Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Почему сломался «Финист» в первом же рейсе в Башкирии

Оглавление

В Башкирии сразу же после торжественного запуска сломался электропоезд «Финист». Это не первая поломка «Финиста» со дня его создания. Первый импортозамещенный отечественный электропоезд порождает много критики в адрес разработчиков. Но справедлива ли она?

«Двери закрылись, а открыться не смогли»

«Финиста» в Башкирии анонсировали торжественно и встречали с большой радостью.

«Башкортостан стал третьим регионом России, где «полетит» «Финист» – замечательный новый российский электропоезд», –  цитирует Интерфакс главу Башкирии Радия Хабирова.

Маршрут для башкирского «Финиста» выбрали самый популярный, туристический: Уфа – Белорецк – Уфа. На нем находятся известные туристические локации Башкирии – Айгир, Инзерские зубчатки, Розовые скалы, Арский камень и многие другие.

Собственно, «Финист» и призван привлекать больше туристов в Башкортостан. Решение о курсировании «Финиста» в выходные дни до ст. Белорецк направлено на возможность совершать поездки с наибольшим комфортом до самых популярных туристических мест, пишет телеграм-канал Башкортостанской ППК.

10 августа, в субботу, новая 5-вагонная электричка отправилась в свой первый рейс. Однако на обратном пути в Уфу полет «Финиста» прервался.

-2

На станции Инзер, во время остановки двери поезда заклинило: в результате пассажиры не могли ни войти, ни выйти.

«Двери закрылись, а открыться не смогли – все, кто вышел, не мог попасть внутрь и наоборот. Мы стояли ждали сначала десять минут, затем все-таки всех впустили, но позже объявили, что нас будут  пересаживать», –  рассказала UTV одна из пассажирок «Финиста».

Она добавила, что поезд должен был прибыть из Белорецка в Уфу к 21:00, но сменный транспорт приехал очень поздно, из-за этого пассажиры прибыли в столицу лишь за полночь.

На следующий после поломки день вместо «Финиста» в рейс отправился электропоезд ЭП2Д. А для ремонта сломавшейся электрички были вызваны представители завода-изготовителя «Уральские локомотивы».

В пресс-службе Куйбышевской железной дороги пояснили, что в эксплуатации электропоезда были выявлены неполадки в электрооборудовании.

В РЖД принесли извинения пассажирам за доставленные неудобства. В качестве компенсации за ожидание и неисправность поезда пострадавшим предложили бесплатно проехать до Айгира в следующий раз. И добавили, что в выходные 17 и 18 августа «Финист» вновь отправится в рейс по маршруту Уфа – Белорецк.

Контактная сеть подвела?

Причина поломки «Финиста» в Башкирии – сбой в работе тяговых преобразователей из-за недопустимых параметров напряжения в контактной сети на станции Инзер, где происходит смена рода тока, сообщает Rollingstock.

Из Белорецка состав прибыл с тепловозом ТЭП70БС, но дальше на Уфу самостоятельно продолжить движение не смог, писал «Транспортный канал».

«Специалисты завода осуществили замену элементов тяговых преобразователей и поезд уже вернулся эксплуатанту», – сообщили в компании «Синара – Транспортные Машины» (СТМ), куда входит завод-производитель «Уральские локомотивы».

Поезд ЭС104 «Финист» – импортозамещенный аналог «Ласточки» (выпускавшейся в России по лицензии компании Siemens), который начали выпускать в конце прошлого года на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме Свердловской области.

Название поезда выбрали народным голосованием – как символ вечного обновления и возрождения.

Электропоезд «Финист», как сообщает производитель, на 99,9% состоит из российских комплектующих и развивает скорость до 160 км/ч. В 5-ти вагонной комплектации предусмотрено 401 посадочное место, каждое из которых оснащено USB-розеткой для зарядки мобильных устройств. В составе три санузла (вместо двух), где есть пеленальные столики. В поезде предусмотрены места для установки инвалидных колясок и подъёмники для них. Все вагоны оборудованы системой микроклимата и обеззараживания воздуха.

Первые «Финисты» отправились к пассажирам в конце 2023 года. Но с самого начала эксплуатации начали выходить из строя.

Хроника пикирующего электропоезда

Поезда «Финист» начали курсировать в Свердловской области в конце 2023 года. А уже 4 января по прибытию на станцию Старатель «Финист» сообщением Нижний Тагил –  Екатеринбург сломался по причине технической неисправности, сообщали в РЖД.

-3

Через час пассажиры на резервном поезде «Ласточка» были направлены до станции назначения в Екатеринбург. На Свердловской железной дороге отметили, что первые «Финисты» начали эксплуатироваться в сложных метеоусловиях (низкие температуры, сильные снегопады) на маршрутах с высоким пассажиропотоком.

С нового года на линии Свердловской железной дороги вышли 13 новых поездов ЭС104, но к к концу января работали всего два.

Чуть позже глава Пермской пригородной компании сообщил, что перевозчик вернул все поезда на завод-изготовитель для доработки.

Летом, после доработок, проблемы продолжились.

21 июля жители Каменска-Уральского застряли на три часа в «Финисте» и не смогли вовремя уехать в Екатеринбург, сообщал паблик «Подслушано Каменск-Уральский». По словам горожан, причиной стала неисправность дверей у одного из составов. Как писали пассажиры в комментариях, речь шла о «Финисте».

-4

В РЖД признали, что сложности с запуском «Финиста» в начале 2024 года были связаны с массовым выходом из строя тяговых электродвигателей по причине конструктивной ошибки. Перевозчик и производитель утверждают, что сейчас она устранена.

На сегодня производитель передал РЖД 26 пятивагонных составов электропоезда «Финист». Они обслуживают пассажиров на пригородных и городских маршрутах в Свердловской области, Пермском крае и Башкирии. Планируется, что к концу текущего года количество «Финистов» составит 32 единицы.

«Уральцы сильно спешат, отсюда поломки»

Наши читатели уже привыкли к новостям о поломках «Финиста»

«Можно подумать, это его первые поломки. Что не новость – то сломался», – пишет Михаил.

Другой читатель уверен, что причина поломок – спешка, в условиях которой трудятся инженеры «Уральских локомотивов».

«Потому что их сразу пачками делают, – делится своим мнением подписчик с ником Fart. –Я впервые вижу, чтобы сразу столько ПС собирали и поставляли. Уральцы сильно спешат, отсюда поломки. Вот эти рассказы про 90% компонентов для «Ласточки» очень сильно давят на инженеров, которые вместо спокойной обкатки пробных машин сразу кидают в бой, что приводит к таким результатам».

Михаил предлагает свой рецепт выхода из ситуации: «брать качеством, а не количеством» и развивать конкуренцию, тогда и поломок будет меньше.

-5

«В условиях нормальной, здоровой конкуренции между производителями такие проблемы сильно повредили бы репутации, а стало быть и спросу на продукцию, – пишет он. – Но учитывая, что из конкурентов в этом сегменте только Демиховский (прим. – Демиховский машиностроительный завод) с очередным клоном ЭРки, видимо, этим решили пренебречь… Очень надеюсь, что поправят и будут играть на качество, а не на количество».

Отметим, что электропоезда помимо «Уральских локомотивов» и Демиховского машиностроительного завода производят также в Твери – там делают «Иволги».