Найти в Дзене
АвиаОбоз

Пролет над Россией помогает китайским перевозчикам увеличить долю рынка

Санкции против России из-за событий в Украине включали запрет на полеты западных авиакомпаний над территорией России. Это увеличило долю рынка китайских перевозчиков, но это не единственная причина, по которой западные перевозчики испытывают трудности.

Китайские авиакомпании вернулись к курсу на расширение, который был ненадолго прерван эпидемией коронавируса. Boeing 737 China Eastern Airlines на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Пекина. Фото: Markus Mainka/CHROMORANGE/imago images
Китайские авиакомпании вернулись к курсу на расширение, который был ненадолго прерван эпидемией коронавируса. Boeing 737 China Eastern Airlines на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Пекина. Фото: Markus Mainka/CHROMORANGE/imago images

Действия некоторых западных авиакомпаний по сокращению рейсов в Китай этим летом вызвали вопросы о будущем путешествий в Поднебесную.

British Airways недавно приостановила полеты между Лондоном и Пекином после решения Virgin Atlantic отказаться от своего маршрута Лондон-Шанхай, а Qantas прекратила полеты из Сиднея в Шанхай.

Одной из главных причин по словам инсайдеров в авиации является запрет на воздушное пространство России и дополнительные расходы, которые он налагает на перевозчиков. После того, как западные страны ввели санкции против России в начале 2022 года, Россия запретила практически всем европейским и североамериканским авиакомпаниям летать в своем воздушном пространстве.

Китайские авиакомпании не попали под запрет, что помогло им отобрать долю рынка у западных конкурентов в эпоху, когда они уже начали расширяться на международном уровне.

Однако вялый экономический рост в Китае по-прежнему осложняет ожидаемое восстановление авиаперевозок, в то время как геополитическая напряженность между Китаем и США также привела к перебалансировке некоторых авиакомпаний.

Права пролета над Россией и более низкие цены, чем у западных авиакомпаний, дают китайским авиакомпаниям большое преимуществ. A320neo, недавно поставленный China Southern Airlines. Фото: Image: Zhao Zishuo/Xinhua/IMAGO
Права пролета над Россией и более низкие цены, чем у западных авиакомпаний, дают китайским авиакомпаниям большое преимуществ. A320neo, недавно поставленный China Southern Airlines. Фото: Image: Zhao Zishuo/Xinhua/IMAGO

Полеты над Россией

Однако запрет на полеты в российском воздушном пространстве стал особой головной болью. Джон Грант, аналитик компании по авиационным данным компании OAG, сказал, что для многих западных авиакомпаний путешествие в Китай считалось «лакомым куском», поскольку можно было добраться туда и обратно в течение 24 часов.

«Раньше рейсы в Пекин и Шанхай были идеальными для использования самолета», — сказал он нашему изданию. «Запрет добавил около 5,5 часов на перелет туда и обратно в такое место, как Пекин, и это настоящая проблема».

Эти дополнительные часы в воздухе означают значительные дополнительные расходы на топливо и персонал, а также дорогостоящая смена слотов в загруженных аэропортах.

Загадка Qantas

Однако запрет на полеты в российском воздушном пространстве не повлиял на австралийскую Qantas, которая объявила о прекращении своего сообщения Сидней-Шанхай в июле.

И Гао, доцент факультета авиационных и транспортных технологий Purdue University отмечает, что Qantas всегда осуществляла «ограниченные» операции в материковый Китай, и говорит, что неверно считать недавнее сокращение рейсов западных авиакомпаний в Китай «широкомасштабным».

Qantas прекратил обслуживание Китая, заявив, что рейсы в Шанхай и из него выполнялись только наполовину. Последний Boeing 747 Qantas готовится к вылету из аэропорта Сиднея в США. Фото: PETER PARKS/AFP/Getty Images
Qantas прекратил обслуживание Китая, заявив, что рейсы в Шанхай и из него выполнялись только наполовину. Последний Boeing 747 Qantas готовится к вылету из аэропорта Сиднея в США. Фото: PETER PARKS/AFP/Getty Images

Однако он сказал, что возросшая конкуренция со стороны китайских перевозчиков становится все более важным фактором в решениях западных авиакомпаний. «Конкуренция со стороны китайских авиакомпаний играет решающую роль. Они получают преимущество в стоимости, что позволяет им предлагать более конкурентоспособные тарифы на рейсы в китайские города и из них».

Брендан Соби, аналитик из Сингапура, сказал, что возросшая конкуренция, вероятно, повлияла на решение Qantas. «Им трудно конкурировать с китайскими перевозчиками».

Он считает, что тенденция, существовавшая до эпидемии коронавируса, когда китайские перевозчики быстро росли, возрождается, поскольку спрос на поездки постепенно восстанавливается в материковом Китае после многих лет ограничений, связанных с ковидом.

"Все мы уже видели перемены, поскольку китайские перевозчики стремились к стратегической экспансии на международном рынке в течение нескольких лет до эпидемии", — сказал он.

«После коронавируса мы видим, как возвращается то же самое. Многие хотели бы все свалить проблему с российским воздушным пространством, что, безусловно, является серьезным фактором для иностранных авиакомпаний. Но я думаю, что это произошло бы в любом случае».

Китайская авиация сильно пострадала от пандемии

Китайские перевозчики значительно увеличили объем рейсов в европейские города, такие как Лондон, Будапешт, Милан, Стамбул и Мадрид с 2019 года.

Брендан Соби сказал, что за исключением рынков Северной Америки и Индии, международные возможности китайских перевозчиков сейчас вернулись к уровню 2019 года.

Эпидемия коронавируса, несомненно, нанесла удар по авиационным амбициям Китая. Всего за несколько месяцев до того, как пандемия началась, пекинский аэропорт Дасин был открыт с большой помпой. «Цель состояла в том, чтобы создать хаб в Дасине, а затем в Шанхае, где можно было бы пересаживать международных пассажиров на внутренние рейсы или даже международных на международные, — сказал Джон Грант. — Но пандемия все это свела на нет».

Выезжающие из Китая путешественники долгие годы были крупнейшими в мире потребителями международного туризма и авиаперевозок. Однако строгие ограничения, введенные в стране в связи с пандемией, значительно сократили поездки в страну, из нее и внутри нее до 2023 года.

Однако сильные международные возможности авиакомпаний страны и их способность привлекать китайских потребителей — в сочетании с давлением на западные авиакомпании — означают, что они все еще могут завоевать значительную долю рынка.

Расходы китайцев на поездки за границу в 2024 году по-прежнему отстают от доэпидемических уровней, вследствие вялого экономического роста. Фото: REUTERS
Расходы китайцев на поездки за границу в 2024 году по-прежнему отстают от доэпидемических уровней, вследствие вялого экономического роста. Фото: REUTERS

Поездки между США и Китаем все еще на низком уровне

В то время как пути китайских перевозчиков в Европу открываются, их североамериканский рынок остается в упадке. Это отчасти связано с борьбой за конкуренцию, а отчасти с существующей напряженностью между Китаем и США.

После того как пандемия привела к ужесточению пограничного контроля со стороны Пекина, поездки между США и Китаем прекратились. Китай стремится восстановить количество рейсов между странами, но их количество сегодня все еще составляет всего 15% от того, что было в 2019 году.

Вашингтон не хочет увеличивать число, особенно учитывая, что рынок в настоящее время будет отдавать предпочтение китайским перевозчикам, а не американским — а этого они не хотят в эпоху интенсивного соперничества.

«Американские авиакомпании, такие как United, Delta и American, совершенно не заинтересованы в том, чтобы летать в Китай больше, чем они уже это делают, по тем же причинам, по которым этого не делают европейские перевозчики», — сказал Грант.

Однако, хотя авиационные эксперты сходятся во мнении, что и постэпидемические схемы поездок, и геополитические проблемы приводят к изменениям в отношениях между западными авиакомпаниями и Китаем, этот рынок всегда будет оставаться важным для крупнейших игроков.

Грант считает, что глобальные перевозчики, такие как Lufthansa, Air France или British Airways, «обязаны будут иметь Китай в своей сети» в долгосрочной перспективе. «Со временем они все захотят вернуться на этот рынок, он по-прежнему огромен. Просто он не будет таким, каким был раньше».

Источник: Süddeutsche Zeitung

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале