В Великой Отечественной войне эскадренные миноносцы стали основными "рабочими лошадками" советского флота и, естественно, понесли значительные потери. Погибло 34 корабля, 30 находившихся в постройке уже было невозможно или невыгодно достраивать. Эсминцы, прошедшие войну и оставшиеся в строю, были изношены до крайности военного времени. Даже ремонт иногда был нерентабелен.
Уцелевшим кораблям требовался капитальный ремонт и модернизация. Достраивались и некоторые эсминцы довоенных проектов. Но это и несколько полученных по репарациям трофейных кораблей общую нехватку кораблей для флота не закрывали.
Американцам, у которых в строю оставалось около 700 эсминцев, и англичанам особенно торопиться с обновлением корабельного парка причин не было, они их и в ходе войны строили.
Для советского флота по-прежнему актуальным было устранение конструктивных недостатков довоенных эсминцев- с их непрочными корпусами из хрупкой низкомарганцовистой стали, низкой мореходностью и отсутствием запасов по нагрузке для модернизации, например установке средств радиолокации и новой универсальной и зенитной артиллерии.
15 августа 1945 года появился официальный проект крайне амбициозной десятилетней программы военного кораблестроения на 1946—1955 годы. Он предусматривал за 10 лет построить 132 «больших» эсминца и 226 «обычных» эсминцев. Разумеется, программу пришлось корректировать, общее число запланированных эсминцев снизили до 188.
Готового проекта послевоенного эсминца не было, поэтому пока в серии запустили уже морально устаревших эскадренных миноносцев проекта 30-бис.
Следующим шагом должно было стать строительство 110 эсминцев проекта 41, эсминцев нового поколения. Проект 41 не стал массовым, в строй вошел только головной- «Неустрашимый» (код НАТО — «Tallinn»). Он был спущен на воду в январе 1951 года.
В ходе испытаний и эксплуатации у корабля был выявлен ряд недостатков-недостаточная скорость хода, мокрые носовые 130 мм АУ и 45 мм автоматы, неудачные сектора обстрела, плохая управляемость на задних ходах и сильная вибрация кормовой оконечности. От постройки большой серии с таким набором недостатков благоразумно отказались. Недостатки решили устранить на стадии проектирования нового корабля.
В апреле 1951 года И. В. Сталин по предложению МСП принял решение об отказе от серийного строительства эсминцев проекта 41 в пользу модернизированного варианта (впоследствии проект 56).
Работа ЦКБ-53 над «модернизированным проектом 41» началась уже летом 1951 года, после Постановления Совета Министров СССР от 2 июня 1951 года (№ 1867—891) об «…изменении ТТЭ проекта 41». По модернизированному проекту планировалось построить 100 эсминцев. Руководил проектом А. Л. Фишер, заместителями главного конструктора стали А. И. Топтыгин, В. А. Торопов, В. Г. Королевич. От флота наблюдающим стал инженер-капитан 2 ранга М. А. Янчевский.
Постановлением Совмина были изменены основные параметры техзадания- полное водоизмещение уменьшалось с 3770 до 3150 тонн, полная скорость хода увеличивалась с 36 до 39 узлов, дальность плавания четырнадцатиузловым ходом сокращалась с 5500 до 4000 морских миль, а автономность уменьшалась с двадцати до десяти суток. Вместо четырёх спаренных стабилизированных 45-мм зенитных автоматов СМ-16 с боекомплектом 1000 снарядов на ствол на кораблях нового проекта предполагалось разместить аналогичное количество счетверённых нестабилизированных 45-мм зенитных автоматов СМ-20 с сокращённым боекомплектом (750 снарядов на ствол). Артиллерия главного калибра и торпедное вооружение остались как на «Неустрашимом».
Техзадание конкретизировало боевые возможности эсминца-нанесение торпедных и артиллерийских ударов по боевым кораблям и судам противника; обеспечение боевого и походного охранения соединений кораблей от атак авиации, подводных лодок, эскадренных миноносцев и торпедных катеров; несение задач дозорной, разведывательной службы в океанской зоне; охрана конвоев; постановка активных минных заграждений; огневая поддержка десантных операций и приморских армий, обстрел береговых объектов в тылу противника. Таким образом, советский эсминец являлся по концепции универсальным многоцелевым боевым кораблем.
Это несколько отличало его от англо-американской концепции эскортного корабля и корабля охранения эскадры.
«Модернизированный проект 41» органично превратился в новый проект 56. Конструкторы ЦКБ-53 в итоге получили корабль с гладкопалубным корпусом и развитыми надстройками, существенной седловатостью в носовой части, со скоростью 39 узлов за счет форсирования ГЭУ с 66 000 л. с. до 72 000 л. с., улучшенной мореходностью и ходкостью.
Камнем преткновения в проекте стали обводы корпуса. Моряки, в лице Адмирала флота И. С. Исакова настаивали на применении проверенных временем обводов эсминца типа «Новик», проектировщики, поддержанные министром транспортного и тяжелого машиностроения Вячеславом Малышевым настаивали на новых обводах, детально просчитанных в бассейне ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова. Решение пришлось принимать лично Сталину, который остановился на новых обводах. Это позволило значительно улучшить мореходность, что было актуально для СФ и ТОФ.
Попытка удержать необходимое содержание в уменьшенных объемах заставила проектировшиков вдвое увеличить размеры надстроек, но в нужное водоизмещение вписаться все равно не получилось.
"Принятая форма корпуса оказалась оптимальной с точки зрения размещения в заданном водоизмещении оборудования и механизмов, исключительно удачной по мореходности и не вполне удовлетворительной по ходкости. В тоже время для прохода из отсека в отсек вовремя штормовой погоды предусматривались переходные тамбуры или водонепроницаемые двери (у пр.41 этот проход был организован по нижней палубе)", пишет В.Кузин.
Технический проект эскадренных миноносцев проекта 56 был закончен в ноябре 1951 года и утверждён в апреле 1952 года
Новым постановлением Совета Министров СССР № 1648—592 от 4 апреля 1954 года был утвержден окончательный проект 56. Полное водоизмещение выросло до 3230 тонн, скорость полного хода снизилась до 38,5 узлов. Также пришлось отказаться от установки на корабле 25-мм зенитных автоматов 4М-120 (БЛ-120).
В феврале 1952 года на «Северной верфи» ( тогда заводе им. А. А. Жданова (№ 190) началась резка металла для корпусов первых двух эсминцев проекта 56, а 4 марта 1953 года при технической готовности 33% состоялась официальная закладка первого эсминца, названного «Спокойный». Строился головной эсминец быстро. 28 ноября 1953 года «Спокойный» спустили на воду, 26 апреля 1954 года начались швартовные испытания, а 27 августа эсминец приступил к заводским ходовым испытаниям, которые заняли целый год. Стоимость строительства головного корабля проекта («Спокойный») составила 24,2 млн рублей в ценах 1961 года, а четвёртого корабля серии уже 11,4 млн рублей.
С ноября 1954 по 27 июня 1956 года «Спокойный» шесть раз ставили в док для подкреплений корпуса и мачт, переделки нефтяных цистерн, четырех ремонтов выдвижного обтекателя ГАС.
Из-за недобора скорости кораблю кормовую часть срезали и заменили на другую, с установкой одного руля (вместо двух) площадью 11,5 м² и выкружек гребных валов вместо кронштейнов, которые были склонны к кавитации. Трёхлопастные винты заменили на четырёхлопастные уменьшенного шага и увеличенного диаметра.
В октябре-ноябре 1956 года, уже после принятия в состав флота, «Спокойный» отправился на дополнительные испытания в Баренцево море, поскольку, если для Балтики характерным являлось ветровое волнение с короткой крутой волной, то для Севера – зыбь с ветровым волнением неправильного характера с наложением затухающей океанской зыби. Длительные испытания головного эсминца пр.56 позволили серийным кораблям обогнать его по времени передачи флоту. Уже в 1955 году в состав ВМФ вошли шесть кораблей, а всего их было построено 27 единиц (по «чистому» проекту 56) на трех заводах: «Северная верфь» (12 единиц), «им. 61 Коммунара» (8 единиц) и «им. Ленинского Комсомола» (7 единиц).
После смерти Сталина планов громадье урезали, новым правителям было страшно от масштабов сталинских планов, им они были не по силам. Под руководством Н. Г. Кузнецова была разработана новая Программа военного судостроения на 1956—1965 годы. Она предусматривала постройку 46 кораблей проекта 56, затем серии из 31 эсминца усовершенствованного проекта с автоматическими башенными 130-мм АУ СМ-62 и усиленным противолодочным вооружением, а также серии из 40 эсминцев проекта 57 с противокорабельными крылатыми ракетами КСЩ.
В декабре 1954 года Постановлением Совета министров вопрос с дальнейшими заказами эсминцев проекта 56 и его варианта с автоматическими АУ был закрыт.
Фактически по проекту 56 было построено 27 кораблей (9 из них позднее были модернизированы по проекту 56-А, 12 — по проекту 56-ПЛО). Ещё 3 корпуса, заложенные по проекту 56, достраивались уже по проектам 56-ЭМ и 56-М.
Все эсминцы проекта 56 были заложены на трёх судостроительных заводах: № 190 имени А. А. Жданова в Ленинграде (заложено 12 единиц: «Светлый», «Спешный», «Скромный», «Сведущий», «Спокойный», «Смышлёный», «Скрытный», «Сознательный», «Справедливый», «Несокрушимый», «Находчивый», «Настойчивый»); № 199 в Комсомольске-на-Амуре (заложено 7 единиц: «Веский», «Вызывающий», «Вдохновенный», «Возмущенный», «Возбуждённый», «Влиятельный», «Выдержанный») и № 445 имени 61 Коммунара в Николаеве (заложено 8 единиц: «Блестящий», «Бывалый», «Бесследный», «Бурливый», «Благородный», «Пламенный», «Напористый», «Бравый»).
Первым эсминцем проекта 56, вступившим в строй 26 сентября 1955 года стал «Светлый». Последний (27-ой) корабль серии был сдан флоту в 1958 году.
Эсминцы типа «Спокойный»получили в НАТО код «Kotlin». Этот код корабли проекта получили по названию балтийского острова, близ которого они в начале мая 1954 года впервые были замечены и сфотографированы иностранными туристами. Построены эсминцы были в 1953-1958 годах, а служили более 30 лет, вплоть до 1993 года, практически всю "холодную войну" на всех четырех флотах. К началу 90-х годов были списаны.
Эскадренные миноносцы проекта 56 стали последними классическими, торпедно-артиллерийскими кораблями этого класса в Военно-Морском Флоте СССР.
.
Ленинград, ССЗ №190 им.А.А.Жданова - 12 единиц
(Заводской№, закладка, спуск, ввод в строй)
«Спокойный» (№701, 4.03.1953, 28.11.1953,27.06.1956). Списан 19.04.1990
«Светлый» (№702, 4.03.1953,27.10.1953, 17.09.1955). Списан 25.04.1989
«Спешный» ( №703, 30.05.1953, 7.08.1954, 30.09.1955). Списан 25.04.1989
«Скромный» ( №704, 27.07.1953, 26.10.1954, 30.12.1955). Списан 25.04.1989
«Сведущий» ( №705, 7.12.1953, 17.02.1955, 31.01.1956). Списан 8.04.1992
«Смышлёный» ( №706, 23.02.1954, 24.05.1955, 28.06.1956, с 29.10.1958 - «Московский комсомолец»). Списан 22.07.1986
«Скрытный» ( №707, 25.07.1954, 27.09.1955, 30.09.1956). Списан 25.04.1989
«Сознательный» ( №708, 25.09.1954, 15.01.1956, 31.10.1956). Списан 1.03. 1988
«Справедливый» ( №709, 25.12.1954, 12.04.1956, 20.12.1956). Продан в Польшу, переименован 25.06.1970 в "Варшава", вымпел 275, с 1976 276, с 1976 275. Списан 31.01.1986
«Несокрушимый» ( №710, 15.06.1955, 20.07.1956, 30.06.1957, с 8.04.1988 - СМ-251). Списан 27.07.1991
«Находчивый» ( №741, 19.10.1955, 30.10.1956, 18.09.1957). Списан 25.04.1989
«Настойчивый» ( №742, 3.03.1956, 23.04.1957, 30.11.1957). Списан 25.04.1989
Николаев, ССЗ №445 им.61 коммунара - 8 единиц
«Блестящий» ( №1201, 20.02.1953, 27.11.1953, 30.09.1955). Списан 30.07.1987
«Бывалый» ( №1202, 6.05.1953, 31.03.1954, 21.12.1955). Списан 17.07.1988
«Бравый» ( №1203, 25.07.1953, 28.02.1955, 9.01.1956). Списан 30.07.1987
«Бесследный» ( №1205, 1.04.1954, 5.11.1955, 31.10.1956). Списан 8.04.1988. В 1990 году затонул при буксировке у Тайваня
«Бурливый» ( №1206, 5.05.1954, 28.01.1956, 28.12.1956). Списан 25.05.1989
«Благородный» ( №1207, 5.03.1955, 30.08.1956, 18.07.1957). Списан 25.04.1989
«Пламенный» ( №1208, 3.09.1955, 26.10.1956, 31.08.1957). Списан 24.06.1991
«Напористый» ( №1209, 17.08.1955, 30.12.1956, 31.10.1957). Списан 30.07.1987
Комсомольск-на-Амуре, ССЗ №199 - 7 единиц
«Вызывающий» ( №81, 25.07.1953, 20.05.1955, 31.03.1956). Списан 25.04.1989
«Веский» ( №82, 30.01.1954, 31.07.1955, 30.03.1956). Списан 30.07.1987
«Вдохновенный» ( №83, 31.08.1954, 7.05.1956, 30.10.1956). Списан 5.03.1987
«Возмущённый» ( №84, 30.12.1954, 8.07.1956, 31.12.1956). Списан 5.03.1987
«Возбуждённый» ( №85, 29.07.1955, 10.05.1957, 31.10.1957). Списан 25.04.1989. Потоплен как мишень 12.08.1991
«Влиятельный» ( №86, 29.10.1955, 10.05.1957, 6.11.1957). Списан 17.07.1988, потоплен как мишень в 1989
«Выдержанный» ( №87, 30.06.1956, 24.06.1957, 10.12.1957, с 20.02.1967 - «Дальневосточный комсомолец», с 1.12.1992 - ПКЗ-7). Списан 29.06.1993
Водоизмещение стандартное 2667 тонн, нормальное 2949 тонн, полное 3230 тонн. Длина 126,1м(наибольшая) 117,9 (по КВЛ), ширина 12,76 м (наибольшая) 12,41 м (по КВЛ), осадка 4,26 м
Бронирование- Рубка, стенки - 10 мм, палуба - 6 (8-10)мм, башни 20-40 мм
Силовая установка- ГТЗА ТВ-8, 2х ПТУ 36000 л.с., 2 ВФШ, 2 ТГ по 400 кВт, 2 ДГ по 200 кВт. Скорость полного хода 38 узлов, максимальная 38,5 узлов, оперативно-экономическая 17,9 узлов. Максимальная скорость заднего хода 19 узлов; Длительная скорость заднего хода 14 узлов Дальность плавания 3880 миль на 14,3 узлах, 3850 миль (14,7 узлов), 3090 миль (17,9 узлов), 685 миль (37,9 узлов), 642 мили (38 узлов). Автономность 10 суток. Экипаж 284 человека (19 офицеров и 17 сверхсрочников)
Вооружение- 2х2 130 мм СМ-2-1 (850 выстрелов) - ПУС "Сфера-56" с РЛС "Якорь-М1"; 4х4 45 мм СМ-20 ЗИФ (13200 выстрелов) - 2 РЛС "Фут-Б";
2х5 533 мм ПТА-53-56 (два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, 10 торпед 53-57, 53-59) - ПУТС "Сталинград Т-56" с РЛС "Заря" (на "Смышленом" первоначально РЛС "Волна", на "Находчивом" РЛС "Волна" не менялась)
6 БМБ-2 (бесшточный бомбомёт калибра 433 мм, 30 ГБ ББ-1 или БСП) - ПУСБ "Шар-У"; 2 бомбосбрасывателя (18 ГБ ББ-1 или БСП); 50 мин КБ-3 или 50 мин АМД-50 или 50 мин ГМЗ или 50 мин АГСБ или 36 мин АМД-1000
РТВ- РЛС общего обнаружения «Фут-Н» (на "Бесследном" до 1958, "Блестящем", "Бывалом" до 1960, "Несокрушимом", "Сведущем" до 1960, "Светлом" до 1956, "Скромном" до 1960, "Спешном" до 1959, "Спокойном" до 1956 (?), "Справедливом" первоначально РЛС «Риф»), Навигационная РЛС «Нептун», РЛС РТР «Мачта П4» (нет на "Светлом", "Спокойном"), аппаратура госопознавания: запросчик «Никель-К» (нет на "Скромном"), ответчик «Хром-К» (нет на "Сознательном"), радиопеленгатор АРП-50, ГАС «Пегас-2»
Головной корабль серии, «Спокойный», отличался от «проектного» водоизмещением- стандартное 2667, нормальное 2949, полное 3249 тонн. Наибольшая длина эсминцев составляла 126,1 м (117,9 м по конструктивной ватерлинии), наибольшая ширина — 12,76 м (12,41 м по ватерлинии), высота борта у форштевня достигала 12,1 м, на миделе — 7,4 м, а в корме — 7,65—7,7 м. Осадка при полном водоизмещении — 4,26 м. Общая высота корабля от основной линии — 34,5 м.
От прототипа, проекта 41, проект 56 , в основном, отличался конструкцией корпуса. Он был выбран после тщательных замеров и опытов, оказался очень удачным по мореходности, но с проблемами по ходкости. Носовые обводы имели небольшой развал, обводы кормы оптимизированы, якорные клюзы были сдвинуты в нос и утоплены в корпус. В носовой части были установлены фальшборты. Носовая часть на 1,5 метра была выше чем у прототипа.
Гладкопалубный, почти целиком цельносварной, со значительной седловатостью в носовой части, корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на 16 отсеков. Через водонепроницаемые двери в переборках обеспечивался сквозной проход по кораблю в штормовых условиях без выхода на верхнюю палубу.
Между нижней и верхней палубами была размещена промежуточная палуба ( платформа) и еще две платформы, одна из которых была продолжением внутреннего дна в носовой оконечности. Верхняя промежуточная палуба прерывалась только в районе МКО. Секции корпуса собирались в закрытом эллинге.
Непотопляемость корабля гарантировалась при затоплении любых трех смежных отсеков или обоих машинно-котельных отделений.
На всем протяжении корпуса в районе ватерлинии имел ледовый пояс, позволявший кораблю ходить среди льдов. Благодаря двум парам скуловых килей и успокоителю качки с двумя бортовыми управляемыми рулями эсминец имел хорошую мореходность. Стабильности корабля помогали также две «глубокие» топливные цистерны между бортами. Метацентрическая высота при нормальном водоизмещении 0,85 м.
Увеличение объема надстроек (до 1000 кубометров) было компенсировано применением легких алюминиевых сплавов- дюралюминием АМГ по стальному набору. Технология себя не оправдала, вес сэкономить не получилось ( со всеми подкреплениями полностью стальная надстройка была бы легче), пожароопасность выросла, а вибрация при стрельбе зенитных автоматов полностью побеждена не была.
По весовой нагрузке на корпус приходилось 1374,4 тонны (51,6%), на бронирование 9,3 (0,3), вооружение- 336 (12,6), боекомплект- 136,7 (5,1), механизмы- 702 (26,9), снабжение, команда и провизия- 108,7 (4,1).
Эсминцы имели местное противоосколочное бронирование- боевая рубка, ограждение мостика, стенки местных постов управления торпедными аппаратами и котельных кожухов, а также кранцы первых выстрелов защищались листами из гомогенной брони средней твёрдости толщиной 8-10 мм, а орудийные башни и пост наведения - бронёй до 20-40 мм.
Главный командный пункт (ГКП) эсминца проекта 56 состоял из ходовых мостика и рубки, штурманской рубки, рубки внутриэскадренной связи и шифр-поста. ГКП оснащался боевым информационным постом «Звено-56». БИП -на основе круглого электронного планшета, на который транслировалась радиолокационная картинка с РЛС «Фут-Н».
Эсминец был предназначен для длительного использования в отрыве от системы берегового базирования, однако уменьшение размеров по сравнению с «Неустрашимым» привело к ухудшению обитаемости. На эсминце было два жилых комплекса (носовой и кормовой, разделенные МКО и отсеками вспомогательных механизмов) с автономным санитарным оборудованием. По сравнению с прототипом была изменена система отопления- калориферы вместо паровых грелок.
Экипаж корабля состоял из 284 человек, в том числе 19 офицеров, 17 сверхсрочников и 248 матросов и старшин срочной службы. Из 13 кают для офицеров одна предназначалась для командира соединения и еще одна для двух офицеров его штаба. Офицеры обычно размещались в двухместных каютах. Индивидуальные были у командира корабля, его старшего помощника, помощника и заместителя по политической части.Три каюты (4-х, 6-и и 8-ми местные) делили главстаршины и 8 кубриков ( на 18, 9, 24, 30, 30, 47, 48, 39 и 33 человека) имели матросы. Шесть кубриков находились на верхней промежуточной палубе, два — на второй промежуточной палубе. Блоки офицерских кают и кают главстаршин имели каждый свою кают-компанию
Все, кроме одноместных кают, оборудовались стационарными двухъярусными койками. В кубриках были трехъярусные койки и 10 подвесных коек. В итоге на одного моряка на проекте 41 было 1,6 кв.м, на проекте 56- 1,3 кв. метра ( примерно как на эсминце проекта 30бис).
Душевые команды вмещали до 11 человек и обслуживались автономными электрическими бойлерами. Запас воды для них -21 тонна, был ниже чем на проекте 41-30 тонн. Около душевых размещалась прачечная. Параллельно эти помещения предназначались под пост противохимической обработки.
Силовая установка на проекте 56 имела две форсированные ГТЗА ТВ-8 (проектная мощность 33 000 л. с., форсированная за счет повышения производительности сопловых аппаратов турбин и паропроизводительности главных котлов до 36000л.с ) специальной разработки и четыре главных паровых котла КВ-76 ( вертикальные водотрубные котлы с естественной циркуляцией). Мощность ГЭУ выросла, но КПД упал на 5%, из-за сокращения внутреннего объема корпуса не удалось разместить улучшенные котлы с развитыми экономайзерами.
ГЭУ эсминца проекта 56 могла запускаться без предварительного прогрева, полный хода из холодного состояния можно было дать всего за 15 минут. Эсминец «Настойчивый» в 1957 году на испытаниях на мелководной мерной миле достиг рекордной послевоенной скорости в 41 узел.
Возможность работы на высоких и низких параметрах пара («двухрежимность») по расчетам, обеспечивала низкий расход топлива на экономических ходах, то есть повышала экономичность всей установки в целом. Практика испытаний «Спокойного» не подтвердила расчеты.
«…даже кратковременное развитие больших ходов (атака ПЛ, уклонение от самолётов) резко снижает тактическую дальность плавания. Так, например, один час полного хода снижал дальность плавания оперативно-экономическим ходом на проекте 30бис на 104 мили, а на проекте 56 — на 184».
Расход топлива был высоким, имели место перерасход пара, недолговечность кирпичной кладки котлов и ряд других конструктивных недостатков. Выявленные недостатки большей частью были устранены в ходе испытаний головного корабля и предотвратить на строящихся. На испытаниях головной эсминец разогнал ГЭУ до 73000 л.с.
Нормальный запас топлива составлял 255 тонн, полный 510 тонн, максимальный 530 -540 тонн мазута). Запас солярки 13,8 тонн, масла 28 тонн, котельной воды — 50 тонн. Автономность корабля по запасам провизии 45 суток, по запасам воды (22,6 тонн питьевой воды) 10 суток.
Электросеть корабля работала на трехфазном переменном токе напряжением 220 В и частотой 50 Гц. Работало два турбогенератора ТД-12 мощностью по 400 кВт и два дизель-генератора ДГ-200/1 мощностью по 200 кВт в двух установках -в носовой и кормовой частях. На стояночном турбогенераторе ТД 8/1 мощностью 100 кВт (был на проекте 41) сэкономили вес.
На ходовых испытаниях в сентябре 1954 года «Спокойный» не смог превысить скорость в 34,8 узла. Оказалось, что кронштейны гребных валов испытывали кавитацию на полной скорости и негативно влияли на работу гребных винтов. После ряда экспериментов на опытовых моделях и на эсминцах «Спокойный», «Светлый» и «Блестящий» проектировщикам удалось создать оптимальную конфигурацию движительно-рулевого комплекса. Переход к новой конструкции рулей, обтекателей гребных валов и гребных винтов давал увеличение скорости до 4 узлов. Совет Министров СССР в июле 1954 года утвердил изменение компоновки рулевого устройства; при этом корабли, находившиеся в большой стадии готовности, было решено достраивать в исходной компоновке.
Для обеспечения требуемых параметров остойчивости на полном ходу в штормовых условиях, корабли проекта 56, впервые в отечественной практике получили успокоители качки с управляемыми рулями с нейтрализацией эффекта кавитации.
Эсминцы проекта 56 активно использовались для определения реальных боевых возможностей в условиях штормового моря и показали неплохие результаты. Так при волнении моря в 5 баллов и ветре 8 баллов эсминец проекта 56 смог выйти на полную скорость в то время как сопровождавший его эсминец проекта 30-бис выдал только 14 узлов.
При скоростях свыше 24 узлов, над кораблем создавался сплошной поток брызг, делавший невозможным использование любого вооружения. В целом приемная комиссия положительно оценила мореходные качества корабля и работу успокоителя.
Комплекс связи эсминцев состоял из трех радиопередатчиков, пяти радиоприёмников, двух приёмопередатчиков, аппаратуры буквопечатающей и автосигнальной связи (ПУС ГК «Сфера-56», ПУС ЗК «Фут-Б», ПУТС «Сталинград Т-56», ПУСБ «Шар-У», РЛС обнаружения ВЦ «Фут-Н», БИП «Звено-56», РЛС СУО ГК «Якорь-М» или «Якорь-М2», РЛС ПУТС «Заря», навигационная РЛС «Нептун», ГАС «Пегас-2», гирокомпас «Курс-4», лаг ЛГ-40, эхолот НЭЛ-4СУ, а также радио-пеленгатор АРП-50.)
Плавсредства эсминца состояли из одного разъездного (командирского) катера проекта 378, расположенного на верхней палубе по правому борту от носовой надстройки, большого моторного баркаса, установленного на противоположном борту, и шестивесельного яла ЯЛ6, который располагался на средней надстройке по левому борту за 45-мм автоматом. Катер и баркас обслуживались двумя грузовыми стрелами, имевшими одну электрическую лебедку.
В качестве спасательных средств на корабле использовались восемь жестких 24-местных спасательных плотов. Они размещались побортно на кожухах дымовых труб и на носовой надстройке рядом с 45-мм автоматом. К концу 70-х годов на всех кораблях их постепенно заменили надувными спасательными плотиками ПСН-10. Практически одновременно в конце 70-х на всех эсминцах катера проекта 378 заменили разъездными катерами проекта 1390 «Стриж».
Для снижения брызгообразования на полной скорости оба становых якоря крепились у утопленных в корпус клюзах. Для уменьшения веса якорные цепи были литые и уменьшенного калибра.
Эсминцы проекта 56 в качестве основного вооружения получили две спаренные 130-мм стабилизированные полуавтоматические палубно-башенные артиллерийские установки СМ-2-1 с длиной ствола в 58 калибров и раздельно гильзовым заряжанием. В боекомплект входили полубронебойный, осколочно-фугасный с головным взрывателем, зенитный с радиолокационным взрывателем, зенитный с дистанционной трубкой, осветительный парашютный, противорадиолокационный и практический снаряды. Кроме этого в 1964-65 годах производился глубоководный противолодочный снаряд. Было три вида зарядов- боевой, уменьшенный боевой и специальный для стрельбы осветительными снарядами.
При полуавтоматическом заряжании скорострельность АУ по морской цели составляла до 14 выстрелов в минуту, а по воздушной 10. Установка могла дать 54 залпа с полной скорострельностью, затем требовалось 4-5-минутное охлаждение. Оно шло за счет забортной воды из пожарной магистрали, которую качали вдоль ствола.
Максимальная дальность стрельбы составляла 27,8 км, а досягаемость по высоте- 21 км. Масса установки составляла 57,325 тонн. Обслуживали установку 21 человек. Наведение с помощью башенных оптических прицелов «АМО-3-1с» и башенных радиолокационных дальномеров «Штаг-Б» ( в колпаке на крыше каждой башни). Боекомплект 850 выстрелов (ещё 200 в перегруз).
Система ПУС «Сфера-56» обеспечивала универсальность главного калибра, она вырабатывала данные для стрельбы как по морской, так и по воздушной, а также и по не видимой с корабля береговой цели. Данные поступали от стабилизированного визирного поста наводки СВП-42/50 со встроенными дальномерами ДМС-3 и РЛС «Якорь-М». Дальность обнаружения самолетов противника для РЛС-35 км.
По воздушной цели, летящей со скоростью до 300 м/с на высоте до 15 км, ЦАС мог начать работу с 32 000 м, а с 24 000 обеспечивал стрельбу в точку упреждения. Наведение СМ-2-1 могло осуществляться дистанционно с помощью силовой электрической синхронно-следящей передачи (СЭССП), имевшей обозначение Д-2, полуавтоматически или в ручную. Максимальная скорость наведения артиллерийской установки приводами составляла 18 %, а вручную- 3 %.
Применение 130-мм артиллерии по береговым, в том числе невидимым, целям отличалось очень высокой эффективностью, «по-видимому, самой высокой в мире среди кораблей своего класса». При этом воздушные цели со сверхзвуковой скоростью универсальная артиллерия главного калибра уже поражала с большим трудом и не всегда.
Эсминцы имели и чистое ПВО в виде четырех счетверенных 45-мм установок СМ-20-ЗИФ с длиной ствола в 76 калибров с системой дистанционного управления «Д-20» и резервными коллиматорными прицелами «ВКМ-45-4М». Их техническая скорострельность 160 выстрелов на ствол, при 16 снарядах в каждом из четырех приемников. После 65 выстрелов стволам требовалась минута на охлаждение путем прокачки через стволы забортной воды. Баллистическая дальность составляла 11 100 м, а досягаемость по высоте- 6700 м. Выстрелы применялись осколочно-трассирующие и фугасные унитарные. Общий боезапас достигал 17 200 выстрелов, в том числе 4000 в перегруз и 1200 в кранцах выстрелов.
Масса одной установки составляла 15,6 тонн, а обслуживали ее семь человек, не считая подносчиков снарядов. Зенитные автоматы размещались на развитой надстройке ромбом, что позволяло на любой борт иметь огонь трех установок.. Автоматы отлично работали в свежую погоду благодаря более высоким надстройкам, зато чтобы убрать вибрацию легкой надстройки ее трижды приходилось подкреплять на головном корабле в ходе испытаний, а на серийных- изменением проектной документации.
В отличие от предыдущих проектов советских эсминцев, зенитные автоматы были интегрированы с приборами управления стрельбой «Фут-Б» в единый зенитный артиллерийский комплекс. Всего на корабле было две системы, каждая из которых могла управлять тремя СМ-20-ЗИФ.
Система управления огнём зенитных автоматов включала РЛС освещения воздушной обстановки «Фут-Н» ( на грот-мачте) и две РЛС «Фут-Б» ( на рубке и за грот-мачтой). На первых кораблях в связи с отсутствием РЛС «Фут-Н» устанавливалась РЛС общего обнаружения «Риф» (позднее, в процессе ремонта и модернизации кораблей серии, она заменялась).
Для самостоятельной стрельбы СМ-20-ЗИФ имела коллиматорный прицел, на дистанцию 4000 м.
Торпедное вооружение эсминцев проекта 56 состояло из двух пятитрубных 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-56 с прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Сталинград-Т-56». Основным источником целеуказания являлась специальная РЛС управления торпедной стрельбой «Заря».
Торпедные аппараты могли наводиться дистанционно с помощью силовой электрической синхронно-следящей передачи, полуавтоматически или вручную с местного поста, расположенного прямо на торпедном аппарате.
Автоматически или вручную могли вводиться в торпеды глубина хода и угол установки гироскопического прибора Обри. Основной торпедой являлась прямоидущая поршневая типа 53-56 со скоростью 50 или 40 узлов и дальностью хода соответственно 8 и 13 км. Масса взрывчатого вещества в боевой части- 400 кг.
Для борьбы с подводными лодками эсминцы могли использовать шесть кормовых бесшточных бомбометов БМБ-2 и два подпалубных бомбосбрасывателя на 48 глубинных бомб ББ-1. Бомбомет мог выстреливать глубинные бомбы ББ-1 или БПС на дистанцию 40, 80 или 120 м.
Глубинная бомба ББ-1 имела массу взрывчатого вещества 135 кг, скорость погружения 2,5 м/с и максимальную глубину воздействия 100 м. Быстро погружающаяся глубинная бомба БПС при массе взрывчатого вещества 96 кг уходила на глубины до 330 м со скоростью 4,2 м/с. Управление противолодочным оружием обеспечивали приборы управления стрельбой «Шар-У».
«основу «Шар-У» составляли приборы команд и докладов, то есть они являлись чисто информационными приборами. Правда, был разработан простейший счётно-решающий прибор, куда можно было ввести по данным гидролокационной станции дальность до подлодки и глубину её погружения. С учётом скорости корабля, а также скорости погружения глубинных бомб этот прибор выдавал момент применения оружия. Вместе с тем, как правило, ввести все данные не успевали… так что прибор не прижился»
Целеуказание для средств ПЛО поступало от гидроакустической станции «Пегас-2» (максимальная дальность обнаружения в режиме эхопеленгования при максимально благоприятных гидрологических условиях 2,8 км). Реальная дальность была еще меньше, а глубину погружения вражеской подлодки ГАС определять не могла.
На эсминцах также могло быть размещено до 50 малых морских мин КБ-50 (АМД-500 и АГСБ) или 36 мин АМД-1000.
Корабль в случае необходимости мог принять десант численностью в 500 человек (с 4 45-мм орудиями и 8 81-мм миномётами).
Штурманское вооружение эсминцев проекта 56 состояло из новейших отечественных приборов 1950-х годов: гирокомпаса «Курс-4», магнитных компасов КП-М1 и КП-М3, автопрокладчика «Путь-1», лага ЛГ-40, эхолота НЭЛ-4СУ и радиопеленгатора АРП-50. Совершенствование оборудования производилось по мере модернизации эсминцев.
В состав Северного флота вошло восемь эсминцев проекта 56 («Спокойный», «Сведущий», «Смышлёный», «Скромный», «Сознательный», «Несокрушимый», «Находчивый» и «Настойчивый»), в состав Балтийского флота — четыре («Светлый», «Спешный», «Скрытный» и «Справедливый»).
В состав Тихоокеанского флота первоначально вошло девять кораблей этого проекта («Бесследный», «Бурливый», «Вызывающий», «Веский», «Вдохновенный», «Возмущённый», «Влиятельный», «Выдержанный» и «Возбуждённый»), но в 1960 году на Тихоокеанский флот перешли ещё два эсминца — «Скрытный» (с Балтийского флота) и «Блестящий» (с Черноморского флота), всего эсминцев проекта 56 стало 11.
Тихоокеанский флот усиливали новыми кораблями из-за ухудшившихся отношений с Китаем. Эсминцы проекта 56 для этой цели подходили неплохо, они были менее требовательны к инфраструктуре чем более современные ракетные корабли проекта 58 и БПК проекта 61.
Больше всего эсминцев проекта 56 прошло через Черноморский флот, иногда транзитом- 14 кораблей. Первый появился в 150-й бригады эсминцев Эскадры Черноморского флота осенью 1955 года, это был «Блестящий».
В 1956—1957 годах в состав бригады вошло ещё 7 эсминцев проекта 56: «Бывалый», «Бравый», «Бесследный», «Бурливый», «Благородный», «Пламенный» и «Напористый». В 1958 году в состав бригады вошёл модернизированный по проекту 56М «Бедовый», а «Бравый» прошёл модернизацию по проекту 56К. В 1959 году в состав 150-й бригады вошел «Прозорливый».
Новые эсминцы проекта 56 обычно заменяли в строю морально устаревшие эсминцы проекта 30-бис и готовили кадры для создаваемого океанского флота.
25 июня 1970 года эсминец «Справедливый», модернизированный по проекту 56-А, был передан в Гдыне ВМС Польши с переименованием в «Warszawa». В 1971 году он был исключён из состава ВМФ СССР, а в 1986 году исключён из состава польских ВМС и сдан на слом.
Благодаря прекрасной мореходности и современному радиотехническому вооружению с 60-х годов эсминцы активно осваивали Мировой океан, знакомя планету с советским военно-морским флагом. Продолжительность выходов на боевую службу достигала иногда шести — семи месяцев, во время походов корабельные запасы пополнялись либо в пунктах маневренного базирования, либо с плавбаз. Эсминцы несли службу в различных горячих точках- у берегов КНДР, Индонезии, Сирии, Египта, Эфиопии, Анголы, Гвинеи и т.д.
Благодаря устойчивой высокой скорости, эти эсминцы были незаменимы в любимом развлечении моряков "холодной войны"-преследовании американских АУГ. Оторваться от быстроходных "котлинов" американцам было крайне трудно.
Большинство эсминцев прошло модернизацию по разным программам. Шесть кораблей, которые не модернизировались, стали регулярно использовать для экспериментальных разработок.
На эсминце «Светлом» в 1958—1959 годах испытывали новый корабельный вертолёт Ка-15, для чего в корме на месте снятых бесшточных бомбомётов была оборудована взлётно-посадочная площадка. «Светлый» оказался, в итоге, самым слабым звеном среди надежных и выносливых коллег. В июне 1978 года он затонул у причальной стенки во время прохождения среднего ремонта. Формально его подняли и восстановили, но в море он больше не ходил вплоть до списания.
Все представители проекта к началу 1990-х годов были исключены из списков флота и расформированы.
Активная служба эсминцев проекта не обошлась и без различных происшествий и инцидентов.
Особенно жесткими были столкновения советских моряков с американскими и британскими "коллегами".
Гонки эсминцев проекта 56 за американскими и британскими авианосцами англо-саксы сразу начали проигрывать. В июле 1966 года эсминцы Тихоокеанского флота практически сорвали учения ВМС США, Японии и Ю. Кореи.
На следующий год американцы решили отомстить. В мае 1967 года в Японском море появилась авианосная группа во главе с авианосцем «Хорнет». Ей на хвост упали советские эсминцы и разведывательные корабли. 10 мая наши корабли надежно пристроились к супостату.
В этот момент из ордера АУГ внезапно вывалился DD-517 Walker, старый эсминец типа «Флетчер» и начал опасное маневрирование около советских кораблей. Он дважды нанес скользящие удары эсминцу «Бесследный», помяв ему борт, а затем на 28 узлах навалился на эсминец «Веский», который от удара потерял шлюпку. 11 мая он таким же образом пробил борт советскому разведывательному кораблю «Гордый».
Одна из целей провокации-обвинение советских моряков. Но командование ТОФ подстраховалось, оператором разведгруппы штаба ТОФ был снят подробный кинофильм, ясно показывающий действия сторон. В итоге командующий 7-м флотом США назвал сопровождение советскими кораблями его кораблей "приятным событием".
9 ноября 1970 года в Восточном Средиземноморье эсминец «Бравый» попал под удар правого борта авианосца «Арк Ройял». Авианосец получил незначительные повреждения, а советскому эсминцу помяло надстройки и левый борт, повредило корму и левый вал, за бортом оказалось много моряков, двое из них погибли. 5 других оказавшихся за бортом моряков были подобраны британскими кораблями.
Произошел международный скандал. Британская пресса обвиняла в некомпетентности командира советского эсминца, а советская — командира британского авианосца Рэя Лиго, стороны обменялись резкими нотами.
В отношении аварийности эсминцы проекта 56 оказались практически идеальными. Проблемы случались редко и не влекли человеческих жертв.
8 октября 1964 года на Черноморском флоте из-за человеческого фактора затопило первое машинное отделение эсминца «Пламенный».
«Скромный» во время учений Северного флота (поиск подводных целей) в 1964 году в густом тумане из-за ошибок службы РТС столкнулся с другим кораблем. В результате корабль получил повреждения носовой части и погибли два матроса.
В 1972 году на рейде Балтийска при постановке на якорь и выводе из действия четвёртого котла на эсминце «Спешный» взорвались пары мазута в топке. Одной из деталей сорванной обшивки котла был повреждён маслопровод системы смазки подшипников главного турбозубчатого агрегата, масло пролилось на раскалённые детали котла и вспыхнуло. Водой из пожарной магистрали потушить пожар не удалось и личный состав покинул машинно-котельное отделение (МКО). После герметизации отсека была включена система жидкостного пожаротушения и пожар был ликвидирован в течение одного часа. Жертв среди личного состава не было, были выведены из строя освещение МКО и контрольно-измерительные приборы. На следующий день корабль своим ходом был переведён в порт Лиепая на 29 СРЗ для устранения повреждений. Официальная причина — некачественный ремонт запорной арматуры топливной системы главного котла.
16 июня 1975 года на Северном флоте с 16-25 до 16-44 БПК «Кронштадт» навалился левым бортом на форштевень эсминца «Смышлёный», повредив ему торпедный аппарат. Все произошло при ветре 8 м/с, волнении моря 2 балла, лёгкой зыби и полной видимости из-за неподготовленности и растерянности командира «Кронштадта» и нарушения командиром бригады статьи 102 Корабельного устава ВМФ.
2 июня 1977 года в пролив Босфор, недалеко от Стамбула эсминец «Сознательный» в условиях ограниченности маневра турецким барказом и пассажирским паромом навалился на притопленную бочку и погнул две лопасти правого гребного винта.
22 декабря 1978 года эсминец «Бравый» на стоянке на рейде Севастополя загорелся в районе носовых переборок погреба ЗРК «Волна-М», загорелась пробковая изоляция носовой переборки центрального поста КЦ ЗРК. Очаг возгорания ликвидировали в течение часа, без жертв. Корабль поставлен на капитальный ремонт в Севморзавод. Официальная причина — воздействие высокой температуры газохода главного котла
23 мая 1980 года вновь принял воды эсминец «Светлый». В машинное отделение поступило около 150 тонн воды, что привело к крену 4°.
10 апреля 1981 года эсминец «Сведущий» в Севастополе на траверзе Сухарной балки коснулся грунта. При доковом осмотре обнаружены деформация руля и погнутые лопасти левого гребного винта
Аналогичное происшествие случилось 16 марта 1984 года с эсминцем «Находчивый» на банке Догараслан в Мраморном море. Было помято днище и нарушение герметичности корпуса. Потребовался доковый осмотр и ремонт.
Эсминец «Светлый» при возвращении из визита в Бордо (21-26 июня 1976 года) в Северном море потерял торпеду, на циркуляции она выпала из торпедного аппарата и затонула.
«Спешный» 12 сентября 1969 года во время проведения артиллерийских стрельб вместо щита попал артиллерийским снарядом в эсминец «Неустрашимый».
«Находчивый» в 1973 году имел аварийную ситуацию в погребе ЗУР.
«Бывалый» под командованием капитана 2 ранга Ю. Г. Ильиных 21 января 1973 года, действуя самостоятельно, перехватил катера с португальскими военными, убившими активного борца за независимость Португальской Гвинеи секретаря Африканской партии независимости Гвинеи и островов Зелёного мыса Амилкара Кабрала и освободил нескольких членов исполкома и ЦК этой партии, захваченных португальцами.
На эскадренных миноносцах проекта 56 начинали службу многие флотские военачальники: А.В. Гаврилов, И. П. Журавлёв, С. Н. Решетов, А. А. Исаев, Ю. А. Ермоленко, В. Ф. Варганов, В. Х. Саакян, Е. В. Левашов, П. Р. Дубягин, А. Ф. Старовойтов, Ю. А. Гарамов и другие.
Эсминцы проекта 56 для отечественного флота стали этапными и достойными кораблями. С одной стороны в этот проект не были заложены кардинальные изменения, перевернувшие всю классическую теорию морской войны как , например, ракетное оружие. Но эти массовые, дешевые, простые и надежные корабли стали необходимой ступенью к переходу на ракетоносцы.
на судьбе проекта, «как на лакмусовой бумажке, отразилась непростая история развития отечественного флота в середине прошлого столетия…. Создание проекта 56 было обусловлено стремлением получить идеальный для эскадренного боя эсминец…», поэтому «во главу угла ставилась задача нанесения торпедно-артиллерийских ударов по тяжелым кораблям противника»...«само по себе это задание скорее отражало взгляды руководства страны на вопросы развития флота, чем потребности самого флота»
Массовая модернизация их, заложившая основы новых классов кораблей, это подтвердила.
Еще одним громадным достоинством этой серии стали прекрасная мореходность, высокая надёжность и живучесть. На них не было ни одной серьезной аварии за почти 40 лет службы 27 кораблей.
Уйдя в историю после окончания сроков эксплуатации, эскадренные миноносцы этого проекта оставили после себя «тёплые воспоминания моряков и добрую память»
Доказательством живучести этих кораблей стал расстрел в виде мишени списанного эсминца «Возбужденный» (проект 56-А) у берегов Камчатки в 1990 году. По нему отстрелялись три МРК проекта 1234 своими ПКР П-120 «Малахит» с БЧ 800 кг. Еще один залп по кораблю сделала береговая ракетная батарея с мыса Шипунского.
Эсминец не тонул. Его взяли на буксир, отвели обратно в Петропавловск-Камчатский.
Через месяц вывели на новые стрельбы. "Работали" два сторожевика проект 1135 («Ретивый» и «Резкий»). По кораблю-мишени выпустили более ста десяти 100 мм снарядов. Эффект отсутствовал.
«Резкий», в итоге, был вынужден подойти вплотную и стрелять в упор. Четыре выстрела из 100-мм орудий АК-100 в район ватерлинии стали завершением славной карьеры.
Советский флот находился с потенциальным противником в совершенно разной ситуации. К концу войны наш флот остался практически без кораблей, в то время как американцы десятками раздавали излишки своих крейсеров и эсминцев союзникам.
До 70-х годов американцы построили всего 43 единицы новых эсминцев типов «Митчер», «Форрест Шерман» или «Чарльз Ф. Адамс», ограничившись модернизацией около половины из более 200 «Флетчеров», «Аллен М. Самнеров» и «Гирингов» военной постройки по программам FRAM I и II. На этом фоне советские эсминцы были то, что доктор прописал.
Несмотря на ряд недостатков, проект 56 занял свою нишу и заложил основы дальнейшего развития сразу в нескольких направлениях.
Больше, лучше и подробнее здесь:
Эсминцы проекта 56 прошли также через несколько вариантов модернизаций, фактически заложивших базис для создания новых классов боевых кораблей до конца века. Этому будет посвящена отдельная статья.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам