В июле этого года начался спад продаж электромобилей, который прервал двухлетний рост рынка. Согласно исследованиям экспертов, рыночная доля электромобилей снизилась c 1,9 до 0,8%. До этого, начиная с 2022 года, продажи электромашин неуклонно росли, достигнув своего пика в марте 2024 года, когда было реализовано 2500 авто. Однако с марта месячные продажи начали снижаться, и в июле они упали ниже уровня прошлого года. Большинство водителей сохраняют скептическое отношение к современному электротранспорту и откладывают пересадку на него на неопределенный срок. Каковы причины?
Недоверие к китайским производителям
Ведущими производителями электромобилей являются китайские бренды, занимающие примерно половину рынка. Это связано с тем, что Китай является крупнейшим производителем литий-ионных аккумуляторов, используемых в этих автомобилях. Производство этих аккумуляторов требует редких металлов, таких как литий и кобальт, которые в основном импортируются из Африки и Южной Америки.
Китай проявляет активный интерес к разработке месторождений нужных металлов. Пока Поднебесной удается производить батареи в больших количествах. Это позволяет Китаю лидировать в данной сфере и опережать другие страны, которые пока не могут достичь подобных результатов.
Российские автовладельцы склонны относиться с недоверием к китайским автомобилям, а электрокары из Китая еще не получили широкого признания на местном рынке. Это может быть связано с их относительно недавним появлением и отсутствием достаточной информации в Интернете о достоинствах и недостатках данных моделей.
Слишком дорого
Цены на электромобили варьируются в широком диапазоне. Бюджетные варианты могут стоить около 4 миллионов рублей, в то время как премиальные модели могут достигать цены в 20 миллионов рублей. Некоторые дорогие модели, стоимостью более 10 миллионов рублей, даже попадают в список Минпромторга и подлежат более высокому налогообложению.
С февраля 2024 года серьезные изменения коснулись правил сертификации электромобилей. Теперь ввоз доступен лишь для физических лиц. При ввозе привычной классики физлица освобождаются от уплаты НДС, а в случае с электрокаром такой налог составляет немалую долю таможенной пошлины. Экономии не получается. С апреля текущего года были закрыты схемы ввоза электрокаров через страны ЕАЭС, что, безусловно, совершенно логично, так как таможенные правила должны соблюдаться. Однако это привело к увеличению стоимости электромобилей примерно на 1-1,5 миллиона рублей. А с 2025 года, согласно плану Минпромторга, утиль-сбор на электрокары увеличится в 20 раз, что приплюсует к их цене еще около 500 тысяч рублей.
Зарядные станции
Один из главных барьеров на пути роста популярности электромобилей - это дефицит зарядных станций. Хотя государство оказывает поддержку развитию инфраструктуры для электромобилей, число регионов, где уже доступны такие станции, остается относительно небольшим. В результате водители сталкиваются с проблемой: где зарядить свой электрокар. Это приводит к тому, что они отдают предпочтение привычным автомобилям с ДВС.
В настоящее время проблема с зарядными станциями неактуальна для городов-миллионников, включая Москву и Санкт-Петербург, где их число достаточно велико. Это, в свою очередь, способствует росту числа водителей, пересаживающихся на электромобили в данных регионах.
Льготы есть, но их мало
Государственная программа EVOLUTE компенсирует 35% стоимости электромобиля, но сумма не может быть больше 925 000 рублей для физлиц и юрлиц, приобретающих автомобиль в кредит или в лизинг. Чтобы получить субсидию, нужен ЭПТС, полученный после 1 декабря 2023 года. В некоторых регионах на электромобиль не нужно платить транспортный налог, а в трех - работают налоговые скидки. Например, в Краснодарском крае за электромобиль мощностью до 150 л.с. налог платить не нужно. В таких городах как Москва, Санкт-Петербург и Новороссийск парковка для электрокаров бесплатна. Также не нужно платить при проезде по платной федеральной автодороге (М-1, М-3, М-4, М-11, М-12 и ЦКАД).
Еще больше интересной информации про автомобили вы найдете тут