Найти в Дзене

Удивительный район Коломны, часть 1: от дома-сказки до дома музыки

Великокняжеский дворец с садом, концертный зал, фабрика, одна из квартир Распутина и возможно самый красивый особняк в Петербурге. Весь этот набор ждет нас на участке менее 1 км. Здесь почти каждый дом — достопримечательность. А сколько историй связано с этим местом — на сей раз я уделю им достаточно внимания. Итак, вперед! Стартуем от Семимостья: По пути к месту назначения приветствую старых знакомых. Дом с аркой на углу набережной канала Грибоедова и Лермонтовского проспекта: Вид изнутри на Свято-Исидоровский храм: Растяжка на казармах Морского Гвардейского экипажа: Дом Печаткина на углу Лермонтовского проспекта и улицы Союза Печатников: Сфинксов мы еще встретим в неожиданном месте, а здесь они на крыше: Выходим на улицу Декабристов: Этот дом я пропустил во время прогулки по Коломенскому острову, а он стоит внимания. Модерн 1902 года, проект архитектора Соколовского. Последний его владелец — полковник Бобриков. В годы Гражданской войны бился как лев —дважды эвакуировался со своими ч
Оглавление

Великокняжеский дворец с садом, концертный зал, фабрика, одна из квартир Распутина и возможно самый красивый особняк в Петербурге. Весь этот набор ждет нас на участке менее 1 км. Здесь почти каждый дом — достопримечательность. А сколько историй связано с этим местом — на сей раз я уделю им достаточно внимания. Итак, вперед!

Прелюдия

Стартуем от Семимостья:

Пикалов мост
Пикалов мост

По пути к месту назначения приветствую старых знакомых.

Дом с аркой на углу набережной канала Грибоедова и Лермонтовского проспекта:

-2

Вид изнутри на Свято-Исидоровский храм:

-3

Растяжка на казармах Морского Гвардейского экипажа:

-4

Дом Печаткина на углу Лермонтовского проспекта и улицы Союза Печатников:

Дом Печаткина
Дом Печаткина

Сфинксов мы еще встретим в неожиданном месте, а здесь они на крыше:

Дом Печаткина
Дом Печаткина

Выходим на улицу Декабристов:

Улица Декабристов
Улица Декабристов

Этот дом я пропустил во время прогулки по Коломенскому острову, а он стоит внимания. Модерн 1902 года, проект архитектора Соколовского. Последний его владелец — полковник Бобриков. В годы Гражданской войны бился как лев —дважды эвакуировался со своими частями, и дважды возвращался в Крым.

А дом — поистине замечательный. Бюджет явно был скромный, но благодаря нескольким деталям он бросается в глаза.

Декабристов, 46
Декабристов, 46

Щипцы на крыше и своды окон 2-го этажа — в готическом стиле. И, конечно, эркер с балконами со всех сторон. Обратите внимание на решетку в виде то ли паучьей, то ли морской сети.

Декабристов, 46
Декабристов, 46

Через дорогу — концертный зал Мариинки:

Концертный зал Мариинского театра
Концертный зал Мариинского театра

Перед ним — площадка с амфитеатром:

-11

А прямо за забором — стадион «физкультурного» университета им. Лесгафта:

-12

Сейчас тут все чинно и благородно, а 110 лет назад это место было полно смеха, визгов и возгласов с утра до ночи.

Луна-парк Альгамбра

Место по нынешнему адресу Декабристов, 39 — «козырное» еще с XVIII века. Так называемый «Демидов сад» с фейерверками и маскарадами.

Затем — ряд культурно-развлекательных заведений, в том числе театр Веры Комиссаржевской с Всеволодом Мейерхольдом во главе. Ведущий художник-декоратор того времени Леон Бакст трудился над сценическими интерьерами, а архитектор Александр Бернардацци, с которым мы скоро познакомимся поближе, занимался обустройством зала в античном духе.

Театр выглядел так
Театр выглядел так

К слову, Вера Федоровна и жила в Коломне, на углу Английского проспекта и Торговой улицы (ныне Союза Печатников).

Но ничего не вечно под луной. В 1909 Комиссаржевская «расходится во взглядах» с Мейерхольдом, без них площадка моментально теряет популярность. А в 1912 все это пространство выкупает купец первой гильдии Ялышев.

В Петербурге начала XX века было несколько подобных мест: например, «Аквариум» на месте нынешнего Ленфильма или «вилла Роде» в Новой Деревне. Но Альгамбра — вне конкуренции. Это сейчас в луна-парки ходят в основном дети с родителями, а тогда это чисто взрослое развлечение.

На входе возвели ворота с аркой и колоннами:

Луна-парк Альгамбра
Луна-парк Альгамбра

Внутри расположились мюзик-холл, варьете, два кинотеатра, ресторан и аттракционы. «Чертово колесо», «Мельница любви», «Пьяная лестница», «Юмористическая кухня» и другие.

«Горная железная дорога» пользовалась особой популярностью у девушек. Прообраз американских горок с крутыми подъемами и спусками. Посетительницы неистово визжали, мужчины вокруг млели — послушать пассажирок горной железной дороги было отдельным развлечением.

На сцене тетра «Летний фарс» в 1913 году футуристы ставят спектакль по пьесе Маяковского — неслыханное дело, вызвавшее ажиотаж.

Павильон кинотеатра, восстановительный рисунок
Павильон кинотеатра, восстановительный рисунок
Рекламная афиша
Рекламная афиша

А еще тут был «человеческий зоопарк». Правда, без клеток как в Европе, но все же. Из прессы тех лет:

«Гвоздем Луна-парка является «деревня сомалийцев». Словно хорошо вычищенные гуталином, негры блестят под электрическим светом… Здесь в отдельных конурках расположились резчик, булочник, оружейник, сапожник и т.д. Интересны игры негритянской молодёжи с танцами и бросанием копий в цель».

-18

До 1917 — увеселительное пространство в Петербурге №1. После революции все рухнуло. В 1918 сюда вернулся Всеволод Мейерхольд с попыткой возродить драматический театр, но время не особо располагало к высокому искусству. Наконец, в 1933 году ограду бывшего Луна-парка и обветшавший каменный театр разобрали.

Sic transit gloria mundi...

Ну а мы возвращаемся в настоящее и смотрим на противоположную сторону.

Яани Кирик (эстонская церковь во имя св. апостола Иоанна):

Яани Кирик
Яани Кирик

И дом-сказка впереди:

-20

Начало пути

Вот мы и добрались до нужного места. Именно отсюда я начну рассказ о кусочке Английского проспекта и улице Писарева между Декабристов и набережной Мойки в виде трапеции:

Карта местности
Карта местности

В первой части — Английский проспект.

Этот район Коломны — уединенный, и в то же время близко к эпицентру жизни большого города. Не зря его выбирали сильные мира сего. Но обо всем по порядку.

Стартуем от перекрестка улицы Декабристов и Английского проспекта:

-22

Cлева — дом-сказка (точнее, то, что от него осталось). Справа — образцовый дом для рабочих и нуждающегося населения. А между ними — парит Александр Блок.

Дом-сказка

Дом-феномен. Дом-легенда. Поражал своей красотой современников и эпитет «сказка» получил по праву.

Дом-сказка в Петербурге
Дом-сказка в Петербурге

Готика, неорусский стиль и северный модерн — 3 в 1.

Фасады облицованы природным камнем и украшены огромными майоликовыми панно по эскизам Врубеля, а на угловом эркере — скульптура птицы Феникс с 2-метровыми крыльями.

Как они появились? О, это целый архитектурный детектив.

До 1907 года здесь стоял 4-х этажный дом. Примечательный лишь тем, что в нем какое-то время квартировал у своей кузины Петр Ильич Чайковский. И вот участок выкупает Петр Иванович Кольцов. В одних источниках он указан как золотопромышленник, в других — как строительный подрядчик. Скорее всего, занимался и тем, и тем. А еще — гласный городской думы и попечитель народных училищ.

Ни до, ни после доходных домов у Кольцова больше не было. И вот он приглашает Александра Александровича Бернардацци, наследника славной династии зодчих, преподававшего к тому же на женских архитектурных курсах (видимо, и сошлись на почве народного просвещения): «а сделай-ка ты мне, отец родной, дом как у Перцова в Москве».

В том же 1907 году напротив храма Христа Спасителя, на набережной Москвы-реки появился чудо-дом по заказу Петра Николаевича Перцова, видного ж/д инженера.

Дом Перцовых в Москве
Дом Перцовых в Москве

В свою очередь, Перцов загорелся идеей строительства дома из желания перещеголять другого московского предпринимателя. Он побывал в доме Цветкова — в двух шагах, на Пречистенской набережной — и решил: «тоже хочу себе дом с видом на Кремль, но еще лучше цветковского».

К слову, Петр Николаевич — брат Александра Перцова, тоже инженера, построившего себе чуть позже огромный модерновый ЖК в Петербурге на Лиговском проспекте, 44.

Дом Перцова на Лиговском проспекте
Дом Перцова на Лиговском проспекте

Подробнее о нем с историей и фото в статье:

Вот так мужики мерились крутизной. Сейчас тачками, в начале XX века — домами. Как конкретно наш Петр Иванович Кольцов был связан с Перцовыми, и почему именно с их московским домом он захотел «соревноваться» — я так и не раскопал. Полагаю, что пересекались по каким-то делам. Раз у Кольцова были золотые прииски, возможно он хотел протянуть туда железную дорогу, а Перцовы — по этой части специалисты. Но это лишь догадки.

Как бы то ни было, в 1910 году на углу Офицерской улицы (нынешняя Декабристов) и Английского проспекта вырос роскошный дом.

Дом-сказка в Петербурге
Дом-сказка в Петербурге

Бернардации ездил в Москву изучать прототип. Майолику заказали в той же мастерской, а в целом, на мой взгляд, наш дом получился лучше московского. Люди специально приезжали издалека полюбоваться его красотой.

После строительства в нем поселилась прима-балерина Мариинки Анна Павлова, еще множество артистов театра. А вплоть до войны работала балетная школа Александра Кларка.

Партнер и импрессарио Анны Павловой — Виктор Дандре снял для нее за 5 000 рублей в год (примерно 5 000 000 по нынешнему) в доме-сказке роскошную квартиру, оборудовал репетиционный зал. Именно здесь родился ее «умирающий лебедь».

-27

Все пошло прахом, когда Дандре привлекли к суду. Печальная и героическая история одновременно. За подробностями приходите на живую экскурсию.

Пока вернемся к дому.

Он погиб при пожаре зимой 1942. То ли бомба попала, то ли в одной из квартир загорелась печь-буржуйка — показания очевидцев отличаются. В итоге оба роскошных фасада обрушились.

Фото 1943 года
Фото 1943 года

В начале 50-х годов вместо них возвели добротную «сталинку», которую мы сейчас и наблюдаем.

Декабристов, 60
Декабристов, 60

Для сравнения — было / стало:

Дом-сказка в Петербурге
Дом-сказка в Петербурге

Резонный вопрос: почему не восстановили? Иные горячие головы и сейчас предлагают снести сталинку, переселить временно куда-нибудь жильцов, и возвести заново дом-сказку. Делают же неплохие копии, ту же ферму Бенуа, например.

Я не искусствовед, однако, уверен, что проекты такого уровня и такого масштаба не восстанавливаются. Уж лучше дом-сказка останется в памяти тем самым, единственным и неповторимым.

При этом уцелел внутренний корпус.

-31

Вот здесь хорошо заметен стык сталинки с оригиналом:

Понятно, что у внутренней части дома отделка без излишеств, однако она не лишена элегантности благодаря эркерам:

-33
-34

Вот такая арочка в одном из дворов:

Как раз в этом дворе мне удалось попасть в парадную:

-36

Где сохранилась дверь со старинным звонком:

-37

А это световое окно на черной лестнице:

-38

Вот такие следы давно минувших дней.

Дальше мы перейдем к дому напротив, известному своими уникальными парадными, но перед этим — короткая остановка у памятника Блоку.

Памятник Александру Блоку

Поэт жил в двух шагах отсюда: на углу Офицерской и набережной Пряжки.

Декабристов, 57
Декабристов, 57

Почему в такой «глухомани»? На самом деле изучаемый нами сегодня район уникален. Далеко от городского шума, в то же время полчаса неспешным шагом, и вы на Большой Морской. Мариинский театр рядом (творческая интеллигенция во времена Блока ходила в него куда чаще современной). Спокойно и красиво.

В доме №57 по улице Декабристов много лет работает музей Александра Блока. А в начале 2023 в конце аллеи на перекрестке с Английским проспектом появился памятник.

Памятник Александру Блоку
Памятник Александру Блоку

Ох сколько копий сломано вокруг него. Восторг и лютое неприятие с разных сторон.

Взять, хотя бы, то, куда обращено лицо монумента.

Одно мнение: «Поэт поселился в окраинной Коломне, потому что уходил от города, общества, эпохи, с которой не мог себя соотнести, место выбрано неудачно».

Другое мнение: «В фигуре и образе отразились трагический характер замкнутого в себе человека, его одиночество и вместе с тем движение вперед по «тропе поэта». Поэт идет к людям, этим обусловлен и выбор места — в сторону центра города».

Автор проекта Евгений Ротанов «категорически отверг» установку памятника рядом с входом в музей-квартиру и подчеркнул, что эта скульптура создавалась им для конкретно выбранного места, обращенного в сторону центра города.

А уж по поводу «угла наклона» памятника — дискуссии и того хлеще.

Из комментариев на «Фонтанке»
Из комментариев на «Фонтанке»

Как говорится, на ваш суд:

Памятник Александру Блоку в Петербурге
Памятник Александру Блоку в Петербурге

Образцовый дом для нуждающегося населения

Жила-была в Петербурге Аврора Карловна Шернваль, фрейлина и статс-дама императорского двора. Одна из первых петербургских красавиц, встречалась в свете с Пушкиным, Вяземским, а Евгений Баратынский посвятил ей стихи:

Выдь, дохни нам упоеньем,

Соименница зари.

Всех румяным появленьем

Оживи и озари!

Пылкий юноша не сводит

Взоров с милой и порой

Мыслит с тихою тоской:

«Для кого она выводит

Солнце счастья за собой?»

Не зря говорят: не родись красивой... Судьба изрядно потрепала блистательную Аврору. Она пережила обоих мужей и сына, а утешение нашла в благотворительности. Унаследовав огромное состояние первого супруга, Павла Демидова, занялась устройством социальной инфраструктуры его заводов на Урале. А в Петербурге в 1858 основала Общество улучшения помещений для рабочего и нуждающегося населения.

Акционерами этой затеи стали Александр II с женой (позже присоединилась почти вся императорская семья), бароны Штиглиц, Фредерикс, графы Нессельроде и Бобринский, другие громкие фамилии.

Итогом стало возведение в 1862 дома на углу Офицерской и Английского проспекта. Несколько раз его достраивали - перестраивали, это целый ЖК с выходом к Пряжке.

Смотрим его главные фасады:

Английский проспект, 17-19 / Декабристов, 55
Английский проспект, 17-19 / Декабристов, 55
Английский проспект, 17-19 / Декабристов, 55
Английский проспект, 17-19 / Декабристов, 55

Первый образцовый  жилой дом специального назначения насчитывал 98 квартир — 89 для семейных и 9 для одиноких. Здание было оборудовано по последнему слову техники того времени: в каждой квартире смонтированы водопровод и канализация, жильцы могли пользоваться услугами общественной прачечной и ледником.

Первыми жильцами оказались преимущественно мелкие чиновники и служащие, а также обедневшие дворяне (для рядового фабричного рабочего стоимость аренды оказалась неприемлема).

Проект скромный, при этом не без изысков.

Угловой эркер:

-45

А это фасад со стороны проспекта:

-46

Но самое интересное внутри. Таких парадных я еще не видел.

-47

Геометрия необыкновенная:

-48

источник

Перспектива улицы Декабристов от памятника Блоку, именно туда обращен взор поэта:

Улица Декабристов в Петербурге
Улица Декабристов в Петербурге

Поворачиваем налево, на Английский проспект:

Английский проспект
Английский проспект

Особняк Римской-Корсаковой

По правую руку впереди — 2-х этажный дом с вывеской «Кондитерская фабрика».

Английский проспект, 18
Английский проспект, 18

Легендарное производство захватило его уже в наше время (о нем мы поговорим позже), а в справочниках он значится как особняк Римской-Корсаковой. София Карловна — жена подпоручика, а тот, в свою очередь, очевидно, родственник великого композитора (фамилия-то редкая).

Но в историю дом вошел благодаря совсем другим людям.

Младший брат императора Александра II, великий князь Константин Николаевич не в пример многим родственникам женился удачно. Взаимная симпатия с принцессой Саксен-Альтенбургской, в православии Александрой Иосифовной. Он звал ее sunny (солнышко). За 18 лет пара родила 6 детей, казалось, что так всю жизнь и пройдут рука об руку. Пока Константин Николаевич не встретил балерину Анну Кузнецову на 17 лет младше себя (ему на тот момент 39).

Константин Николаевич Романов и Анна Васильевна Кузнецова
Константин Николаевич Романов и Анна Васильевна Кузнецова

Сработала ли схема «седина в бороду...» или «кризис среднего возраста» у мужика настал, кто его знает. Как бы то ни было, Великий князь оставляет семью и открыто живет с Анной Васильевной. Горячо любимую прежде супругу он называет женой «казенной», а новую любовь — «законной», и именно как жену представляет ее в свете. Племянник, император Александр III категорически отказывает в разводе. Так и жили. Пока в 1890 Константина Николаевича не «расшиб» инсульт. Чем все закончилось — я рассказываю на живой экскурсии, а пока вернемся к дому.

Именно этот особнячок по адресу Анлийский проспект, 18 Константин Николаевич подарил любимой Анне, здесь они проводили много времени вместе. Не все там было гладко, мягко говоря, но это отдельная история.

Так вот, уже следующей владелицей дома значится София Карловна Римская-Корсакова, и под ее именем дом вошел в анналы истории.

А в 1893 его покупает Матильда Кшесинская (вот это поворот!), и живет вплоть до переезда на Кронверкский проспект. И именно в это время за ней ухаживает будущий император Николай Александрович, еще не женатый. Вопрос: навещал ли он балерину на Английском проспекте, 18? Все может быть.

Наконец, в 1912 году особняк покупает герцог Александр Георгиевич Лейхтенбергский — перед революцией «один из сильных мира сего». Вот такая судьба у этого невзрачного на первый взгляд домика.

Особняк и кондитерская фабрика Жоржа Бормана

Уже в начале 90-х годов XIX века это крупнейший производитель шоколада + в ассортименте конфеты, бисквиты, марципан, мармелад, какао-поршок, сахар, карамель и другие сладости объемом до 150 000 пудов в год. Дальше больше. В это же время фабрика получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже, стала поставщиком Императорского двора.

На Английский проспект Григорий Николаевич Борман пришел в 1872, выкупив участок под собственный дом и цеха.

Особняк изначально был 2-х этажным, затем надстроили:

Особняк Бормана
Особняк Бормана

Достаточно рядовая эклектика того времени:

Английский проспект, 16
Английский проспект, 16

Производство размещается в глубине участка между проспектом и улицей Писарева (с той стороны мы на него обязательно посмотрим во 2-й части прогулки).

А соседний дом №14 был построен уже в 1896 году (до этого земля пустовала). Его оборудовали под производство.

Английский проспект, 16
Английский проспект, 16

Кстати, компания Бормана первой в России установила торговый автомат — в 1888 на углу Невского проспекта и Надеждинской (ныные Маяковского). Опускаешь монету, получаешь плитку шоколада. Смотреть на чудо техники собиралась толпа.

Упаковка
Упаковка
Упаковка
Упаковка

А еще они провернули гениальный маркетинговый ход — на обратной стороне упаковки размещали инструкции для детей, как сделать интересные штучки и фокусы. Сальто-мортале куриного яйца, например.

-58
-59

Каждый уважающий себя ребенок делится этим с друзьями + «капает на мозг» родителям покупать чудо-конфеты постоянно.

После национализации в 1918 товарищество Бормана переименовали 1-ю государственную конфетно-шоколадную фабрику имени Самойловой, а с 1998 она входит в объединение «Красный октябрь».

Напротив фабрики — очаровательный скверик с фонтаном:

-60

А мы снова обратим внимание на правую сторону проспекта, где нас ждет очередное чудо архитектуры, рожденное по большой любви.

Английский проспект
Английский проспект

Особняк Гильзе ван дер Пальса

Генрих Гильзе ван дер Пальс приехал из Голландии и за 10 лет сделал в Петербурге головокружительную карьеру. В частности, совладелец резиновой фабрики «Треугольник», а еще патрон Русского музыкального общества. К слову, благодаря его содействию Консерватория получила здание на набережной Мойки, где располагается по сей день. А еще Генрих влюбился в дочку ее главы Юлия Иогансена — Лючию. Взаимное чувство, счастливая семья.

Семья Генриха и Лючии Гильзе ван дер Пальс
Семья Генриха и Лючии Гильзе ван дер Пальс

В 1901 году ван дер Пальс заказывает проект особняка родному брату Лючии — архитектору Вильяму Иогансену. Год спустя на свет появилось это чудо в стиле модерн:

Особняк Гильзе ван дер Пальса
Особняк Гильзе ван дер Пальса

Внутри — паровое отопление, лифт. А насколько великолепен фасад:

Особняк Гильзе ван дер Пальса
Особняк Гильзе ван дер Пальса

С какого ракурса его не снимай, восторг и восхищение.

Особняк Гильзе ван дер Пальса
Особняк Гильзе ван дер Пальса

Особенно входной портал:

Особняк Гильзе ван дер Пальса
Особняк Гильзе ван дер Пальса

За оградой — хозяйственные постройки, зимний сад, а еще башенка с голубятней.

Особняк Гильзе ван дер Пальса
Особняк Гильзе ван дер Пальса
Особняк Гильзе ван дер Пальса
Особняк Гильзе ван дер Пальса

Сами ворота — произведение искусства.

Особняк Гильзе ван дер Пальса
Особняк Гильзе ван дер Пальса

Владелец постарался создать здесь кусочек родной Голландии.

-71

источник

Сохранность в целом — вполне себе, бывает и хуже.

Собственно в особняк попасть не так просто, его занимает городской военкомат. Фото из сети:

-72

источник

К несчастью, вскоре после переезда в этот дом, прекрасная Лючия умерла от чахотки.

На камине сохранился ее скульптурный портрет:

-73

источник

Генрих один воспитал детей, больше никогда не женившись. Львиную долю хлопот после смерти матери взяла на себя старшая дочь, тоже Лючия.

На надгробии Лючии ван дер Пальс на Новодевичьем кладбище нет ее имени, но сохранилась надпись «Du brachtest uns nur liebe gyre und frieden». Дословно «Ты принесла нам только тепло и мир».

Вот такая история.

Особняк Папмеля

По соседству с ван дер Пальсом — еще один частный особняк, появившийся здесь на 20 лет раньше. Построен по заказу купца Александра Папмеля. Затем его выкупил совладелец «Треугольника», основатель обувной фабрики «Скороход» Генрих Кирштен, наверняка по рекомендации своего тезки ван дер Пальса (один бизнес).

Особняк Папмеля
Особняк Папмеля

1881 год, одна из ранних работ Виктора Александровича Шретера.

Сейчас в цокольном этаже особняка находится стриптиз-клуб, что еще — данных не нашел (официально указан только клуб).

Интересен двор.

-75
-76

На заборе, отделяющем особняк от военкомата, вот такое творчество:

-77

Ворота:

-78

Через них виден наш следующий герой.

Дом Веретенниковой

Специалисты спорят, модерн это или неоклассика. Налицо признаки обоих стилей, так что сделаем вывод, что это «комбо».

Английский проспект, 3
Английский проспект, 3

Главный фасад — выстроен ступенями.

Так хорошо видно:

Английский проспект, 3
Английский проспект, 3

Владел домом отставной генерал-майор Алексей Веретенников, записавший его, как часто бывало в те годы, на жену (отсюда дом Веретенниковой).

Центральный ризалит хорош:

-81

Здесь и в других случаях его венчают морские раковины:

-82

Декор фасада между 4 и 5 этажом:

-83

В советские годы дом занимали различные учебные учреждения, общежитие, а сейчас — университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича (ранее институт связи). Но в историю он вошел благодаря Распутину. Григорий Ефимович квартировал здесь чуть меньше года с октября 1913 в роскошных апартаментах под №64.

Это был первый «официальный» адрес Распутина в Петербурге. Именно здесь обосновался сонм его почитательниц, а квартира гордо именовалась салоном.

Теперь это учебные классы. Реверанс истории, однако.

Ну а у нас остается последний дом по левой стороне проспекта.

Дом служащих Нового адмиралтейства

На углу с набережной Мойки в 1909 году появился изящный модерн от архитектора Александра Дмитриева.

Фасад со стороны проспекта особо не примечателен:

Английский проспект, 1
Английский проспект, 1

А вот со стороны Мойки уже интереснее:

Английский проспект, 1
Английский проспект, 1

Сейчас в нем расположился НИИ геологии и минеральных ресурсов мирового океана.

На правой стороне проспекта огромный участок занимает дворец Великого князя Алексея Александровича, ныне Дом музыки. Это не просто дворец, а целый комплекс зданий с садом. Давайте в него заглянем.

Дворец Алексея Александровича / Дом музыки

Вернемся чуть назад. Первый на пути — жилой флигель. Сразу за особняком Папмеля:

-86

Предполагаю, что Великий князь использовал его как доходный дом. По некоторым сведениям одно время тут жил убитый в 1902 министр внутренних дел Дмитрий Сипягин.

-87

Зайдем в арку:

-88

Там нас встречает еще один 4-х этажный дом, очевидно достроенный (3 и 4 этажи).

-89

Внизу располагались конюшни.

-90

К ним примыкает бывший конный манеж (сейчас здесь художественные мастерские):

-91

Правее построили детский сад, а за ним видна башенка голубятни Гильзе ван дер Пальса:

-92

А мы идем налево и оказываемся в большом дворе. Впереди виден дворец, на переднем плане — часть манежа.

-93

Позади — еще одна арка.

-94

Если стоять на проспекте лицом к жилому дому, то она — слева (а мы зашли в правую).

-95

Рядом — бывший технический флигель, где располагалась собственная электростанция.

-96

Во дворе к нему примыкает прачечный корпус:

-97

А совсем в глубине — кухонный, который в советские годы перестроили в детский сад:

-98

Одним словом, у Великого князя было в этом месте все, что нужно для жизни.

В сад мы зайдем во время следующий прогулки, со стороны улицы Писарева. А сейчас — снова выйдем на проспект, и обогнем забор.

-99
-100

Со стороны Мойки — у дворца великолепная ограда.

-101
-102

Ворота:

Дом музыки
Дом музыки
-104

За ними — парадный вход во дворец.

Дом музыки
Дом музыки

Что за человек был Алексей Александрович и кто это все создал?

Немного истории

Чем дальше, тем больше я убеждаюсь: родиться в императорской семье — это несчастье. С одной стороны, ты обеспечен с рождения и до конца дней. С другой — ты раб обстоятельств. Не имеешь права самостоятельно выбрать дело жизни и жену / мужа.

Яркий тому пример — младший брат Александра III, великий князь Алексей Александрович.

Семья Александра II — государь сидит в кресле, позади комода стоит Алексей (в галстуке-бабочке), рядом — будущий император Александр III
Семья Александра II — государь сидит в кресле, позади комода стоит Алексей (в галстуке-бабочке), рядом — будущий император Александр III

Еще в детстве дед, имератор Николай I «запихнул» его морфлот, предначертав род занятий — тогда царские отпрыски уже с малолетства «прикреплялись» к армейской службе. Хочешь / не хочешь — никто не спрашивает.

Нелюбимая до чертиков карьера офицера = трагедия русского флота при Цусиме в русско-японскую войну. Собственно сражением великий князь не руководил, но дух разложения и упадничества вполне себе привнес в возглавляемое им ведомство.

Наконец, история его любви с Александрой Васильевной Жуковской (дочерью поэта).

-107

Она уже ждала ребенка от Алексея, когда родители принудительно выперли его в длительное морское путешествие. Ее саму также принудительно выдали замуж за другого человека.

Великий князь умолял в письме мать:

«Мама, ради Бога, не губи меня, не жертвуй своим сыном, прости меня, люби меня, не бросай в ту пропасть, откуда мне не выйти… Ты понимаешь, что такое чувства? Иметь жену, иметь дитя и бросить их. Любить больше всего на свете эту женщину и знать, что она одна, забыта, брошенная всеми, она страдает и ждет с минуты на минуту родов.

А я должен оставаться какой-то тварью, которого называют великим князем и который поэтому должен и может быть по своему положению подлым и гадким человеком. И никто не смеет ему этого сказать. Дай мне лучше надежду. Я не могу так жить, клянусь тебе Богом. Помогите мне, возвратите мне честь и жизнь, она в ваших руках».

Все бесполезно...

Алексею ультимативно запретили встречаться с Александрой Васильевной и родившимся сыном.

-108

Спустя несколько лет он нашел «утешение» с Зинаидой Богарне, женой герцога Евгения Лейхтенбергского. В итоге они образовали дружную семью «на троих», превратив свою жизнь в бесконечный сабантуй. Во дворце на Мойке постоянно сменялись кутежи с обильными возлияниями, мальчишники, балы и рауты.

Первой не выдержала Зинаида, скончавшаяся в 40+. Алексей Александрович ушел в 58 лет. За год до смерти он пишет в дневнике: «Скоро пора и честь знать! Довольно, давно довольно! Слишком много горя, гадости и грусти вижу я кругом себя».

Можно возразить: ты же мужик, возьми себя в руки, в жизни и страшнее вещи случаются. Но когда на кону стоит положение и состояние, и ты вписан в жесточашие рамки... Не оправдываю, но и не осуждаю.

А дворец, известный сейчас как Дом музыки, появился по заказу Великого князя в 1885 году. Архитектор Максимилиан Месмахер (он же и музей академии Штиглица проектировал) создал шедевр на века.

Вид со стороны сада.

-109

Отсюда мы в следующий раз и продолжим прогулку по удивительному району Коломны. Это будет соседняя улица Писарева, где таится еще много интересных историй — по ссылке ниже.

До встречи и хороших вам прогулок!

P.S. Благодарность принимаю любым из способов:

а) борзыми щенками

б) лайками и комментариями

в) на карту Сбера 4279 3806 7590 1724 (Александр Машкарев).

P.P.S. На живую экскурсию по этому маршруту можно записаться в личке в Telegram.