Большая часть мировых медиа приближается к новому переломному моменту. В прошлом десятилетии они уже пережили кризис, когда концепт объективности в журналистике уступил место понятию «постправды».
Тогда медийное изображение сначала стало оторванным от реальности, а после и вовсе ее заменило. Сейчас можно говорить о наступлении эпохи «постсвободы». Индивидуалистический принцип свободы слова теряет свое значение, уступая место понятию «общественной целесообразности».
Задержание основателя Telegram Павла Дурова во Франции — это важное событие, так как он является символом либертарианства — идеологии, которая была основой западного общества, но сегодня становится для него угрозой. Для российского истеблишмента либертарианство всегда было чуждым и остается таковым, пишет «Октагон».
Либертарианство — это политическая философия, где свобода является основным двигателем развития общества. Его сторонники выступают за максимальную политическую свободу и автономию всех субъектов, а также за расширение свободы слова и мнений. Они скептически относятся к государственной власти и к институтам принуждения. Радикальные либертарианцы считают, что государственную власть могут заменить частные институты.
Павел Дуров, называвший себя либертарианцем, подтверждал это своими действиями. В 2013 году он вступил в конфликт с российскими спецслужбами, отказавшись передать личные данные организаторов группы «Евромайдан» в социальной сети «ВКонтакте», считая, что российская юрисдикция не распространяется на украинских пользователей.
Спустя четыре года, после теракта в метро Петербурга, российские силовики заявили, что террористы активно использовали Telegram. Это стало поводом для попыток заблокировать мессенджер, которые не увенчались успехом, и в итоге он стал важной дискуссионной площадкой в России.
Эмиграция не уберегла Дурова от новых претензий: спустя 7 лет он столкнулся с аналогичными обвинениями от французских властей.
Дурова задержали во Франции, и это не вызывает удивления. Несмотря на тот факт, что французские просветители были предтечами либертарианства, эта идеология здесь никогда не приживалась.
Задержание Дурова не вызвало отклика в других западных странах. За последние 4 года мировые СМИ все чаще руководствуются политической целесообразностью, а не свободой слова. Пандемия коронавируса лишь усилила этот тренд: на фоне массовых смертей от вируса гражданские свободы оказались на втором месте.
Сомнения в эффективности вакцин автоматически превращали человека во врага общества.
Одновременно возникали кризисы другого масштаба, такие как протесты BLM, которые не допускали компромиссов.
В Соединенных Штатах может начаться новый кризис, связанный с возможным арестом Дональда Трампа перед президентскими выборами. Этот кризис может ударить и по еще одной иконе либертарианства — Илону Маску.
Маск, поддерживающий Трампа, недавно получил от него ответный сигнал: экс-глава Белого дома заявил, что в случае победы пригласит Маска в свою администрацию. Однако, по словам республиканца Вивека Рамасвами, Маска могут начать преследовать уже в ближайшие дни.
«Сегодня это Telegram, а завтра — X», — написал Рамасвами в своих социальных сетях.