По Коломне мы с вами гуляли уже не раз. Сегодня начнем с подступов — от Сенной площади, заглянем туда, где еще не были. Ну и, конечно, самые знаковые и красивые места тоже будут в пути — Дом городских учреждений, Семимостье, Мариинский театр etc.
Как добраться
Стартуем от станции метро Сенная площадь, так проще всего.
Здесь же ходит целый ряд маршрутов автобуса / трамвая / троллейбуса из разных концов города.
Сенная площадь
Место с лихой историей. Торговля дровами и сеном (отсюда название) с годами переросла в грандиозную «толкучку» со всеми вытекающими последствиями. В домах по соседству селился бедный люд, а полиция обходила ее стороной. Если кого-то обокрали на Сенной, извини, сам виноват. Возможно, именно здесь с гоголевского Акакия Акакиевича сняли шинель.
В окрестностях Сенной бродит Родион Раскольников, решаясь в итоге на убийство. Сюда же он приходит на символический поклон «всему свету» по совету Сони Мармеладовой перед признанием.
Кварталы вдоль канала Грибоедова неподалеку — «сердце» Петербурга Достоевского. Сам Федор Михайлович, кстати, провел какое-то время в 1874 году под арестом в здании гауптвахты на Сенной. Вот она справа:
А в 1831 году Сенная стала эпицентром холерного бунта. Император Николай I лично явился на его усмирение.
Наконец, на пересечении с нынешним Московским проспектом находилась так называемая Вяземская лавра — петербургские трущобы с зашкаливающим уровнем криминала.
Нагнал я на вас меланхолии, давайте ее развеем)
От былого на Сенной не осталось и следа. Все чинно и благородно.
Вдоль Садовой — цветники:
Играют музыканты, гуляет молодежь.
У развязки с Московским проспектом восстановили фонтан-поилку:
Микро-скверик рядом:
Здесь же — первый дом, у которого мы остановимся. Проект одного из мэтров модерна Алексея Зазерского. А владела им семья Якова Перетца.
Дом Перетца
Расположился в самом начале Московского проспекта на месте бывшей Вяземской лавры.
Удивительна история заказчика. Родная фамилия — Акимов. Почему Перетц? Еще 12-летним пацаном Яков устроился на работу в магазин богатого виноторговца. Со временем вырос до ближайшего помощника, и на смертном одре бездетный купец завещал ему дело и все состояние. С одним условием: взять его фамилию, сохранив тем самым «бренд». Позже новый глава компании оформил двойную фамилию Акимов-Перетц.
К слову, Акимов-Перетц не успел увидеть творение Алексея Ивановича Зазерского, скончавшись за пару дет до окончания строительства.
А дом хорош. И днем:
И ночью:
Фасады украшены майоликовыми вставками цвета морской волны:
Углубимся чуть-чуть на Московский проспект, где на противоположной стороне от дома Перетца высятся два дома-близнеца с башнями.
Дома Вяземских
Владельцы злосчастного участка, после того как власти распорядились снести к чертовой бабушке ночлежку и прочие заведения, построили здесь в 1910 два дома. «Модернизированная неоклассика» по проекту еще одного знаменитого зодчего Александра Хренова.
Дома должны были послужить своеобразными пропилеями внутриквартального проезда, но территорию занял Сенной рынок.
Сейчас он выглядит вполне пристойно, а не так давно, в 1980-1990-е годы, атмосфера была еще та.
В 1997 рынок и дома Вяземских «засветились» в фильме «Брат» — то самое место, где Данила Багров стрелял в главу бандитской группировки.
Из сумрачных 1990-х вернемся к свету — идем по Садовой улице.
Шедевры модерна в этом районе встречаются редко.
Типичная застройка:
Проходим квартал до Кокушкина переулка:
И идем по нему до одноименного моста. Снова вспоминаем «Преступление и наказание». Здесь начинается действие романа. С Кокушкина моста можно увидеть дом Раскольникова, дом Мармеладовых, контору следователя, Сенную площадь и дом старухи-процентщицы.
В солнечную погоду — отменные виды на канал Грибоедова.
В одну:
И в другую сторону:
На закате:
Пришли мы сюда не только на воду посмотреть, но и на дом Ратькова-Рожнова, городского головы на рубеже XIX-XX веков. Перед революцией им управляла его дочь Ольга Серебрякова, чей роскошный особняк мы смотрели во время прогулки От дома Бродского до Петропавловской крепости.
Занимает он огромный треугольник между набережной канала Грибоедова, Столярным переулком и Казначейской улицей.
Предположу: если Ратьков-Рожнов, значит, дом проектировал Павел Сюзор. И точно! Это он. Мастер эклектики был «семейным» архитектором Ратьковых-Рожновых.
Легенда гласит, что в XIX веке здесь находился трактир Der Spieler (Игрок), которому Достоевский привез и подарил немецкую фисгармонь. Звучит красиво, но подтверждения реальности этой истории найти не удалось.
Возвращаемся на Садовую, где нас ждет Юсуповский сад. А перед ним — музей железнодорожного транспорта.
Основной фасад:
Ночью на нем включают световую проекцию с портретом Николая I.
До сада мы вот-вот доберемся. Пока взглянем на противоположную сторону.
Башенка с флюгером на первом плане принадлежит дому Кушелева. Сейчас его реставрируют, поэтому подставлю фото из сети.
Дом на углу Садовой и проспекта Римского-Корсакова специалисты относят к поздней эклектике, при этом уже чувствуется «надвигающийся» модерн.
Каков красавец:
А вот и он, один из моих любимых.
Юсуповский сад
Меньше своих именитых собратьев (Летнего и Таврического), благодаря этому здесь спокойнее + есть пруд с островками.
Много воды, зелени и цветников — все радует глаз.
На том берегу — бывший дворец Юсуповых, где уже 200 лет находится Институт (ныне университет) инженеров путей сообщения.
Подойдем ближе:
К слову, проект Джакомо Кваренги. Образцовая «классика» 1790 года.
Большого города в Юсуповском почти не слышно. Отдохнуть от суеты, полюбоваться на красоту.
Изгибы набережной:
Дедушки и котики в ожидании улова:
Больше подробностей про историю Юсуповского сада можно увидеть в статье:
Дом городских учреждений
А сейчас снова выходим на Садовую улицу, где нас ждет Дом городских учреждений, творение моего любимого архитектора Александра Лишневского.
Как выглядят его внешние и внутренние фасады, какие тайны скрывают его парадные — смотрите в статье:
Сейчас «пробегаем» мимо:
«Захватывая» по пути красоту:
Филины неизменно на посту:
Особенно хорош дом, если смотреть на него с перекрестка с Вознесенским проспектом.
Идем дальше:
Впереди маячит пожарная каланча, часть бывшего съезжего дома.
Сейчас здесь отделение МЧС. Историческое предназначение сохранилось.
Муляж пожарного на башне:
Мы добрались до перекрестка с Большой Подьяческой улицей. Если посмотреть направо, то виден купол Исаакиевского собора:
Ну а мы пойдем по ней налево, где вскоре на горизонте появляются купола другого, Троице-Измайловского собора. С определенной точки можно просматривать оба храма.
Троице-Измайловский собор еще увидим, а сейчас обращу ваше внимание на дом слева. Еще один шедевр Александра Лишневского!
Дом Марголиных
Более поздняя работа по сравнению с Домом городских учреждений, когда мэтр отошел от модерна, вернувшись к классическим истокам.
При этом героев на его стенах по-прежнему видимо-невидимо.
Между 2 и 3 этажом:
Между 4 и 5:
Над балконами:
Центральная часть фасада:
Лоджия с колоннами:
Вид со стороны набережной Фонтанки:
Троице-Измайловский собор на том берегу:
На ближнем плане — зеленый оазис с крестом в честь святой Ксении Петербургской:
Если знаете историю, подскажите, почему и как он здесь появился.
Лоджия со стороны Фонтанки отличается простотой:
Но самый замечательный барельеф — над парадной со стороны Большой Подьяческой:
Римский воин подает руку воину со звездой Давида на щите!
Поскольку братья Марголины из иудеев, скорее всего, символ отсюда. Как бы то ни было, удивительный образ.
Вид от дома в сторону Исаакия:
А мы свернем на параллельный Большой Подьяческой — Никольский переулок.
Слева — модерн «на минималках», изначально торгово-складское здание, до недавнего времени — Политехнический колледж городского хозяйства.
Выглядит очень изящно:
Следом за ним начинаются Никольские ряды.
Никольские ряды
Еще один рынок, что открылся аж в 1789 году. Рисунок тех лет:
А это фото 1900 года:
Место было раньше известно из-за торговли людьми. Если посмотреть на фото выше, как раз в этом пространстве между каналом и Садовой она и проходила. Пока существовало крепостное право, здесь продавали подневольных мужчин и женщин, а в конце XIX века сюда каждое утро приходил наниматься рабочий люд на поденную работу. Кому повезет — на постоянную.
Теперь здесь чудесная липовая аллея:
Пересекаем Садовую:
И идем вдоль канала Грибоедова.
Никольский морской собор на том берегу:
Через 200 метров подходим к Красногвардейскому мосту.
Вот и Семимостье.
Семимостье
Семь мостов открываются взору с определенной точки, отсюда название этого места. Красоту его в деталях с более чем 50 фотографиями смотрите в статье:
Сейчас только самое-самое покажу.
Вид с моста в одну:
и в другую сторону:
Спускаемся с моста:
Впереди — Никольский морской собор.
Никольский морской собор
Главный храм мореплавателей, один из символов Петербурга еще с елизаветинских времен. Рядом — большой сад, а на входе — колокольня. Это ее шпиль выглядывает из-за деревьев:
Ближе:
Купола собора за оградой:
Один из немногих храмов, который не закрывался в годы советской власти. В 1966 здесь отпевали Анну Андреевну Ахматову.
Пожалуй, наиболее жипописное место в Коломне.
Крюков канал:
А мы приближаемся к следующему шедевру.
Дом Веге
«Ультрамариновый король» Роберт Веге построил этот дом накануне 1-й мировой войны. С первых же лет его облюбовала для жилья творческая элита Петербурга.
Знаменитый пианист и композитор Александр Зилоти, например, устраивал в своей квартире вечера с участием Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Федора Шаляпина.
Перейдем Кашин мост:
И рассмотрим дом с противоположной стороны канала.
Огромные атланты держат портал при входе во двор:
Архитекторы Овсянников и Ставицкий проектировали дом как дворец в стиле ренессанс.
Венецианские окна и барельефы с картинами средневекового быта на фасаде:
А вот что внутри парадной:
Еще раз оглянемся на дом Веге:
И зайдем в Лендок (студию документальных фильмов) — бывший особняк Половцовых.
На первом этаже — кафе, можно свободно зайти.
В двух шагах от Лендока — Мариинский театр.
Переходим Торговый мост. Вид в обратную сторону на Крюков канал:
Ну а впереди — две сцены Мариинского театра, новая и старая:
В первую очередь нас интересует историческое здание.
Мариинский театр
Изначально здесь был цирк.
Но через 12 лет его перестроили по проекту Альберта Кавоса в оперную сцену. 2 октября 1860 постановкой оперы Глинки «Жизнь за царя» открылся театр, названный в честь жены императора Александра II.
Обойдем его со всех сторон.
Главный вход:
На той стороне Театральной площади — консерватория.
Памятник Николаю Римскому-Корсакову, в честь которого она названа:
А это учебный корпус консерватории:
При случае загляните в его внутренний двор (вход со стороны набережной Мойки).
Это «сад-шкатулка»:
С Театральной площади возвращаемся на набережную Крюкова канала.
Позади — театр:
А на перекрестке с улицей Декабристов раньше стояла «русская Бастилия». Официально — Литовский замок, тюрьма для уголовных преступников.
После 1917 года тюрьму разобрали по кирпичикам.
Теперь на этом месте — монументальная «сталинка»:
Вот и добрались мы до финала.
Матвеев мост:
Место встречи Крюкова канала с Мойкой:
За деревьями на том берегу — Новая Голландия:
Вид на Мойку:
Это конечная точка пути, но уходить не хочется, так что не откажу себе в удовольствии обойти снова весь остров.
Ворота:
Вид с Храповицкого моста:
Адмиралтейский канал:
Цифергауз:
Напоследок — несколько фото ночного Семимостья на обратном пути.
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — публикую то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии по самым чудесным местам Петербурга.
До встречи и хороших вам прогулок!