Найти тему

Выше радуги — цветной рентген

ТЕМА: исследование картин с помощью рентгена. Новые изобретения, новые возможности и новые открытия в живописи.

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Год назад на старом канале я опубликовала свою первую статью, в которой рассказала о рентгене живописи. Показала на примере руки Данаи Рембрандта, как рентгеновские лучи позволяют нам увидеть нижележащие слои живописи и изображения.

Рембрандт Харменс Ван Рейн, "Даная", фрагмент
Рембрандт Харменс Ван Рейн, "Даная", фрагмент

Рембрандт несколько раз переписывал картину, вносил изменения в композицию, он не сразу нашел нужное, наиболее выразительное положение руки Данаи. Первый вариант кисти (на рентгене внизу) он в итоге закрасил, поверх него написал другое её положение:

-2

А благодаря рентгену мы сегодня можем видеть и сравнить оба варианта.

В тот раз, по неопытности, я начала статью о рентгене без должного вступления, без экскурса в историю. А читатели заинтересовались, задавали вопросы, в дальнейшем активно читали следующие статьи о рентгеновских исследованиях картин.

Сегодня я исправляюсь, друзья. Тем более, на канале появились новые читатели, которые ещё не знакомы с этой темой. Начнем, как говорится, с самого начала.

Рентгеновский метод исследования начал применяться в изучении живописи достаточно давно и является одним из самых старых. Рентгенография, открытая немецким ученым Вильгельмои Конрадом Рентгеном в ноябре 1895 года, первоначально была просто модным развлечением. Лучи, просвечивающие человека насквозь, воспринимали как забаву, не догадываясь об их опасности для здоровья и жизни в таком неконтролируемом количестве. Сам Рентген назвал их X-лучами (X-ray в английском языке сегодня).

Вильгельм Конрад Рентген (1845–1923) — выдающийся немецкий физик, внесший вклад в электродинамику и оптику. За открытие X-лучей получил в 1901 году первую в мире Нобелевскую премию по физике
Вильгельм Конрад Рентген (1845–1923) — выдающийся немецкий физик, внесший вклад в электродинамику и оптику. За открытие X-лучей получил в 1901 году первую в мире Нобелевскую премию по физике

Через год первый рентгеновский снимок был сделан и в России. У нас первый рентгеновский аппарат сконструировал в 1896 году известный русский физик и электротехник Александр Степанович Попов в Кронштадтской военно-морской академии. А лучи стали называть R-лучами (рентгеновскими) в честь первооткрывателя.

Художник Трошин С.Н., Портрет Попова Александра Степановича, 2012 год. Холст, масло, 90х70 см. В память созданного им первого в мире радиоприемника, 7 мая отмечается в России как День радио
Художник Трошин С.Н., Портрет Попова Александра Степановича, 2012 год. Холст, масло, 90х70 см. В память созданного им первого в мире радиоприемника, 7 мая отмечается в России как День радио
Метод основан на том, что рентгеновские лучи (в спектре электромагнитных волн они занимают место между ультрафиолетовым и гамма-излучением) обладают высокой проникающей способностью. На пленке они оставляют теневое изображение структуры изучаемого объекта.
Первые рентгенологические исследования
Первые рентгенологические исследования

Изначально этот метод исследования нашёл применение в медицине: для поиска и извлечения осколков и пуль из тел раненых солдат он оказался более щадящим, чем исследование ран при помощи зонда. Но очень быстро искусствоведы и исследователи живописи взяли его на вооружение. Уже в 1919 году Игорь Эммануилович Грабарь, художник, археолог и исследователь, приступил к разработке методики исследования произведений искусства с помощью R-лучей.

Художник Б.М.Кустодиев, Портрет Игоря Эммануиловича Грабаря. Этюд для неосуществленного группового портрета художников общества "Мир искусства", 1916 год, 106×71 см Коллекция: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Художник Б.М.Кустодиев, Портрет Игоря Эммануиловича Грабаря. Этюд для неосуществленного группового портрета художников общества "Мир искусства", 1916 год, 106×71 см Коллекция: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Его стараниями, в 1925 году открылась первая в стране лаборатория по физико-химическим исследованиям памятников искусства. Таким образом, вот уже на протяжении целого века рентген верой и правдой служит исследователям живописи. Он используется в самых разных случаях, позволяя изучать памятники искусства и узнавать о них недоступную ранее информацию.

Сегодня этот метод широко применяется в экспертизе произведений изобразительного искусства во всём мире. Один из способов проверки живописи на подлинность это сравнение с рентгеновскими снимками эталонных (атрибутированных) произведений живописи того или иного художника.

Крупные музеи и исследовательские центры имеют собрания таких снимков - рентгенотеки (в них хранятся десятки тысяч снимков) и постоянно их пополняют.

Например, рентгенограммы подлинных картин Вермеера сыграли решающую роль в судебном процессе против голландского художника и арт-дилера Хана ван Меегерена (1889-1947). После признания Ван Меегерена в фальсификации им картин, выдаваемых за работы Вермеера и Питера де Хоха, судом был назначен международный комитет для расследования их подлинности.

Фото: Ван Мегерен в 1945 году пишет картину "Иисус среди книжников" для судебного эксперимента
Фото: Ван Мегерен в 1945 году пишет картину "Иисус среди книжников" для судебного эксперимента

Рентгенограммы стали одним из веских доказательств того, что картины действительно были подделками.

Слева: рентгенограмма лица святого Иоанна с подделки Ван Меегерена "Тайная вечеря" (частная коллекция; фото 1949 года).

-8

На нем виден небольшой контраст между освещенными и теневыми участками лица по сравнению с рентгенограммой лица девушки на известной картине Яна Вермеера "Девушка с жемчужной серёжкой" (правое фото).

Итак, друзья, рентгеновские снимки на протяжении века были незаменимыми помощниками в изучении, исследовании и атрибуции живописи. Но они были ЧЕРНО-БЕЛЫМИ и экспертам оставалось только догадываться, какого цвета та или иная, обнаруженная в нижних слоях живописи деталь.

Однако, XXI век принес нам новое открытие, а рентгенологическое исследование живописи перешло на новую ступень качества, информативности и выразительности!

Технология сканирующей макрорентгенофлуоресцентной спектрометрии, при которой флуоресцентные рентгеновские лучи отображают пигменты картины, чтобы создать ее цветное изображение, была впервые опробована на картине Ван Гога.

Винсент Ван Гог (1853–1890), "Grasgrond" (Клочок  травы), Апрель-июнь 1887 года. Холст, масло, 30 х 39 см Коллекция: Музей Крёллер-Мюллер, Нидерланды
Винсент Ван Гог (1853–1890), "Grasgrond" (Клочок травы), Апрель-июнь 1887 года. Холст, масло, 30 х 39 см Коллекция: Музей Крёллер-Мюллер, Нидерланды

Уже давно было известно, что эта сочная зелёная трава написана поверх какого-то портрета, развернутого на 90°. Он был обнаружен в процессе стандартного рентгенологического исследования этого произведения, но рассмотреть в тот раз удалось лишь нечёткое изображение:

-10

Предполагалось, что Ван Гог написал его в 1884-1885 годах, в Нюэнене (Нидерланды), где на протяжении двух лет он жил и работал. Он написал там свои первые работы на тему простой и тяжёлой народной жизни. Это картины в темных землистых тонах, в основном портреты крестьян. Именно там им была написана его первая ставшая известной картина, "Едоки картофеля" (апрель 1885 года).

Винсент Ван Гог (1853–1890), "Едоки картофеля", Нюэнен, апрель 1885 года. Холст, масло, 82 х 114 см Коллекция: Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
Винсент Ван Гог (1853–1890), "Едоки картофеля", Нюэнен, апрель 1885 года. Холст, масло, 82 х 114 см Коллекция: Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
Новая технология сканирующей макрорентгенофлуоресцентной спектрометрии хороша тем, что флуоресцентные рентгеновские лучи отображают пигменты картины, что позволяет создать ее цветное изображение.
Процесс исследования
Процесс исследования

Проведенное исследование подтвердило: внизу находится его ранее неизвестный портрет крестьянки, поверх которого художник и написал в 1887 году ныне известный "Клочок травы".

-13

Друзья, а что это за чёрточки по периметру всей картины, догадались?

-14

Эта технология высокоинтенсивного рентгеновского излучения была разработана Йорисом Диком из Делфтского университета и Коэном Янссенсом из Антверпенского университета (Нидерланды). Она позволяет впервые рассмотреть картину в мельчайших подробностях. С её помощью были исследованы уже сотни произведений живописи и сделаны интереснейшие открытия.

Ещё один пример - загадочный "сосед" на портрете уважаемого дона Рамона Сатуэ Франсиско де Гойя, обнаруженный в 2011 году.

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (1746–1828), Портрет Рамона Сатуэ, около 1823 года. Холст, масло, 107 х 83,5 см Коллекция: Рейксмузеум
Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (1746–1828), Портрет Рамона Сатуэ, около 1823 года. Холст, масло, 107 х 83,5 см Коллекция: Рейксмузеум

Художнику уже исполнилось 76 лет, когда он написал этот сильный портрет. Сатуэ был судьей в Верховном суде Кастилии. Он стоит в непринужденной позе, с расстегнутым воротником - Гойя, как правило, изображал так неформально только самых близких друзей.

Как оказалось, всё это время достопочтенный судья в одиночестве не скучал, на этом полотне он вовсе не один. Под ним было обнаружено нижележащее изображение, а новый метод исследования помог определить, какие цвета использовал художник.

Внизу нашли незавершенный портрет военного!

-16

Предположили, что на нем изображен французский генерал или даже Жозеф Бонапарт, брат Наполеона Бонапарта, который был назначен королем Испании и правил с 1809 по 1813 год. Можно увидеть все, от мазка кистью и очертания фигуры до точных медалей на форме модели.

Портрет был написан когда-то во время правления Бонапарта, и после его свержения Гойе пришлось приложить некоторые усилия, чтобы скрыть его. Проще говоря, он его записал. Он "прикрыл" этот портрет портретом Дона Рамона Сатуэ, и его секрет оставался нераскрытым в течение следующих двухсот лет.

Друзья, эта тема очень обширная, есть ещё много открытий, сделанных с помощью новой, цветной макрорентгенофлуоресцентной спектрометрии; так же мы затронули ещё не все исследования, которые можно в принципе проводить с помощью рентгена. Со временем будет её продолжение. Ниже оставлю ссылки на статьи, опубликованные ранее на старом канале. Кто заинтересовался - приглашаю к прочтению!

До скорой встречи, друзья, до следующей статьи!

Всем добра!

Фото обложки
Фото обложки