Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

Аристократ духа

29 марта исполнилось 115 лет со дня рождения режиссера Леонида Викторовича Варпаховского (1908 – 1976).

Леонид Викторович Варпаховский. 1950-е
Леонид Викторович Варпаховский. 1950-е

Человек трагической судьбы, в 1930-е годы сотрудник театра Всеволода Мейерхольда, он провел в ссылках и лагерях более пятнадцати лет. В первый раз его арестовали в 1936 году (присутствовал при разговорах родственников жены, один из которых был троцкистом) и сослали на три года в Казахстан. Второй арест – в Алма-Ате – был в 1937-м: Варпаховского приговорили к десяти годам лагерей. На Колыме судьба свела Леонида Викторовича с Юрием Домбровским, Варламом Шаламовым, с артистом МХАТа Юрием Кольцовым. Во время войны Варпаховский стал художественным руководителем культбригады Магадана, ставил спектакли в лагерном театре (опера «Травиата» в его режиссуре шла с таким оглушительным успехом, что ему даже на полгода сократили срок). С 1948 года он руководил самодеятельностью в поселке Усть-Омчуг в трехстах километрах от Магадана.

Тюремное фото
Тюремное фото

Освобожден был в 1953-м. Был режиссером в Театре имени Грибоедова в Тбилиси, главном режиссером Московского театра имени Ермоловой, работал в Малом театре.

В Московском Художественном театре Варпаховский поставил два спектакля уже на склоне лет: в 1965 году – пьесу Михаила Шатрова «Шестое июля» о Ленине и в 1968-м – «Дни Турбиных», вернув на мхатовскую сцену пьесу Михаила Булгакова. Обе постановки оформлял художник Давид Боровский.

Драматург Михаил Шатров, режиссеры Леонид Варпаховский и Иосиф Раевский на репетиции спектакля "Шестое июля". 1965 г.
Драматург Михаил Шатров, режиссеры Леонид Варпаховский и Иосиф Раевский на репетиции спектакля "Шестое июля". 1965 г.

Давид Львович Боровский (в книге «Убегающее пространство») так вспоминал о нем:

«Одет всегда “с иголочки”. Без галстука-бабочки – никогда не видел. Разве что в Пярну, когда он играл в теннис.
… 1949 год. К бухте Нагаево подходит пароход, на борту которого стоит родная сестра Л.В. с двумя детьми, почти одногодками. Один – родной сын Л.В. – Федор и сын сестры – Андрей. Они вглядываются в темно-серую толпу встречающих. Ни сын, ни племянник никогда не видели отца и дядю. Выделялся среди всех мужчина в пальто и в шляпе. В том месте, где сходится воротник сорочки, чернел бантик.
Уж очень эта “бабочка” бросалась в глаза. Наверняка единственная на всю Колыму.
Мне представляется, что эта легкомысленная “бабочка” была там знаком вызова. Чертой сопротивления судьбе. Сохраняла человеческое достоинство и неистребимый артистизм.
Я уделяю так много места этому аксессуару (естественно, такая “вольность” была возможна после лагерей, этапов и зоны, когда Л.В. стал вечным поселенцем Колымы) вот почему. Насколько известно, галстук-бабочка в мужском костюме подчеркивает особый торжественный вид и надевается редко, в исключительных случаях.
Стало быть, для Л.В. каждый день был исключительным.
Своим видом он подтверждал высокое и торжественное состояние души. На репетиции. В макетной. В постановочной части.
Утром и вечером. Изо дня в день.
Ладно! Оставим “бабочку”.
Каким образом, пройдя ад сталинских лагерей, можно было сохранить в себе столько света, доброты, духовной силы, наконец, юмора и азартной творческой энергии? Себе я объясняю только одним – подлинной интеллигентностью. Более того – аристократизмом. Разумеется, не о происхождении речь. А о том, что принято определять как аристократизм духа».
Сцена из спектакля "Шестое июля", 1965 г.
Сцена из спектакля "Шестое июля", 1965 г.
Сцена из спектакля "Дни Турбиных", 1968 г.
Сцена из спектакля "Дни Турбиных", 1968 г.

Фото из фондов Музея МХАТ и из свободных источников

Также будет интересно:

День рождения Виктора Симова

Нора Полонская. Женщина, к которой тянулись

Борис Плотников. Чуткий мастер

Российская литература
0