Найти в Дзене
Autospot

Почему россияне не пересаживаются на электромобили

Оглавление

В июле этого года начался спад продаж электромобилей, который прервал двухлетний рост рынка. Согласно исследованиям экспертов, рыночная доля электромобилей снизилась c 1,9 до 0,8%. До этого, начиная с 2022 года, продажи электромашин неуклонно росли, достигнув своего пика в марте 2024 года, когда было реализовано 2500 авто. Однако с марта месячные продажи начали снижаться, и в июле они упали ниже уровня прошлого года. Большинство водителей сохраняют скептическое отношение к современному электротранспорту и откладывают пересадку на него на неопределенный срок. Каковы причины?

Недоверие к китайским производителям

Китай производит 50% электрокаров.
Китай производит 50% электрокаров.

Ведущими производителями электромобилей являются китайские бренды, занимающие примерно половину рынка. Это связано с тем, что Китай является крупнейшим производителем литий-ионных аккумуляторов, используемых в этих автомобилях. Производство этих аккумуляторов требует редких металлов, таких как литий и кобальт, которые в основном импортируются из Африки и Южной Америки.

Китай проявляет активный интерес к разработке месторождений нужных металлов. Пока Поднебесной удается производить батареи в больших количествах. Это позволяет Китаю лидировать в данной сфере и опережать другие страны, которые пока не могут достичь подобных результатов.
Российские автовладельцы склонны относиться с недоверием к китайским автомобилям, а электрокары из Китая еще не получили широкого признания на местном рынке. Это может быть связано с их относительно недавним появлением и отсутствием достаточной информации в Интернете о достоинствах и недостатках данных моделей.

Слишком дорого

Цена электромобиль достаточно высока.
Цена электромобиль достаточно высока.

Цены на электромобили варьируются в широком диапазоне. Бюджетные варианты могут стоить около 4 миллионов рублей, в то время как премиальные модели могут достигать цены в 20 миллионов рублей. Некоторые дорогие модели, стоимостью более 10 миллионов рублей, даже попадают в список Минпромторга и подлежат более высокому налогообложению.

С февраля 2024 года серьезные изменения коснулись правил сертификации электромобилей. Теперь ввоз доступен лишь для физических лиц. При ввозе привычной классики физлица освобождаются от уплаты НДС, а в случае с электрокаром такой налог составляет немалую долю таможенной пошлины. Экономии не получается. С апреля текущего года были закрыты схемы ввоза электрокаров через страны ЕАЭС, что, безусловно, совершенно логично, так как таможенные правила должны соблюдаться. Однако это привело к увеличению стоимости электромобилей примерно на 1-1,5 миллиона рублей. А с 2025 года, согласно плану Минпромторга, утиль-сбор на электрокары увеличится в 20 раз, что приплюсует к их цене еще около 500 тысяч рублей.

Зарядные станции

Число регионов, где уже доступны зарядные станции, остается небольшим.
Число регионов, где уже доступны зарядные станции, остается небольшим.

Один из главных барьеров на пути роста популярности электромобилей - это дефицит зарядных станций. Хотя государство оказывает поддержку развитию инфраструктуры для электромобилей, число регионов, где уже доступны такие станции, остается относительно небольшим. В результате водители сталкиваются с проблемой: где зарядить свой электрокар. Это приводит к тому, что они отдают предпочтение привычным автомобилям с ДВС.

В настоящее время проблема с зарядными станциями неактуальна для городов-миллионников, включая Москву и Санкт-Петербург, где их число достаточно велико. Это, в свою очередь, способствует росту числа водителей, пересаживающихся на электромобили в данных регионах.

Льготы есть, но их мало

Для владельцев электрокаров действуют некоторые льготы.
Для владельцев электрокаров действуют некоторые льготы.

Государственная программа EVOLUTE компенсирует 35% стоимости электромобиля, но сумма не может быть больше 925 000 рублей для физлиц и юрлиц, приобретающих автомобиль в кредит или в лизинг. Чтобы получить субсидию, нужен ЭПТС, полученный после 1 декабря 2023 года. В некоторых регионах на электромобиль не нужно платить транспортный налог, а в трех - работают налоговые скидки. Например, в Краснодарском крае за электромобиль мощностью до 150 л.с. налог платить не нужно. В таких городах как Москва, Санкт-Петербург и Новороссийск парковка для электрокаров бесплатна. Также не нужно платить при проезде по платной федеральной автодороге (М-1, М-3, М-4, М-11, М-12 и ЦКАД).

Еще больше интересной информации про автомобили вы найдете тут