Ей с рождения была уготована судьба старой девы. Принцессе полагалось стать компаньонкой матери, вести ее корреспонденцию, хлопотать о малейшей потребности, а в старости скрашивать последние дни прибывания королевы на земле. И она смирилась со своими будущим, пока однажды не встретила прекрасного принца. Восемь месяцев Беатрис боролась за свою любовь и шанс прожить собственную жизнь.
Но от судьбы не уйти. Желание королевы Виктории сбылось - познав счастье, Беатрис вернулась к той жизни, которую предсказывала для нее мать. Казалось бы, что может быть хуже? Только проклятие королевы Виктории, выбравшее себе в жертву несчастную принцессу.
Читайте о детстве и юности Беатрис в первой части нашего материала:
В поисках прекрасного принца
Младшую дочь королева Виктория любила гораздо больше всех остальных детей. Потеряв мужа, она нашла утешение в Беатрис, которая заменила ей весь мир. В 14 лет Беатрис взвалила на себя все заботы о королеве - она стала ей настоящей компаньонкой и личным секретарем. Все свободное время принцессы было посвящено заботе о королеве. Теперь Беатрис занималась ее корреспонденцией и редактировала дневники матери. Под диктовку Виктории Беатрис писала письма, вела политическую корреспонденцию, полностью заменив личного секретаря.
Виктория не сомневалась - дочь навсегда останется с ней. Достаточно и того, что все ее дети покинули родной дом. Беатриса останется старой девой и станет компаньонкой матери до самого конца. Не зря же Беатрис говорила, "Я не люблю свадьбы вообще. Я никогда не выйду замуж. Я останусь с мамой". Впрочем, говорила она это в нежном возрасте. Теперь, когда девочка выросла, ей, как и всем, хотелось любви.
И все же, несмотря на убежденность Виктории, что ее младшей дочери не нужен муж, один претендент на руку Беатрис был - Наполеон Эжен, сын доброй подруги Виктории свернутой императрицы Франции рассматривался ею всерьез. Все дело в том, что подобный брак позволил бы Беатрис остаться в Англии.
И все шло к свадебным колоколам, пока однажды Беатрис не прибежала к матери в слезах. В ее руках было письмо, в котором сообщалось - Эжен погиб в ходе англо-зулусской войны. Виктория глубоко сочувствовала своей любимице, но вскоре иная беда постучала в дом королевы - в Дармштадте скончалась принцесса Алиса.
Это стало ужасным ударом для королевы. У них с Алисой всегда были непростые отношения, и лишь потеряв ее, королева осознала, насколько прекрасным существом была ее дочь. Ее боль немного скрасил приезд дочерей покойной - Виктории, Эллы, Ирен и Аликс. Беатрис так же занималась девочками, и в голову Виктории пришла абсурдная мысль - выдать Беатрис за вдовца покойной Алисы. Мы не будем подробно останавливаться на этом, (все детали этого "сватовства" в нашей статье ниже), но королеве пришлось отступить.
Ее сын Эдуард предложил матери в качестве мужа для Беатрис одно из братьев Баттенбергов Александра или Людвига. С Людвигом Беатрис была знакома с детства, и между ними были теплые отношения, поэтому именно на его кандидатуре первоначально остановилась Виктория. Но когда пришло время для ужина, на котором молодые люди смогли бы пообщаться чуть ближе, королева резко изменила свое решение, осознав, что никогда не будет готова выдать дочь замуж. Она села за столом между дочерью и потенциальным женихом и весь вечер мешала обмениваться им репликами.
Несколько лет Людвиг оставался в подвешенном состоянии - королева Виктория то и дело сменяла гнев на милость, то давая ему понять, что жаждет их брака с Беатрис, то отказывая в приеме. В конце концов он решил сам отказаться от такой перспективы и... сделал предложение старшей дочери покойной принцессы Алисы Виктории.
Свадьбу планировали праздновать на родине невесты в Дармштадте, куда королева Виктория отказалась приезжать. Вместо себя она отправила свою извечную представительницу - Беатрис. Королева даже не представляла, насколько сильно измениться их жизнь после этой поездки.
Любовь с первого взгляда
Беатрис с нетерпением ожидала поездки в Дармштадт. Хотя она была искреннее привязана к матери, играть роль компаньонки королевы Виктории было непросто. К тому же она просто обожала сестер гессенских и каждый раз с особым чувством ожидала встречи с ними. Теперь же помимо девочек ей предстояло встретиться с Людвигом, к которому она была искренне расположена.
Но не только теплый прием ожидал Беатрис. Здесь она впервые встретила младшего брата Людвига, Генриха, рожденного в морганатическом браке. Это была любовь с первого взгляда. О том, что они всегда должны быть вместе молодые решили едва ли не в день знакомства. Вернувшись домой Беатрис шокировала мать - она выходит замуж!
Сказать, что Виктория не обрадовалась, значит, ничего не сказать. Королева категорически отказала дочери в браке. Она не собиралась расставаться с Беатрис, тем более отдавая ее замуж за немецкого выскочку, рожденного в неравном браке. В ходе ссоры она сказала слова, которые иначе, чем самосбывающимся пророчеством трудно назвать - "Ты будешь со мной до самого конца".
А затем Виктория больше не говорила. На протяжении семи месяцев она бойкотировала дочь, присылая ей записки в тех случаях, где промолчать было невозможно. Беатрис была любимицей семьи, на ее защиту встали все братья и внуки королевы. В качестве тезиса даже шло "благословение почившей Алисы" - ведь именно на свадьбе ее старшей дочери Виктории дорогая "Малышка" (так звали Беатрис в семье) встретила свою любовь.
И королева дрогнула. Она велела молодым предстать перед ее грозным взором. На встрече был выдвинут ряд условий, который и Генрих и Беатрис тотчас приняли. Самое главное из них - семья поселяется в Англии, более того, вместе с королевой, и Генрих "натурализируется" как английский принц.
Беатрис и Генрих поженились в Осборн-хаусе на острове Уайт. Королева Виктория распорядилась подготовить для своей "Малышки" прекрасную церемонию, на которой в качестве подружек невесты выступали десят племянниц Беатрис. Кроме того Виктория одарила дочь особой милостью - дала ей на церемонию свою собственную фату. Генрих же стал кавалером ордена Подвязки. В день свадьбы королева присвоила ему титул Королевского высочества, чтобы он мог считаться ровней невесты.
Для королевы эта свадьба стала настоящим испытанием. С тех самых пор, как ее дочь Алиса выходила замуж вскорости после смерти Альберта, свадьбы стали для нее ассоциироваться исключительно с потерей родных. В этот раз она держалась до конца, дав выход эмоциям, лишь когда принц и принцесса уехали в краткий медовый месяц в имение неподалеку.
Недолгая идиллия
Начались счастливые семейные годы. Беатрис теперь была вынуждена сочетать роли жены, секретаря и компаньонки матери. Трудно даже представить, как ей это удавалось. Как ни странно, Генрих, который прежде не вызывал у королевы симпатии, очень скоро стал ее любимчиком. Они отлично поладили, и вскоре Виктория начала воспринимать его в качестве еще одного сына.
Они действительно стали одной большой семьей. Королева не хотела надолго отпускать родных чад, и поэтому молодые редко путешествовали вдвоем, навещая родных в континентальной Европе. Воссоединения были счастливыми. Нередко дела вынуждали Генриха уехать из дома, и тогда по нему скучали и жена и теща.
Семья росла. Королева Виктория страшно переживала, что, став матерью, Беатрис ее покинет. Она ревновала ее к еще не родившемуся ребенку и искренне возмущалась, что дочь, которая вот-вот должна была родить, не посещает ее за ужином. Она писала:
Я убедила принцессу продолжать приходить на ужин, а не просто хандрить в ее собственной комнате, что было бы крайне вредно для нее. В свое время я регулярно приходила на ужины, за исключением тех случаев, когда мне было действительно плохо (когда я сильно страдала), вплоть до самого последнего дня.
А еще Виктория страшно переживала за дочь. Ее первая беременность закончилась выкидышем, к тому же роды были страшнейшим испытанием для Виктории, и она переживала, как пройдет через эти мучения ее "Малышка". Она настояла, чтобы к Беатрис применили хлороформ. И наконец на свет появился малыш Александр.
Всего у пары было четверо детей - три сына и дочь. Напрасно переживала королева Виктория, никто от нее не отвернулся. Она оставалась важнейшим элементом семьи, любимой бабушкой, которую обожали малыши. А к делам Беатрис еще добавились заботы о детях.
Это были годы счастья и абсолютной гармонии. Не все члены семьи смогли принять Генриха, как равного, но его это не обижало. Самое главное - его принимала королева.
Генрих был произведен в почетные полковники 5-го добровольческого батальона, Хэмпширского полка, после назначен губернатором замка Кэрисбрук, генерал-капитаном и губернатором острова Уайт. Получал военные звания и место в Тайном совете. Благодаря расположению королевы и личным качествам, ему удалось построить прекрасную карьеру. Генрих честно и с большой ответственностью служил новой родине и вызывал искренние симпатии сослуживцев.
Его очень тяготило то обстоятельство, что он не может в полной мере послужить стране, как военный. Его тянуло на театр боевых действий, в Африке как раз разворачивалась война с непокорной империей Ашанти. Беатрис и Виктория боялись за судьбу Генриха, но видели, насколько его угнетает сложившееся положение. Был достигнут консенсус - Генрих отправится на войну, но в качестве личного секретаря главнокомандующего, пребывая в ставке. Генрих воспрял. Он с огромным нетерпением ждал дня отхода корабля, уверенный, что вернется из Африки другим человеком. Но он не вернулся...
Его убило не копье и не пуля. Генриха всего лишь укусил малярийный комар. Не достигнув Африки, он был возвращен обратным кораблем в Англию. Беатрис, которой было сообщено о тяжелом положении Генри, ждала его на Мадейре. Когда корабль пристал к берегу, принцессе сообщили, что принц скончался, не дожив до встречи всего лишь два дня.
Беатрис была безутешна. Они прожили с Генрихом всего лишь десять лет вместе, имели множество планов на будущее, которым не суждено было сбыться. Ее жизнь закончилась. Оставалось лишь одно - исполнить желание матери, оставаясь рядом с ней до самого конца.
Королева, которую саму тяжело задел уход Генриха, старалась во всем поддержать дочь. Она выделила ей персональный дворец, оборудовала фотостудию (Беатрис была страстным фотографом), передала ей гражданские должности мужа. Она даже взялась за воспитание внуков, который после смерти отца стали неуправляемыми.
Справившись с первым горем, Беатрис вернулась к прежнему делу - корреспонденции матери и организации ее дневников и личных писем. Именно благодаря ее труду мы так много знаем о жизни королевы. Когда королевы не стала, Беатрис удалилась от света и принялась жить все более уединенной жизнью.
Вы можете себе представить, какое это горе. Я, которую почти никогда не разлучали с моей дорогой матерью, с трудом могу представить, какой будет жизнь без нее, которая была центром всего.
Беатрис
К этому времени она потеряла двух из своих детей, пережила две Мировые войны и приход к власти новых правителей Англии, с которыми ей не всегда удавалось найти общий язык. Она отстаивала право сохранить дневники материв нетронутом виде, сильно сокрушалась, когда новый король уничтожил их часть, желая сохранить секреты Виктории в тайне.
Беатрис прожила долгую жизнь, скончавшись в возрасте восьмидесяти семи лет. В последние годы она особенно активно общалась с родными, хотя много времени проводила в инвалидном кресле, из-за болей в спине. По ее просьбе Беатрис похоронили рядом с Генрихом.
Проклятие крови
Помимо того, что жизнь Беатрис была омрачена потерей мужа, ей все время приходилось быть начеку из-за семейного проклятия - гемофилии. Младшая из детей королевы Виктории передала ген гемофилии трем из четырех своих детей: Леопольду, Морицу и дочери Виктории.
Второй сын Виктории Леопольд, названный в честь любимого сына королевы Виктории, тоже стал жертвой семейного проклятия. Не желая влачить такое же жалкое существование, как его тезка дядя Леопольд, юноша решил посвятить свою жизнь военной службе. Ему, как могли, ставили препоны для военной службы, но он упрямо продолжал настаивать на своем. Как правило ему доверяли внештатную работу, стараясь держать как можно дальше от любой потенциальной опасности, но Леопольд не сдавался. Вскоре он добился места при штабе, Но Первая мировая война внесла свои коррективы. Юноша оказался на передовой.
Несмотря на тяжелую болезнь, он старался нести службу наравне со всеми. Однако по окончанию военных действий его снова перевели на скучную административную работу, к тому же вдвое урезав оклад по причине плохого здоровья. Леопольд не опускал руки. Добившись причитающегося ему звания майора, он начал хлопотать о новой работе, но жизнь внесла свои коррективы.
Вернувшись с матерью в Кенсингтонский дворец, он начал испытывать сильные боли в бедре, последствия старой травмы. Желая, как можно скорее поправиться, Леопольд согласился на операцию. Та прошла довольно тяжело, но, как и всегда, Леопольд был слишком упрям, чтобы умереть. Заживление протекало очень медленно, и когда все, казалось, уже осталось позади, из-за неловкого движения рана открылась снова. Началось обильное кровотечение. Спустя сутки Леопольд скончался. Ему было 32 года.
Его младший брат Морис последовал примеру брата. Он тоже решил связать свою жизнь с армией. Получив образование, Морис намеревался просить о протекции, но началась Первая мировая война. Молодой человек тотчас подал прошение о назначении. В звании лейтенанта отправился во Францию. Все сослуживцы отмечали невероятное мужество принца. Он никогда не делал себе поблажек, сражаясь наравне со всеми, Несмотря на то, что порой гемофилия давала о себе знать, и жизнь Мориса весела на волоске, он неизменно возвращался в строй. Однако ему не долго довелось служить. Морис погиб в битве при Ипре от взорвавшегося рядом с ним снаряда. Ему было 23 года. Принца похоронили на местном военном кладбище, куда часто наведывались его сослуживцы. Зная желание сына, Виктория не стала настаивать на репатриации, и переносить тело сына в Англию.
Дочь Виктория тоже была носителем гена. К счастью для будущих поколений испанской монархии, чьи потомки властвуют и сейчас, ни одна из ее дочерей и внучек Беатрис не передала гемофилию потомкам, так что по линии Виктории распространение мутации было остановлено.
Из пяти сыновей лишь двоим (самому старшему Альфонсо и самому младшему Гонсало) передалась болезнь. Оба юноши погибли в результате незначительных дтп. Наследник престола Альфонсо был пассажиром в машине своей спутницы. Внезапно их ослепил дальний свет выехавшей навстречу машины, девушка запаниковала и врезалась в угол телефонной будки. Серьезных повреждений не оказалось даже на автомобиле, но в результате резкого торможения у Альфонсо началось внутреннее кровотечение и через пару часов он скончался в больнице. Ему был 31 год.
За несколько лет до этого по той же самой причине погиб его младший брат Гонсало. За рулем автомобиля была их сестра Беатриса. На дорогу внезапно выскочил велосипедист, принцесса ударила по тормозам и машину занесло на ограждение. От резкого толчка у Гонсало случилось повреждение внутренних органов. Ему было двадцать лет.
Не так давно были рассекречены материалы, ставящие под сомнение наличие гемофилии у обоих сыновей Беатрис. Об этом мы расскажем вам в новой статье "Зеркала истории"
___________
Эта женщина оставила после себя самые противоречивые воспоминания. Кто-то считал ее кротким, набожным существом, другие лицемеркой, которая испортила жизнь трепетно любящего ее супруга. Ей довелось играть роли скромной принцессы, жены великого князя, прелюбодейки, монахини и... святой. Сегодня мы расскажем вам о великой княгине Александре Петровне.