Найти в Дзене
Сначала Мама

Адаптация к детскому саду

Оглавление

Пишет Ирина Еремеева, психолог центра «Сначала мама»

Каждую маму без исключения волнует вопрос детского сада.

«А надо ли отдавать ребенка в сад?», «А не сделаю ли я ему плохо?», «А как он будет без меня?», «Вдруг его в саду будут обижать?» и т.д.

Но я хочу немного сместить фокус вашего внимания. Давайте поговорим о том, что такое адаптация и какую роль она играет в развитии ребенка.

📎 Адаптация - это способность личности приспосабливаться к новым внешним условиям.

Способность к адаптации у разных людей может значительно различаться в зависимости от личных характеристик, окружающей среды и жизненного опыта.

Исходя из определения мы можем сделать вывод, что адаптация является важным элементом взросления ребенка с точки зрения его психического развития.

А именно успешный опыт адаптации - это залог устойчивости личности к изменяющимся условиям жизни в будущем.

Поэтому вместо того, чтобы отвечать на вопрос «а нужен ли ребенку сад?», на который никогда не будет одного универсального ответа, надо понять:

как мы можем помочь ребенку получить позитивный опыт адаптации, который очень поможет ему в будущем

Так что давайте рассматривать адаптацию к саду, как возможность помочь своему ребенку приобрести бесценный опыт успешной адаптации, то есть той самой стрессоустойчивости. Договорились?

🔥 Уделите 1,5 минуты своего времени для прочтения этой статьи и подготовка к садику станет в разы проще

В статье рассказала:

  • В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в сад?
  • Как подготовить ребенка к саду?
  • Как адаптировать, не травмируя?

А также поделилась:

  • Признаками, по которым вы сможете понять, что адаптация прошла успешно или ребенок ее не прошел
  • Мой опыт не успешной адаптации
  • Что делать со слезами перед садом?
  • Как можно помочь смягчить первые дни пребывания в саду?
  • Почему ребенок плачет, когда мама забирает ребенка после сада?
  • Как подготовить СЕБЯ к садику ребенка?

Получилось 🔥

Очень много полезной, а главное применимой на практике информации в одном месте. Если останутся вопросы, вы всегда можете мне написать, в конце есть ссылка.

Поехали 👇

В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в детский сад?

Самым подходящим возрастом считается возраст после 3 лет (3-3,5 года).

Но не стоит забывать, что все дети разные и развиваются с разной скоростью. Кто-то уже в 2,5 года будет готов к саду, а кому-то стоит подождать лет до 4-х. Всегда ориентируемся на ребенка.

Например, если у вашего ребенка значимая задержка речи, то, возможно, хорошим решением будет не спешить с садом, потому что у него помогут возникнуть трудности с общением.

Почему именно после 3 лет?

📎 В этом возрасте происходит очередной значимый период сепарации от мамы, ребенок начинает ощущать себя отдельной личностью

Ведущей деятельностью для ребенка в этом возрасте становится сюжетно-ролевая игра, появляется интерес к сверстникам. У большинства уже достаточно развита речь, что поможет быстрее и легче пройти адаптацию.

Как подготовить ребенка к саду?

Подготавливать ребенка к детскому саду лучше заранее.

1. Режим дня

📌 Важно заранее подстроить режим ребенка под режим садика - минимум за 1 месяц

Зафиксируйте необходимое время подъема, также отрегулируйте начало и продолжительность дневного сна.

Если ребенок дома уже не спит днём, нужно вернуть ему дневной сон (это можно сделать в любом возрасте).

Почему это важно?

Ребенку будет намного сложнее адаптироваться, если он будет с трудом просыпаться утром и если ему придется лежать без движения 2 часа пока остальные дети спят.

📌 Важно, чтобы малыш умел засыпать без сильных ассоциаций, заранее был обучен засыпать без груди и без соски

2. Навыки самообслуживания

Заранее научите малыша самостоятельно одеваться и раздеваться, кушать ложкой.

При этом не торопите малыша и не критикуйте, лучшей мотивацией для ребенка будет ваша похвала и искренняя поддержка.

3. Горшок

Ребенок должен быть приучен к горшку и не иметь с этим сложностей.

Будет отлично, если малыш уже не будет нуждаться в памперсах, даже на сон.

💡 Если же малыш иногда писается на дневной сон, передайте воспитателям одноразовые пеленки, так будет комфортней и малышу и воспитателям

4. Правила

📌 Ребенок должен знать, что есть определенные правила дозволенного и взрослых нужно слушать

Ведь в садике он столкнется с большим количеством правил. Например, убирать за собой игрушки. Введите это правило дома заранее.

Не ждите, конечно, что ребенок сразу же сможет убирать игрушки самостоятельно, убирайте сначала вместе, помогайте и обязательно поощряйте.

5. Умение играть и общаться со сверстниками

Ребенку будет легче в саду, если у него развита свободная игра, то есть он умеет играть и самостоятельно, и со сверстниками

Если уже есть опыт общения со сверстниками, ребенку легче будет влиться в коллектив.

На детской площадке ребенок учится различать, какие игрушки его, какие - чужие, какие - общие.

В саду он должен понимать, что там почти все общее и что кто первый взял, тот и играет, надо ждать своей очереди.

🚫 Если ребенок не знает этих правил, он будет отбирать силой

Ребенка нужно обучать ждать, просить, предлагать поменяться, играть вместе.

6. Опыт расставания с мамой

Дети, у которых есть опыт расставания с мамой, легче адаптируются к детскому саду.

7. Рассказы о детском саде

💡 Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад

Ваш рассказ поможет ему почувствовать себя увереннее и спокойнее, когда он пойдет в сад.

Используйте подходящие для этого книги.

Книги:

  1. Анна Дьюдни, «Лама в садике без мамы»
  2. Татьяна Рабцева, «Вовка идет в детский сад»
  3. Ирина Зартайская, «Енотик идет в детский сад»
  4. Бет Шошен, «Всегда вместе».
  5. Сэм Макбратни, «Знаешь, как я тебя люблю?».
  6. Деби Глиори, «Что бы ни случилось».
  7. Пржемислав Вехтерович, «Мамина улыбка».
  8. Одри Пенн, «Поцелуй в ладошке».

Адаптировать к саду важно постепенно

Процесс адаптации - процесс сложный, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем организма.

Сначала ребенка стоит оставлять на несколько часов в день, затем пробовать оставлять до обеда, через 2-4 недели можно начать пробовать оставлять на сон, но при этом забирать сразу после сна и только потом пробовать оставлять на весь день

Для кого-то возможно понадобиться больше времени пребывания в саду на полдня.

Обычно выделяют 3 степени адаптации ребенка к детскому саду:

  • от 1 до 16 дней - лёгкая

Поведение ребенка нормализуется в течение 2 недель. Ребенок контактирует со взрослыми и детьми, эмоциональное состояние спокойно-устойчивое.

  • от 16 до 32 дней - средняя

В течение 1 месяца поведение настроение ребенка может быть неустойчивым, эмоциональное состояние возбужденное, ребенок может плакать при расставании. Но при эмоциональной поддержке взрослого ребенок легче привыкает к новой ситуации.

  • от 32 до 64 дней - тяжелая

📌 Если через месяц у ребенка не наступает никакого прогресса — он не хочет ходить в сад, плохо спит (и вы уверены, что не из-за режима), ест, появляется заикание, рвота, нервный тик, то в таком случае лучше приостановить хождение в детский сад

Стоит обратиться к неврологу и психологу, возможно, есть свои особенности развития или жизненной ситуации. Возможно, не подошли конкретные воспитатели и группа. Но при этом стоит сделать перерыв прежде, чем пробовать другую группу.

Признаки, по которым вы можете понять, что адаптация проходит успешно ✅

  • Ребенок рассказывает о жизни в саду

«А вот Марь Петровна сказала…»

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день - это верный знак того, что он освоился.

  • Проявляет эмоции, эмоциональное состояние устойчивое
  • Показывает свое отношение к своим поделкам и другой активности в саду
  • В саду проявляет интерес к игрушкам и сверстникам

Признаки, что ребенок не прошёл адаптацию ❌

  • Частые болезни
  • Вегетативны проявления (температура, рвота, нервный тик, диарея, болит живот по утрам и т.д.)
  • Отсутствие эмоций
  • Агрессивное поведение

Мой опыт неуспешной адаптации сына в первом саду

Костя пошел в сад почти в 3,5 года. И сначала все шло просто замечательно. Он с радостью шел в сад и в хорошем настроении я его забирала.

У него была одна особенность - задержка речи. Но при этом не было проблем с общением и коммуникацией, он всегда мог объяснить, что ему надо и обычно все его хорошо понимали. На сад у меня были свои планы - простимулировать развитие речи.

Но все пошло не по плану.😥

Через 5 месяцев я заметила изменения в поведении Кости.

Он стал замкнутым, очень застенчивым, перестал здороваться даже со знакомыми взрослыми людьми, про общение я вообще не говорю

Он общался только со мной и мужем. Ну и вскоре Костя стал сильно плакать утром перед садом и с паникой в глазах просить не вести его в сад.

Я обратилась к воспитателям, на что они сказали, что не видят проблем и в саду у него все замечательно. Я все-таки попросила понаблюдать и быть к нему внимательными.

Через неделю после разговора Костя возвращается с огромным укусом на руке.

⚠️ Как выяснилось, в группе был мальчик с повышенной агрессией, воспитатели вместо того, чтобы помочь мальчику и оградить остальных детей от него, просто замалчивали этот факт

Сразу же после этого я забрала сына из сада. Мы стали ходить к логопеду и дефектологу, чтобы помочь ему в развитии речи. Пока я не почувствовала, что он готов, в сад мы не ходили.

В сентябре я отвела его в новый сад и новую группу.

В новом саду нам повезло с воспитателем и Костя быстро адаптировался.

💡 Так что, если у вас не получилось пройти адаптацию в одном саду и группе, это не значит, что не получится в другом. Возможно, там все будет замечательно!

Что делать со слезами утром перед садом?

💞 Секрет прост - крепко обнимать, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку

Представьте, что ваш ребенок аккумулятор, а вы зарядное устройство. Так вот время ДО и ПОСЛЕ сада - это время, когда вам необходимо зарядить своего малыша как батарейку на 100%

Не отталкивайте ребенка, чем больше он за вас цепляется, тем больше сейчас нуждается в вас. Уделите внимание, напитайте собой и он побежит дальше изучать мир.

И давайте забудем эти стандартные фразы, которые не помогают и еще больше расстраивают ребенка:

❌«Ну что ты как маленький, смотри вот девочка не плачет!», «Ну что ты нюни распустил, прекращай», «Ой, такой большой и плачешь?», «Если ты не прекратишь плакать, я уйду» и т.д.❌

💡 Также вам поможет, если вы будете прокладывать «мостик» к своему возвращению, то есть вместе планировать, чем вы займетесь после сада. Например, «Я скоро уже приду и вместе с тобой пойдем в твое любимое кафе»

Как можно помочь смягчить первые дни пребывания в саду?

  • Дать с собой любимую вещь из дома, например, игрушку
  • Попросите воспитателя позвонить, если ребенок будет плакать дольше обычного, в таком случае вы сможете забрать ребенка раньше
  • Доверить проводы другому взрослому - ****это выход, если ребенок плачет только с мамой, возможно, он будет менее эмоционально реагировать на расставание с папой

Почему ребенок плачет, когда мама забирает ребенка после сада?

Воспитатели еще так говорят: «Все было замечательно, а вы пришли и слёзы».

Запомните, это нормально!

Просто ребенок чувствует себя в безопасности рядом с вами, с самым родным и близким человеком, поэтому он может выплеснуть все свое напряжение, накопившееся за день.

Так что этот факт говорит лишь о доверии к родителям.

После сада постарайтесь качественно проводить время с ребенком.

Обнимайте его, искренне интересуйтесь тем, что ему интересно.

Внимательно слушайте своего ребенка. Есть такое «правило 20 минут» - старайтесь ежедневно уделять 15-20 минут для качественного общения с ребенком, когда вы откладываете все свои дела и проводите время только с ним.

И всегда будьте на стороне своего ребенка. Ребенку важно чувствовать, что, несмотря на все его поступки, вы с ним и поддерживаете его.

Как подготовить СЕБЯ к садику ребенка?

Природа наградила нас инстинктом, благодаря которому мы стремимся оградить наших детей от всех опасностей и стрессов.

Но на самом деле, стресс - это неотъемлемая часть нашей жизни. Во взрослой жизни ваш ребенок много раз будет сталкиваться со сложными ситуациями и нуждаться в наличии внутренних механизмов опоры и устойчивости.

📌 Поэтому наша главная задача как родителей - не оградить от стрессов, а подарить опыт успешного их преодоления и адаптации к изменениям

В садике ребенок приобретает новый опыт, опыт самостоятельности, общения с разными взрослыми и детьми. И это ему обязательно поможет в будущем.

Если адаптацию ребенок не прошел, не расстраивайтесь. Вы всегда можете:

  • сменить садик или группу
  • забрать из сада и подождать еще год
  • рассмотреть вариант с частным садом
  • не водить в сад, а отвести, например в спортивную школу

Если ваш ребенок не смог адаптироваться, это не делает вас плохой мамой. Вы самая лучшая мама для своего ребенка. Помните, что есть обстоятельства, которые от нас не зависят.

А с Костей мы в итоге сменили и второй сад. Просто рядом с домом открывался новый сад, он намного удобнее по расположению и мы решили попробовать. В итоге попали в замечательную группу и к замечательному воспитателю в совершенно новый и красивый сад. А его предыдущая любимая воспитательница ведет у него занятие по рисованию. Костя ходит с удовольствием и частенько просит забрать его самым последним.

Так что и так бывает. Не останавливайтесь и ищете лучший вариант для себя, если это необходимо.

По возможности заранее пообщайтесь и познакомьтесь с воспитателями.

Вы всегда сможете почувствовать, как вашему ребенку будет с этим воспитателем, разделяет ли он ваши ценности.

Методика «Я и мой ребенок»

Если вы чувствуете чрезмерную тревогу по поводу приближающегося дня, когда ребенок пойдет в сад, то я хочу предложить вам одну несложную методику для самодиагностики и самопомощи.

Возьмите карандаши и бумагу. Нарисуйте себя и своего ребенка. Ваши художественные способности не важны.

Потом постарайтесь абстрагироваться от рисунка, посмотрите на персонажей со стороны и ответьте на вопросы:

  • Что изображено на рисунке?
  • Какие у вас ощущения от рисунка?
  • Что чувствуют персонажи? О чем думают?
  • Что они хотят? О чем переживают? Подумайте про каждого отдельно
  • Чтобы вы хотели бы изменить на рисунке?
  • Измените это

Вот увидите, ваши изменения обязательно найдут отражение в реальной жизни.

А также вы всегда можете записаться на психологическую консультацию к
нашим специалистам:

Записаться на онлайн-консультацию

Подписывайся на наши ресурсы:

https://t.me/momisfirst

https://vk.com/momisfirst

Наш сайт - https://taplink.cc/momisfirst

Закрытый чат 🧘‍♀️- бережное женское общение, поддержка психологов команды, прямые эфиры, медитации и многое другое для ментального здоровья и просвещения

Мы решили открыть наш чат для всех до 30 сентября 🚀
Делаем это, чтобы вы могли попробовать и оценить формат!

После 30 сентября забрать подписку можно: