-пушкиниста Бориса Викторовича Томашевского, в Петербурге в доме № 9 на канале Грибоедова. Здесь у матери Насти находили укрытие не только Бродский, но и Анна Ахматова и Святослав Рихтер. Во время их знакомства поэту было 22 года, а Насте – 8. Как замечательно иметь такого старшего друга, который пишет тебе письма, и частенько эти письма в стихах:

Иосиф Бродский
Настеньке Томашевской в Крым

Пусть август – месяц ласточек и крыш,
подверженный привычке стародавней,
разбрасывает в Пулкове камыш
и грохает распахнутою ставней.
Придет пора, и все мои следы
исчезнут, как развалины Атланты.
И сколько ни взрослей и ни гляди
на толпы, на холмы, на фолианты,
но чувства наши прячутся не там
(как будто мы работали в перчатках),
и сыщикам, бегущим по пятам,
они не оставляют отпечатков,
Поэтому для сердца твоего,
собравшего разрозненные звенья,
по-моему, на свете ничего
не будет извинительней забвенья.
Но раз в году ты вспомнишь обо мне,
березой, а не вереском согрета,
на Севере родном, когда в окне
бушует ветер на исходе лета.


Вспомнить о поэте
«на Севере родном», согреваясь «березой» можно, глядя на картину «Ясный август» уроженца Ярославской губернии Петра Ивановича Петровичева (1874-1947). Художник, ученик Левитана, Коровина и Серова, сумел густым красочным мазком передать ощущение спокойного солнечного дня. Так хорошо на этой уединенной даче распахнуть окно в теплый (не жаркий) ясный август.

Петр Петровичев. Ясный август. 1915. Фанера, масло. 40.5 x 52.5. Калужский областной художественный музей
Петр Петровичев. Ясный август. 1915. Фанера, масло. 40.5 x 52.5. Калужский областной художественный музей

«И вот он август» восклицает в большом произведении, посвященном этому летнему месяцу, Павел Николаевич Васильев (1910-1937). Очень талантливый поэт, расстрелянный в Лефортовской тюрьме в 27 лет. И мало кому сейчас знакомо его имя. А было время, когда Борис Пастернак, выйдя после него на сцену, признался, что после Павла Васильева ему сказать больше нечего. А вот и кусочек его августа «с песней за рекой»:

Павел Васильев
Август (отрывок)


И вот он, август! С песней за рекой,
С пожарами по купам, тряской ночью
И с расставанья тающей рукой,
С медвежьим мхом и ворожбой сорочьей.

И вот он, август, роется во тьме
Дубовыми дремучими когтями
И зазывает к птичьей кутерьме
Любимую с тяжелыми ноздрями,
С широкой бровью, крашенной в сурьме.

Он прячет в листья голову свою –
Оленью, бычью. И в просветах алых,
В крушеньи листьев, яблок и обвалах,
В ослепших звездах я его пою!
Август 1932


А в восхитительной картине
«Летний пейзаж» Ивана Августовича Вельца (1866-1926) можно услышать эту песню и разглядеть признаки августа – золотые колосья на переднем плане и созревающий урожай на дальних полях, неяркий солнечный свет и небо с множеством облаков. Мы уже видели превосходные зимние пейзажи этого удивительного автора, а теперь можем полюбоваться и его летом.

Иван Вельц. Летний пейзаж. 1911. Холст, масло. 67,5 х 111,5. Частное собрание
Иван Вельц. Летний пейзаж. 1911. Холст, масло. 67,5 х 111,5. Частное собрание

Последние два лета своей жизни Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958) провел в живописном городке Калужской области на берегу Оки. Таруса привлекала многих поэтов и художников красотой своих видов, а ещё какой-то невероятной творческой атмосферой. Заболоцкий тоже был очарован этими местами и посвятил им немало стихов. В одном из них он описывает летний вечер на Оке, когда «предчувствие рисует восторг и пламя августовских дней»:

Николай Заболоцкий
Летний вечер

Вечерний день томителен и ласков.
Стада коров, качающих бока,
В сопровожденье маленьких подпасков
По берегам идут издалека.
Река, переливаясь под обрывом,
Все так же привлекательна на вид,
И небо в сочетании счастливом,
Обняв ее, ликует и горит.
Из облаков изваянные розы
Свиваются, волнуются и вдруг,
Меняя очертания и позы,
Уносятся на запад и на юг.
И влага, зацелованная ими,
Как девушка в вечернем полусне,
Едва колеблет волнами своими,
Еще не упоенными вполне.
Она еще как будто негодует
И слабо отстраняется, но ей
Уже сквозь сон предчувствие рисует
Восторг и пламя августовских дней.
1957


Сложно сказать, в каком месте
Николай Иванович Андронов (1929-1998) написал свой «Августовский вечер». Возможно в окрестностях Ферапонтово Вологодская области, где он регулярно бывал в летние месяцы, начиная с 1960-х годов. Но простор и вид на реку очень созвучны тарусской поэзии Заболоцкого. Художник – один из основоположников «сурового стиля», мастер монументального искусства (участвовал в создании мозаик фасада кинотеатра «Октябрь» и издательства «Известия») – и в своих поздних пейзажах сохранял сдержанное цветовое решение и несколько напряженное настроение. В его работе тоже есть какое-то предчувствие, а вот восторг ли это?!

Николай Андронов. Августовский вечер. 1982. Оргалит, масло. 58 х 86. Частное собрание
Николай Андронов. Августовский вечер. 1982. Оргалит, масло. 58 х 86. Частное собрание

Ну а за вечером наступает ночь. И августовские ночи особенные. Раньше смеркается, уже нет по ночам того тепла, как в середине лета после знойного дня, и много звезд на небе. Замечательно описал настроение августовских ночей Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873):

Фёдор Тютчев
Тихой ночью, поздним летом

Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют...
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной...
1849


Если в прошлой статье для иллюстрации августовской ночи я обратилась к работе Исаака Левитана, то сегодня предлагаю картину ещё одного мастера «лунных пейзажей» –
Архипа Ивановича Куинджи (1842(?)-1910). Его картина «Ночное» создает легкое ощущение грусти: как мал человек и его жизнь перед грандиозностью и величием природы, перед её красотой и поэтичностью. Тишина, покой. Так и хочется воскликнуть: «остановись мгновенье – ты прекрасно»!

Архип Куинджи. Ночное. 1905-1908. Холст, масло. 107 х 169. Государственный Русский музей
Архип Куинджи. Ночное. 1905-1908. Холст, масло. 107 х 169. Государственный Русский музей

В стихотворении поэта Серебряного века Бориса Александровича Садовского (1881-1952) «август суровый и хмурый, неумолимый старик» собирает урожай:

Борис Садовской
Август

Серый, украдкой вздыхая,
Август сошел на поля.
Радостно ждет, отдыхая
В пышном уборе, земля.
Август суровый и хмурый,
Неумолимый старик,
Приподымает понурый
И отуманенный лик.
Вот он, угрюмый и дикий,
Медленно в город несет
Кузов с румяной брусникой,
Меду янтарного сот.
Яблоки рвет молчаливо,
Свозит снопы на гумно.
Слышишь, как он терпеливо
В наше стучится окно?
Хворост, согнувшись, волочит.
К печке садится, кряхтя.
Что он такое бормочет?
Не разберу я, дитя.
Дай мне холодную руку,
Дай отогреть у огня.
Август сулит нам разлуку.
Ты не забудешь меня?
1911


Да, в августе уже спеет рожь и приходит пора убирать зерно: свозить
«снопы на гумно». Всем известна картина Ивана Шишкина «Рожь», как гимн Отечеству, прославляющий русскую землю и труд её народа. А у работы Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), написанной чуть позже, несмотря на то же название «Рожь», настроение совсем другое. Художник словно делится с нами своими чувствами к родной природе и переживаниями относительно своего будущего. Мы видим, как колосья гнутся на ветру, а на небе собираются тяжелые темные тучи. Этот шедевр был написан уже больным и одиноким художником. Как у Садовского: «август сулит нам разлуку…».

Алексей Саврасов. Рожь. 1881. Холст, масло. 45,4 x 64. Государственная Третьяковская галерея
Алексей Саврасов. Рожь. 1881. Холст, масло. 45,4 x 64. Государственная Третьяковская галерея

А советский поэт-песенник Михаил Иосифович Рябинин (Меерович, 1931-1995) более позитивно смотрит на время сенокоса. Его август исполнил «свои обещания». Поэт радуется этому времени, за которым обычно следуют свадьбы:

Михаил Рябинин
Время сенокоса

Медовыми травами
Воздух наполнен.
Свои обещания
Август исполнил.
И вот в сарафане
Зеленом-зеленом
Красуется лето,
Красуется лето
На радость влюбленным.
Звезд горячих россыпь
Подарить бы милой.
Время сенокоса
Только наступило.
Шелковые косы
Ветру приласкать бы.
Время сенокоса,
Время сенокоса,
А за ним и свадьбы.
А ночки-то теплые,
Вот и не спится.
В хорошую девушку
Грех не влюбиться.
Глаза, словно омут,
Вишневый-вишневый,
Один раз посмотришь, –
И ты околдован.


Про самую знаменитую картину
Татьяны Ниловны Яблонской (1917-2005) «Хлеб» можно писать отдельную статью. Известно, что в село Летава, в лучший в то время украинский колхоз молодая преподаватель приехала в 1948 году на практику со своими студентами. Во время войны художнице и самой пришлось побыть «колхозницей», поэтому ей был близок и понятен труд женщин в полях. Здесь и зародилась идея создать монументальное полотно, воспевающее сельских тружениц. Правда, для создания картины зимой 1949 года Яблонская не воспользовалась собственными эскизами, а использовала реквизит и услуги натурщиц. Через год за эту работу ей была присуждена Сталинская премия II степени.

Татьяна Яблонская. Хлеб. 1949. Холст, масло. 201 x 370. Государственная Третьяковская галерея
Татьяна Яблонская. Хлеб. 1949. Холст, масло. 201 x 370. Государственная Третьяковская галерея

Нельзя не вспомнить, что на август приходятся и все три Спаса: медовый, яблочный и ореховый. Об этом августовском изобилии рассказывает Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) в своем цикле стихов «Тринадцать лун»:

Константин Бальмонт
Август (из цикла «Тринадцать лун»)

Зарничник, Зарев, Ленорост,
Дожать, вспахать, посеять,
Пожары сел, паденье звезд,
Пожары листьев, звездный мост.
Куда? И что лелеять?
Серпы нагреты, а свежей,
Чем было там, в Июле,
Все песни спеты, и слышней,
Чем песня, крики журавлей.
Вон, в Небе потонули.

Усекновение главы
Великого Предтечи,
Успенье, Спасы, все ли вы
Собрали все с стеблей травы,
И все ль свершились встречи?
Нам много ль яблоков дано.
Орехов, урожая?
Копейка, хлеб, закром, гумно,
И снова брошено зерно,
И озимь – вот, живая.
Но были ласточки – и нет,
Цветок пылал – и где же?
Он в листьях, в мертвых – пламецвет,
Стригут овец, и Год одет,
Но реже Солнце, реже.
1907


Летние месяцы своего детства
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (Лансере, 1884-1967) проводила в родительской усадьбе Нескучное под Харьковым. Поэтому и первые её живописные работы – это не портреты, а пейзажи, связанные с видами Малороссии. Одна из самых ранних работ – «Яблоня» – написана Зинаидой в шестнадцать лет. На молодом деревце много крупных яблок, как и у юной девушки огромное количество грандиозных планов на предстоящую жизнь.

Зинаида Серебрякова. Яблоня. 1900-е. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Зинаида Серебрякова. Яблоня. 1900-е. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

С яблоками связывает август и Маргарита Иосифовна Алигер (1915-1992). Она тоже в 16 лет отправилась за своей мечтой стать поэтом, только приехала за ней в Москву. И «Яблоки», можно сказать, тоже одно из первых её стихотворений. И как это прекрасно, когда «над теплыми садами яблочно-румяный день проплыл»:

Маргарита Алигер
Яблоки

Сквозь перезревающее лето
паутинки искрами летят.
Жарко.
Облака над сельсоветом
белые и круглые стоят.
Осени спокойное начало.
Август месяц,
красный лист во рву.
Коротко и твердо простучало
яблоко, упавшее в траву.
Зерна высыхающих растений.
Голоса доносятся, дрожа.
И спокойные густые тени
целый день под яблоней лежат.

Мы корзины выстроим рядами.
Яблоки блестящи и теплы.
Над селом,
над теплыми садами
яблочно-румяный день проплыл.
Прошуршат корзины по дороге.

Сильная у девушки рука,
стройные устойчивые ноги,
яблочная краска на щеках.
Пыльный тракт,
просохшие низины,
двое хлопцев едут на возу.
Яркие, душистые корзины
на колхозный рынок довезут.
Красный ободок на папиросе…
Пес бежит по выбитым следам…

И большая солнечная осень
широко идет на города.
Это город –
улица и лица.
Небосклон зеленоват и чист.
На багряный клен
присела птица,
на плечо прохожему ложится
медленный,
широкий,
тихий лист.
Листья пахнут спелыми плодами,
на базарах – спелые плоды.
Осень машет рыжими крылами,
залетая птицею в сады,
в города неугасимой славы.
Крепкого осеннего литья
в звонкие стареющие травы
яблоки созревшие летят.
1934


Такой чудесный изобильный базар изобразили в своей работе
«Яблочный Спас» супруги Родионовы, Нина Павловна (1930-2018) и Валерий Васильевич (р.1929). Со студенческих лет они стали работать вместе и в соавторстве создали много картин, прославляющих родную Ивановскую землю, ткачих и колхозниц. В их работах чувствуется желание поэтизировать повседневную жизнь: будни и праздники. «Яркие, душистые корзины на колхозный рынок довезут…»

Нина и Валерий Родионовы.  Яблочный Спас. 2002. Холст, масло. 150 х 170
Нина и Валерий Родионовы. Яблочный Спас. 2002. Холст, масло. 150 х 170

Ну а Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010) решил нам рассказать про яркие краски грузинских базаров, где каждый день праздник: «Здесь праздники в будни, арбы и арбузы…»:

Андрей Вознесенский
Грузинские базары

Долой Рафаэля!
Да здравствует Рубенс!
Фонтаны форели,
Цветастая грубость!
Здесь праздники в будни
Арбы и арбузы.
Торговки – как бубны,
В браслетах и бусах.
Индиго индеек.
Вино и хурма.
Ты нынче без денег?
Пей задарма!
Да здравствуют бабы,
Торговки салатом,
Под стать баобабам
В четыре обхвата!
Базары
– пожары.
Здесь огненно, молодо
Пылают загаром
Не руки, а золото.
В них отблески масел
И вин золотых.
Да здравствует мастер,
Что выпишет их!


И неспроста, я упомянула арбузы. Для меня это непременный атрибут августа. Вспоминаю, как в советские годы мои родители выстаивали огромную очередь за арбузом к моему дню рождения.
И пусть
Дмитрий Аркадьевич Налбандян (1906-1993) не написал грузинский базар, как заказывал Вознесенский, но его натюрморт «Солнечный день» – яркий, сочный и очень вкусный, как и завершающий летний месяц.

Дмитрий Налбандян. Солнечный день. 1980. Государственная Третьяковская галерея
Дмитрий Налбандян. Солнечный день. 1980. Государственная Третьяковская галерея

А мы снова возвращаемся в августовский сад вместе с Игорем Северяниным (Игорь Васильевич Лотарёв, 1887-1941). У него тут и «распустила коралл бузина», и «яблочко-гном», и «оливковы листики груш»:

Игорь Северянин
Выйди в сад

Выйди в сад… Как погода ясна!
Как застенчиво август увял!
Распустила коралл бузина,
И янтарный боярышник – вял…
Эта ягода – яблочко-гном…
Как кудрявый кротекус красив.
Скоро осень окутает сном
Теплый садик, дождем оросив.
А пока еще – зелень вокруг
И вверху безмятежная синь;
И у клена причудливых рук –
Много сходного с лапой гусынь.
Как оливковы листики груш!
Как призывно плоды их висят!
Выйди в сад и чуть-чуть поразрушь, –
Это осень простит… Выйди в сад.
1909


Ну, и мы полюбуемся на яркие гроздья бузины, которые изобразил
Константин Федорович Юон (1875-1958) в работе «Куст бузины. Декоративный пейзаж». /Вы спросите, где же его шикарные «Августовские вечера»? Их вы найдете в моей прошлогодней подборке/ Художник любил август и красоту Подмосковья. В 1907 году после поездки по Южному Кавказу и в Сухум, он особенно сильно осознал, что хочет писать только свою родную природу.

Константин Юон. Куст бузины. Декоративный пейзаж. 1907. Холст, масло. 70,5 х 123. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент
Константин Юон. Куст бузины. Декоративный пейзаж. 1907. Холст, масло. 70,5 х 123. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент

В произведении Сергея Владимировича Петрова (1911-1988) «Август-маэстро» дирижирует в цветочном саду «летним балетным финалом»:

Сергей Петров
Сад

Написать на куртине бы лето!
И от солнца холст полосат.
Как в последней картине балета,
весь на сцену выходит сад.
От решетки и до калитки,
будто прыткие пастушки,
пораспрыгались маргаритки,
но прыжки их – лишь на вершки.
Ход подсолнухов одинаков:
тик да так они – так да тик!
Вьются в такт им юбочки маков,
жмутся нежно фижмы гвоздик.
И петуний китайские шляпки
закивали во все углы…
Свищут пеночки и оляпки,
и малиновки, и щеглы.
Георгины еще в покое,
а пионы уже трубят,
но как лебеди спят левкои,
Лоэнгрины белые спят.
В страсть кидаясь и в пыл шиповный,
разворачивают розы рты,
размалевывают, как поповны,
девы-мальвы свои мечты.
И звенит жемчугами франта,
и в зенит идет и в надир
голос – палевое бельканто,
гладиолус, тенор, Надир.
И статс-дамами астры встали
в перьях страусовых, и вот –
сам Прокофьев ведет из дали
королевских лилий гавот.
И от солнечного оркестра
расписной и зной и туман.
Машет палочкой Август-маэстро,
сумасшедший балетоман.
Нет, не в «Фаусте» заклинали
вас, цветы, именами менад –
это в летнем балетном финале
весь на сцену выходит сад.
1944


Небольшая работа
Сергея Арсеньевича Виноградова (1869-1938) «Август (Цветы у дома)» относится к тому времени, когда после завершения художественного обучения, он переехал в Харьков и даже сам начал преподавать. В этот период у молодого художника начинают появляться первые элементы импрессионистического стиля живописи.

Сергей Виноградов. Август (Цветы у дома). 1891. Холст, масло. 35,5 х 34. Частное собрание
Сергей Виноградов. Август (Цветы у дома). 1891. Холст, масло. 35,5 х 34. Частное собрание

Но, по-моему, самые августовские цветы – это астры. Недаром Марина Цветаева писала «Август – астры, Август – звезды…». Вот и Григорий Михайлович Поженян (1922-2005) посвятил строчки лиловым
астрам – подаркам в конце лета:

Григорий Поженян
Астры

Такие подарки к чему бы…
Четвертые сутки подряд
лиловые астры, как губы,
цыганские губы, горят.
Лиловые астры, как жалко,
что поздно они расцвели.
Но все-таки вспыхнули жадно
в ладонях остывшей земли.
И жаль, что все это серьезно:
пропавшее лето, дожди.
И поздние астры. И поздно
все то, что еще впереди…
1975


Но астры бывают не только лиловые, а разных цветов и оттенков, и как они прекрасно смотрятся в букетах. Такую яркую цветочную композицию создал Народный художник Мордовской АССР
Федот Васильевич Сычков (1870-1958) в своем солнечном натюрморте «Астры».

Федот Сычков. Астры. 1940 год. Xолст, масло. 60 х 59. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи
Федот Сычков. Астры. 1940 год. Xолст, масло. 60 х 59. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

И в завершение предлагаю отрывок из очень пронзительного стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960) «Август», вошедшего в цикл «Стихотворения Юрия Живаго». / У поэта, вопреки его мнению, нашлось немало чего сказать и после Павла Васильева:))/
Жизнь не кончается со смертью, и лето не кончается в августе. Оно продолжит своё существование в наших воспоминаниях, в стихах и в картинах.

Борис Пастернак
Август (отрывок)

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по-старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
1953

И впереди нас ждет ещё целый месяц прекрасных летних дней! Давайте пить август маленькими глоточками, наслаждаясь каждым его мгновением.

С любовью, ваша Света В.

С прошлогодней статьей про август можно познакомиться по ссылке

Все мои публикации с картинами и стихами о временах года и месяцах года можно найти в подборке «Живопись в поэтическом сопровождении»

Живопись в поэтическом сопровождении | Света В Литературе и Искусстве | Дзен

Приглашаю вас в мой Телеграм-канал, подписавшись, вы всегда будете знать о выходе новых статей.

Света В Литературе и Искусстве

Про Маргариту Алигер и её творчество я рассказываю в статье

Про жизнь Николая Заболоцкого в Тарусе можно узнать из публикации

К 120-летию со дня рождения Николая Заболоцкого. Стихи, Таруса, петухи да гуси
Света В Литературе и Искусстве6 мая 2023