Найти тему
Просто Вадимыч

Парламентеры в "Сталинградский котёл"

Перед началом операции "Кольцо" (10.01.43 г.) по ликвидации окруженной немецкой группировки под Сталинградом, советское командование, желая избежать напрасного кровопролития, 8 января 1943 года предложило войскам Паулюса капитулировать.

Часть текста ультиматума приведена ниже:

Всем прекратившим сопротивление гарантировалась жизнь и возвращение в Германию после окончания войны.

Ответ от командования 6 А ожидался в 15.00 по московскому времени 9 января 1943 г. В ультиматуме чётко прописывалось, что немецкий представитель должен будет на легковой машине с белым флагом проследовать по дороге разъезд Конный - ст. Котлубань. Затем он будет встречен в районе 0,5 км юго-восточнее разъезда 564.

При отклонении предложения о капитуляции войска Красной Армии будут вести дело на уничтожение окруженных германских войск.

Подписи:

Представитель Ставки Верховного Главного Командования КА генерал-полковник артиллерии Воронов

Командующий войсками Донского фронта генерал-лейтенант Рокоссовский.

В качестве добровольцев, вызвав-шихся пойти в стан противника для вручения ультиматума, были утверждены: парламентером - работник штаба Донского фронта майор А. М. Смыслов, переводчиком - капитан Н. Д. Дятленко.

Слева пока ещё лейтенант Смыслов Александр Александрович, справа Дятленко Николай Дмитриевич (скорее всего ещё довоенные снимки)
Слева пока ещё лейтенант Смыслов Александр Александрович, справа Дятленко Николай Дмитриевич (скорее всего ещё довоенные снимки)

"Весь порядок действий наших парламентеров мы обдумали до мельчайших деталей, - вспоминал впоследствии маршал Н. Н. Воронов. - В этой работе большую помощь оказал М. С. Малинин. Вооружившись международным законами и топографическими картами с нанесенной обстановкой, он составил детальный план вручения ультиматума. Вот этот план. Накануне вручения т. е. 7 января 1943 года вечером, установить связь с командованием окруженной группировки и предупредить его о высылке нами парламентера в точно указанном участке фронта, в точно установленное время.

Мы решили предложить на строго определённом участке фронта в определённые часы никаких боевых действий с обеих сторон не вести... Кроме того, нами предлагались гер-манскому командованию выслать навстречу нашим парламентерам своих уполномоченных офицеров. Установить прямую связь командного пункта фронта с участком, где должны действовать парламентеры... Откровенно говоря, мы не верили, что вражеское командование примет условия нашего ультиматума. Но, как говорит русская пословица, попытка не пытка...

Вечером 7-го и рано утром 8 января наше фронтовое радио несколько раз передало в штаб Паулюса сообщение о посылке парламентеров. Судя по докладам, поступавшим с северного фаса Донского фронта, наши парламентеры (в сопровождении генерал-майора Виноградова И. В., начальника разведотдела Штаба Донского фронта и красноармейца - трубача Иосифова Ю. И. из дома Красной Армии 24 А) вышли из траншеи и направились к проволочным заграждениям противника.

Кадр из фильма "Сталинград", 1943 г. реж. Варламова. Красноармеец Иосифович подаёт знак белым флагом. Справа от него майор Смыслов, за ним капитан Дятленко. С биноклем, скорее всего, генерал - майор Виноградова. Возможная дата съёмки 8 января 1943 года.
Кадр из фильма "Сталинград", 1943 г. реж. Варламова. Красноармеец Иосифович подаёт знак белым флагом. Справа от него майор Смыслов, за ним капитан Дятленко. С биноклем, скорее всего, генерал - майор Виноградова. Возможная дата съёмки 8 января 1943 года.
Парламентеры выходят к немецким позициям. Справа в кадре железобетонный колпак. Такие колпаки-доты производились на Сталинградской судоверфи и устанавливались летом 42-го на оборонительные позиции
Парламентеры выходят к немецким позициям. Справа в кадре железобетонный колпак. Такие колпаки-доты производились на Сталинградской судоверфи и устанавливались летом 42-го на оборонительные позиции

Однако их никто не встретил. Через некоторое время из вражеского расположения стали раздаваться отдельные выстрелы из винтовок, затем короткие очереди из автоматов, наконец, противник открыл огонь из минометов. Парламентеры, не видя встречающих вынуждены были повернуть назад".

О событиях 8-9 января 43 г. капитан Дятленко подробно доложил в своём сообщении - докладе:

-5

-6

Попытка выхода 8 января наших парламентеров на переговоры, была отражена в немецком журнале боевых действий:

"Противник по радио сообщил армии о прибытии парламентеров на северо-восточный фронт. Прибывшие русские офицеры были отогнаны выстрелами. В корпуса передан приказ также поступать с любыми вражескими парламентерами, которые попытаются приблизиться".

Из воспоминаний Воронова: "Всё это без промедления было доложено в Ставку. В ожидании ответа я думал о том, что теперь можно начинать наше наступление со спокойной совестью. А впрочем, почему бы не попробовать послать парламенте-ров с противоположной стороны нашего" круглого" фронта? В Ставке, как оказалось, также были колеба-ния. Сначало от туда поступило распоряжение: "Всё прекратить", а вскоре было приказано ещё раз послать парламентеров в новом направлении.

Было предложено найти новых желающих выступить в роли парламентеров, но потом решили удовлетворить убедительную просьбу тов. Смыслова и Дятленко, которые хотели сами выполнить эту задачу. Снова на одном из участков фронта была прекращена всякая перестрелка".

В своем докладе капитан Дятленко упоминает, что они утром 9 января прибыли в хутор Платоновский, откуда предполагался переход линии фронта в районе Мариновка.
Обстановка в районе Сталинграда перед началом операции "Кольцо" по ликвидации окруженной немецкой группировки. Январь 1943 г. Отмечены "раз. 564 км" и "Мариновка"
Обстановка в районе Сталинграда перед началом операции "Кольцо" по ликвидации окруженной немецкой группировки. Январь 1943 г. Отмечены "раз. 564 км" и "Мариновка"

К 9 часам парламентеры были в балке на расстоянии 600 метров от Мариновки. Снабженные белым флагом больших размеров (вдвое сложенная простыня), они вышли из балки и направились к Мариновке. Через минное поле их сопровождал командир роты участка обороны (ст. лейтенант Акимшин Ф. Ф. комроты 1384 сп 96 сд). В качестве трубача теперь шёл техник интендант 1 ранга капельмейстер 1384 сп тов. Сидоров И. Р. Время от времени он подавал сигнал. Так же присутствовал генерал-майор Виноградов. Все, кроме комроты, были одеты в маскхалаты. Благополучно добравшись до передовых позиций противника, через некоторое время были встречены немецким обер-лейтенаном. Он потребовал, чтобы сопровождающие близко не подходили (они отошли к танку, стоявшему в 200 - 250 м от немецких окопов).

По существующим международным законам парламентеров сопровождают в расположение войск противника с завязанными глазами... Им сняли маскхалаты и завязали глаза и под руки повели в сторону Мариновки. По дороге обер-лейтенант с "горькой улыбкой" спросил: "Что в этом пакете? - чтобы мы сдались?".

Тот самый пакет
Тот самый пакет

Уже в самой Мариновке парламен-теров завели в просторную землянку и развязали глаза, внутри находилось 15 солдат, которых потом разогнали.

Обер-лейтенант стал докладывать по телефону своему начальству о прибывших парламентерах и об их требовании передать пакет командованию 6 армии. Во время ожидания ответа между нашими представителями и немецкими офицерами велся непринуждённый разговор. Поднимались темы об окончании войны, праздновании рождества. Затем зашел разговор об оружии, и выяснилось, что немецкий собеседник предпочитает советское: «У оберлейтенанта оказался советский пистолет "ТТ” выпуска 1942 г. После 2-х часавого пребывания в землянке нашим офицерам было объявлено, что командование немецких войск отказывается принять ультиматум, содержание которого уже известно из объявления, сделанного русскими по радио (Паулюс не принял парламентеров, руководствуясь общим приказом Гитлера, запрещавшего какую-либо капитуляцию). Парламентерам снова завязали глаза. Их вывели за передовые немецкие окопы. В конце между обер-лейтенаном и капитаном Дятленко произошёл следующий разговор. Наш капитан выразил надежду на возможную встречу после войны, когда будет мир и нормальные взаимоотношения между нашими на родами, на что обер-лейтенант грустно ответил: "Вряд ли... Не пройдёт и месяца, как меня или вас убьют".

Их вывели на место встречи, развязали глаза, вернули оружие и попросили не оглядываться назад. Немецкие офицеры держали руки под козырек, парламентеры тоже приложили руку к уголовному убору, и с развёрнутым белым флагом ушли к своим.

О наших парламентерах было скупо упомянуто и в немецких документах. Из записи журнала боевых действий 6 А вермахта за 9 января 1943 г.:

"9.00 (по Берлинскому времени) На южном фронте в районе Мариновка появилась делегация русских офицеров, которая попросила проводить их к командующему чтобы передать личное послание. Парламентеры были немедленно прогнаны обратно. Во второй половине дня вражеские самолеты сбрасывали над крепостью листовки с предложением о капитуляции и воззванием к немецким офицерам, унтер-офицерами солдатам".
-9

Из воспоминаний Воронова:

"О наших попытках вручить ультиматум и официальном его отклонении было доложено в Ставку.

- Что вы собираетесь делать дальше?

- Сегодня все проконтролируем, а завтра начнём наступление, - ответил я.

Нам пожелали успеха".

Паулюс сдался 31 января 1943 года.

Когда командующий 6-й армией предстал перед Вороновым и Рокоссовским, на беседе Паулюса с советским командованием в качестве переводчика выступал - капитан Дятленко (!). Генерал Воронов на сей счет еще перед беседой пошутил: «Вы, несомненно, помните время, когда старик не хотел вас принимать. Ну, теперь он сам посещает нас. И вы примете его».

Генерал-полковник К.К. Рокоссовский (слева направо), маршал артиллерии Н.Н. Воронов, переводчик капитан Н.Д. Дятленко (уже с орденом за события 8-9 янв.) допрашивают генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса. Село Заворыгино. Сталинград. 1 февраля 1943 г. Фотограф Р. Кармен.
Генерал-полковник К.К. Рокоссовский (слева направо), маршал артиллерии Н.Н. Воронов, переводчик капитан Н.Д. Дятленко (уже с орденом за события 8-9 янв.) допрашивают генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса. Село Заворыгино. Сталинград. 1 февраля 1943 г. Фотограф Р. Кармен.

Что ещё можно добавить? Все участники операции по вручению ультиматума были представлены к орденам уже 10 января 43 - го года, отдельным приказом по Донскому фронту. Все наградные документы можно найти на сайте "Память народа".

-11

Уже полковником, награжденный многими орденами, Александр Михайлович Смыслов встретит победу в Берлине.

Николай Дмитриевич Дятленко после Сталинградской битвы, участвовал в боях на Орловско-Курском направлении. Был награжден орденом "Красной Звезды". В марте 44 - го во главе группы антифашистов - немцев был заброшен с самолёта в партизанскую бригаду, для работы по разложению вражеских гарнизонов в тылу. В боях с немцами, пытавшимися окружить партизан был тяжело ранен. Награжден вторым орденом "Красного Знамени".

Ещё кадр из фильма
Ещё кадр из фильма

Источники:

1. Мощанский И. Операция "Кольцо". Победа под Сталинградом. М., 2008

2. Сайт "Память народа"

3. На этом сайте выложен полностью доклад - сообщение капитана Дятленко:

Сообщение советского парламентера, старшего инструктора 7-го отдела политуправления Донского фронта Н. Д. Дятленко о переговорах с немецким командованием, с сопроводительной запиской начальника 7-го отдела политуправления Донского фронта И. П. Мельникова

4. Сайт "Сталинград 1942-1943", где были взяты немецкие документы:

Главная | Сталинград 1942-1943: великое сражение в свете документов и воспоминаний