Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

Юрий Кольцов, большой артист, человек трагической судьбы

25 августа исполнилось 115 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Юрия Эрнестовича Кольцова (1909 – 1970). Из множества судеб мхатовцев эта – одна из самых трагических.

Юрий Эрнестович Кольцов. Фото Игоря Александрова 1961 года
Юрий Эрнестович Кольцов. Фото Игоря Александрова 1961 года

Юрий Кольцов родился в Белорецке Оренбургской губернии, а вырос в московском детском доме, где оказался после смерти отца. Что произошло с его семьей? Этого мы не знаем. Но нельзя не отметить, что детдом – довольно частое начало биографии людей, чье детство выпало на смятенное время революции и Гражданской войны. В 1930 году Юрий поступил в студию при Театре имени Ермоловой, а в 1933 году был принят во МХАТ.

У него было мягкое, теплое, отчасти нервное дарование – неслучайно одной из ролей, что он репетировал в Художественном театре, оказался Освальд в «Привидениях». Мать Освальда, фру Элене Алвинг, должна была играть Книппер-Чехова, но спектакль, увы, не вышел. Много лет спустя, пройдя через тюрьму и лагерь, Юрий Эрнестович писал Ольге Леонардовне в Москву и вспоминал эти репетиции пьесы Ибсена.

В роли Рябцова в спектакле "Враги", 1935 г.
В роли Рябцова в спектакле "Враги", 1935 г.

Вообще то, как именно мог бы раскрыться в молодости актерский дар Кольцова, осталось непроясненным: во МХАТе в 30-х годах он выходил в эпизодах, единственная более или менее заметная роль – рабочий Рябцов во «Врагах» Горького. В 1938 году по доносу одного из мхатовцев Юрий был арестован (как рассказывала в интервью дружившая с ним Раиса Викторовна Максимова, увели его прямо с репетиции) и осужден по подозрению в шпионаже на 8 лет лагерей. Возможно, из-за немецкого происхождения: настоящая фамилия Кольцова была Розенштраух.

Кто донес на Юрия Эрнестовича? В книге Михаила Козакова «Фрагменты» есть такие слова:

«Мхатовская молодежь неоднократно обращалась к нему с вопросом: “Кто вас посадил, Юрий Эрнестович?” — но Кольцов никогда не называл фамилии, всегда ограничиваясь фразой: “Он ходит среди вас”».
В роли Рябцова в спектакле "Враги", 1935 г.
В роли Рябцова в спектакле "Враги", 1935 г.

Срок свой он отбывал на Колыме. Сначала на лесоповале, где едва не умер, позже волей случая удалось попасть в культбригаду.

Как это произошло, можно узнать из рассказа Иды Зискиной, оперной певицы и жены режиссера Леонида Варпаховского, которая в заключении была актрисой Магаданского музыкально-драматического театра:

«Там был морг. А в этом морге работал старик, караульный. У его печки часто собирались уголовники погреться. Сторож играл с ними в карты и в домино. А когда у него не случалось партнеров, сажал мертвецов и "играл" с ними. Как-то Юра отчаялся и зашел в избушку. Уголовные взглянули на него: "Ты кто?" Он говорит: "Я артист". — "Ах, артист, ну так тисни роман". Уголовники жестоки, как звери. Но если вы им расскажете что-нибудь жалостливое, например, как мать бросила грудного ребенка на произвол судьбы, они будут обливаться горючими слезами. Юра же был великолепный чтец и великолепный актер! Он стал читать им Чехова. Они слушали, развесив уши. Его стали пускать в сторожку. Как-то туда нагрянул начальник этого лагеря, стал выяснять, что там происходит. "Да вот, — говорят, — артиста вот слушаем". — "Кто такой?" — Юра говорит: "Я — артист МХАТа". А у этого начальника, как выяснилось, была слабость к театру. Он привел Кольцова в свой кабинет, вынул наган, положил его на стол и говорит: "Рассказывай. Если ты действительно артист, я тебе помогу. Но если ты наврал, то я тебя хлопну на месте". Борясь со страхом, Юра стал что-то рассказывать и так понравился начальнику, что тот устроил его в бригаду (кстати сказать, этот начальник потом проворовался, оказался в лагере и у нас в "Травиате" пел в хоре, такая вот судьба...)»
В роли Тузенбаха, "Три сестры", МХАТ, 1958 г.
В роли Тузенбаха, "Три сестры", МХАТ, 1958 г.

Леонид Варпаховский и Юрий Кольцов были почти ровесниками и в Москве дружили. Но на Колыме они друг друга не узнали. Об этом - еще один рассказ Иды Зискиной-Варпаховской из книги «Театр ГУЛАГа»:

«Подошел человек очень болезненного вида с отекшим желтым лицом. Сели, стали разговаривать, человек задавал всякие каверзные вопросы. Например: "Вам понравилась актриса Гельцер из Малого театра?" Л.В. отвечал: "Гельцер — балерина". — "Где находится Большой театр, а где Малый?" — ловил, проверял, экзаменовал.
Наконец, спросил: — Кем же и где вы работали?
— Я работал у Мейерхольда.
— А чем вы у него занимались?
— Я был его ученым секретарем.
Человек огорчился: — До сих пор вы говорили мне правду, а сейчас обманули. Ученым секретарем у Мейерхольда был мой друг, Леня Варпаховский.
Л.В. говорит: — Так я же и есть Леня Варпаховский! А вы кто?
— А я — Юра Кольцов!
Мхатовский Кольцов! Они не узнали друг друга! Кольцов принес буханку хлеба. Л.В. как ни старался сдержаться, съел ее целиком, ему сделалось худо. Его отходили в санчасти, а потом оставили при бригаде».

Юрий Кольцов играл на сцене Магаданского театра с 1942 по 1948 годы, стал там ведущим актером (с 1944 года – вольнонаемным). Его коллегами по сцене были Георгий Жженов, Александр Демич.

Ольга Андровская - Марья Львовна, Юрий Кольцов - профессор Полежаев, "Беспокойная старость", МХАТ, 1957 г.
Ольга Андровская - Марья Львовна, Юрий Кольцов - профессор Полежаев, "Беспокойная старость", МХАТ, 1957 г.

В 1948 году он уехал с Колымы на «материк», поселился в Ростове-на-Дону. Устроился в местный театр. Играл много: Про­та­со­ва в «Жи­вом трупе», Маль­во­лио в «Две­на­дца­той ночи», док­то­ра Трен­ча в «Лон­дон­ских тру­що­бах», Труф­фаль­ди­но в «Слу­ге двух гос­под». И хоть сам Юрий Эрнестович в письме к О.Л. Книппер-Чеховой назвал свою работу в ростовском театре «скромной», молва об удивительном артисте доходила и до Москвы.

В роли Михалевича, "Дворянское гнездо", МХАТ, 1957 г.
В роли Михалевича, "Дворянское гнездо", МХАТ, 1957 г.

Михаил Козаков:

«В начале 50-х годов подруга моей матери Т. С. Волобринская писала из Ростова-на-Дону, где жила после отсидки, имея поражение в правах, что у них появился некто Кольцов. Она восхищенно описывала его работы на ростовской сцене, где он тогда играл, все еще не имея возможности жить в Москве. Когда я наконец сам увидел Юрия Эрнестовича, я понял, что Татьяна Самойловна была права, а прежде-то, читая ее восторги, думал, что тетя Таня на старости лет стала "ростовской барышней"».

22 октября 1955 года Кольцов был реабилитирован. В 1956 году в Ростове-на-Дону по делам оказался Иосиф Раевский. Влиятельный мхатовский режиссер пришел на спектакль «Живой труп» с Кольцовым-Протасовым и был необычайно впечатлен его игрой. Раевский начал хлопотать о возвращении Кольцова в труппу МХАТа. Это удалось сделать: в 1956 году Кольцов снова стал артистом Художественного театра.

В роли доктора Ранка, "Кукольный дом", МХАТ, 1960 г.
В роли доктора Ранка, "Кукольный дом", МХАТ, 1960 г.

До своего выхода на пенсию в 1964 году (из лагерей Юрий Эрнестович вернулся больным человеком) он успел сыграть 30 ролей. Тузенбаха в «Трех сестрах» и Иностранного писателя в «Кремлевских курантах», профессора Полежаева в «Беспокойной старости» и Михалевича в «Дворянском гнезде», доктора Ранка в «Кукольном доме» и Дэвида Штейна в «Убийце». За каждым образом стоял его человеческий опыт, глубокое понимание и законов жизни, и сути людей. Все это прочитывалось в его глазах. Как когда-то сказал о Кольцове Евгений Евстигнеев: «Это актер, у которого что-то такое есть, что никогда не высказывается. Ну вот сейчас он что-то скажет, самое главное, вот-вот».

В роли учителя Мирою в спектакле "Безымянная звезда", 1957 г.
В роли учителя Мирою в спектакле "Безымянная звезда", 1957 г.

Главной ролью Юрия Эрнестовича в этот период, пожалуй, стал учитель Марин Мирою в спектакле Марии Кнебель «Безымянная звезда» по пьесе румынского писателя Михаила Себастьяна.

Из книги М.О. Кнебель «Вся жизнь»:

«Кольцову удалось донести пленительную чистоту души и ум ученого Марина Миройю. Как? Вот это — самое интересное. Полным отсутствием внешних средств выразительности. В нем не было ни красоты, ни гармонии в движениях. Он был абсолютно обыкновенный, и вместе с тем все в нем было необыкновенно. Это был действительно ученый, вернее — чернорабочий науки. Верилось, что он недосыпал, недоедал, но не замечал этого, ибо перед ним была большая цель. Он был странный. И при этом — никаких штампов "странного ученого".
Странность шла от невероятной простоты интонаций. Духовный, поэтический мир был сферой его неустанных размышлений. Глядя на Кольцова, я верила, что именно такой, как он, может что-то открыть, а не просто повторить бывшее до него. И любовь его, внезапная, сильная, глубокая и простая, была естественна. Он не мог "приблизительно" мыслить, — точно так же, как он не мог "приблизительно" чувствовать.
В Кольцове не было ни тени сентиментальности ни в любви, ни в разлуке. Он понимал, что, если бы у любимой им женщины было хоть немножко больше сил, она осталась бы с ним. Но их не было, и он не цеплялся за иллюзии.
В Художественном театре и в последние годы очень много прекрасных актеров. Но Ю. Кольцов среди них занимал особое место. Помимо многих прекрасных профессиональных качеств, его отличало одно особое, редкое качество — высшая степень одухотворенности. Он и в жизни, и на сцене сам всегда казался человеком, похожим на учителя из "Безымянной звезды"».
В роли учителя Мирою в спектакле "Безымянная звезда", 1957 г.
В роли учителя Мирою в спектакле "Безымянная звезда", 1957 г.

Сегодня мы хорошо знаем историю учителя Мирою и его внезапной любви. Знаем благодаря фильму Михаила Козакова 1979 года с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским в главных ролях. Но вряд ли многим известно, что Михаил Михайлович снял это кино, находясь под впечатлением от игры Юрия Кольцова. Встреча с этим удивительным человеком, на сцене или в реальности, способна была наложить отпечаток на всю жизнь.

Юрий Эрнестович Кольцов. Съемка Игоря Александрова 1961 года
Юрий Эрнестович Кольцов. Съемка Игоря Александрова 1961 года

Фото из фондов Музея МХАТ

Генеральный спонсор театра – Банк ВТБ

Также будет интересно:

Актер-джентльмен Анатолий Кторов

Аристократ духа

Кира Головко. Единственная свидетельница