Ну не согласен я с Николаем Васильевичем Гоголем, утверждавшим, что в Коломне тоска и упадок. В некой уединенности этого места есть свой шарм. Со времен писателя прошло почти 200 лет, а он остался. Про архитектуру вообще молчу. Сколько неожиданных открытий ожидало меня в Коломне — уму непостижимо.
Как добраться
Стартуем у знаменитого Семимостья, а именно — у Пикалова моста. Пешком от Сенной площади — 15 минут. Либо на транспорте оттуда же добраться.
Коломна — большая. Об ее южной части, Покровском острове я писал в статье:
А сейчас мы идем на прогулку по Коломенскому острову. Итак, стартуем от Пикалова моста:
И идем вдоль набережной канала Грибоедова. Впереди — Могилевский мост и Свято-Исидоровский храм.
Вот они ближе:
Но перед тем, как перейти на тот берег, подойдем к строению с аркой по левую руку.
На самом деле это два здания — некогда присоединили ЛенПромСтройПроект (левая часть на фото) к жилому дому (справа). Как таковые они ничем не примечательны, но геометрия арки — сумасшедшая.
Вид с Могилевского моста в направлении нашего движения. Слева — Покровский остров, справа — Коломенский, куда мы идем:
Рядом с мостом — бывшие казармы Морского Гврдейского экипажа. Не знаю, по какому почину сделали эту надпись, но в душу запало. Более того, она стала лейтмотивом всей прогулки.
Свято-Исидоровский храм, слава Богу, живет и здравствует. Исторически он принадлежал эстонской общине Коломны, которая насчитывала на рубеже XIX-XX веков 21 000 человек. Позже, на улице Декабристов мы увидим эстонскую лютеранскую кирху, а пока — православный храм:
За ним поворачиваем налево, на проспект Римского-Корсакова:
Где нас ждет первый на пути модерн. Доходный дом по проекту Леона Богусского:
Дальше вдоль набережной начинается Исидоровский сквер:
Вид в обратную сторону:
А ближе к следующему — Аларчину мосту вот так:
На противоположной стороне — великолепная троица. Дома Батуева, Веретенникова и Любищевой. Последний особенно хорош, неоренессанс 1914 года от Ипполита Претро (на фото справа).
А дом Батуева известен сейчас благодаря парадной:
Вид с Аларчина моста:
Ну а мы поворачиваем на Мастерскую улицу. На углу — эклектика от архитектора Николая Гребенки.
Перспектива Мастерской улицы:
Через 100 метров доходим до улицы Союза Печатников — перекресток венчает костел святого Станислава.
Поворачиваем налево и выходим к ключевому месту в Коломне. В народе его называют «Квадрат» из-за соответствующей формы.
Раньше на этом месте стоял храм во имя Воскресения Христова:
Сейчас это сквер с памятным крестом в центре:
Место душевное.
С западной стороны выглядывает дом-замок:
Собственный доходный дом архитектора Владимира Кондратьева появился здесь в 1913. Внешне — ноль декора, при этом дом завораживает.
Аж 7 этажей + мансарда. К слову, внутри все очень бюджетно в отношении планировок, интерьера и инфраструктуры — дом по сути изначально был большой коммуналкой для рабочих Адмиралтейской верфи и мелких служащих.
Несмотря ни на что, он притягивает. Не побоюсь этого слова, доминанта района.
Дальше мы заглянем на улицу героя войны Володи Ермака, где спрятался дом по проекту другого Владимира — Смирнова. Модерн 1913 года.
В предыдущей статье я показывал роскошный дом по его же проекту на Петроградской стороне (Введенская, 7).
И вот неожиданно — в Коломне. Сейчас дом выглядит по-сиротски неухоженно, но посмотрите на декор эркера:
Ныряем в арку дома. Во дворе:
Башенка дома Кондратьева выглядывает из-за деревьев:
Через проходной двор выходим на улицу Псковскую, по которой и продолжим движение.
Улочка в высшей степени уютная. Пройтись здесь майским вечером — одно удовольствие.
В этом пасторальном уголке притаился доходный дом Балаева по проекту Сергея Баниге, модерн 1910 года рождения.
С виду он не настолько впечатляет. Разве что оформление парадного входа.
Но самое поразительное внутри. Печь с саламандрами и чертополохом, уникальная в Петербурге:
Псковская улица выводит нас прямо к Кораблестроительному институту:
А от него рукой подать до Старо-Калинкина моста и акватории Адмиралтейской верфи.
В мае во время заката — это просто песня.
И сам мост:
И то, какие виды с него открываются:
Рядом с мостом — площадь Репина со сквером.
Место и живописное, и интересное. За деревьями — бывший съезжий дом с пожарной частью в том числе:
Вот она ближе:
Верстовой столб на перекрестке установлен по проекту на абы кого, а Валлен-Деламота, одного из мэтров эпохи классицизма:
Слева от пожарной части (ныне здесь Университет МВД) — бывший доходный дом Григорьева, где целых 12 лет прожил Илья Ефимович Репин. Поэтому площадь и носит его имя.
Дом любопытен и в плане формы, и в плане внешнего декора.
Трамвайное кольцо:
А мы возвращаемся обратно мимо Кораблестроительного института и идем до конца Лоцманской улицы:
Там нас ждет река Пряжка, тихая и скромная.
Вдоль набережной высадили аллею каштанов:
Буквально через 100 метров — культурный шок. Не перестаю удивляться этому городу. Вот ка-а-а-к — идешь себе в милом захолустье, и тут...
Дом Шредер
На углу набережной Пряжки и улицы Володи Ермака (сейчас мы с другой ее стороны) — в полном смысле на меня выскакивает дом Шредер. Как я потом выяснил, дом только что отреставрировали, так что наблюдаем его восстановленный облик.
Дом принадлежал супруге известного скульптора Ивана Шредера. Модерн 1900 года изначально, несколько лет спустя фасад дополнен декором, в том числе, двумя женскими бюстами в торце:
Возможно к их созданию причастен сам Шредер (скульптор, все-таки), и, возможно, так он увековечил свою супругу (но кто тогда вторая женщина?). Если что-то об этом знаете, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Фасад со стороны набережной Пряжки:
Фасад со стороны улицы Ермака:
Обратите внимание на оконные карнизы в центре:
Перспектива улицы:
На другом конце — дом Кондратьева.
А мы идем дальше по набережной Пряжки к дому Блока — он совсем рядом, на углу с улицей Декабристов.
Поэт жил здесь последовательно в двух квартирах, с 1912 до смерти в 1921 году. В одной их них сейчас его музей. А в конце аллеи по улице Декабристов — памятник.
Вот он:
Это не искажение на фотографии, фигура поэта действительно наклонена как Пизанская башня.
Перспектива от этой точки:
А по правую руку от Блока — главное чудо Коломны, к сожалению, утраченное. Но обо всем по порядку — что оно из себя представляло и что здесь сейчас.
Дом-сказка
Жил да был в Петербурге Петр Иванович Кольцов. Занимался по мелочи золотишком (акционер нескольких приисков), дружил с Львом Толстым, избран гласным Городской думы, при этом в некоторых источниках утверждают, что на самом деле он поднялся на строительном подряде по госзаказу. Я думаю, было и так, и так.
И вот Петр Иванович загорелся построить доходный дом подобно владению Перцовых в Москве:
Для амбициозной задачи Кольцов нанимает ученика Бенуа, Александра Бернардацци. Вот что получилось в итоге в 1910 году:
На citywalls о нем пишут так:
«Здание поражало своеобразием архитектурных деталей и броской красотой: окна и балконы причудливой формы, красивая угловая башня, облицовка стен природным камнем и огромными майоликовыми панно, выполненными по эскизам Михаила Врубеля. Угловой эркер дома завершался изображением птицы Феникс. Скульптурные украшения фасадов и Феникс с двухметровыми крыльями были изготовлены петербургским ваятелем бароном К. К. Рауш фон Траубенбергом».
Фото в цвете:
В доме жили и Кольцов, и Бернардации, а также знаменитая балерина Анна Павлова. Не только она, а вообще артисты Мариинского театра полюбили «дом-сказку» — так его прозвали в народе совершенно по праву.
Несчастье пришло зимой 1942 года. Показания разнятся. То ли зажигательная бомба попала, то ли печь загорелась. Как бы то ни было, дом-сказку объял гигантский пожар. Несколько дней обессиленные от голода жители вместе с пожарными боролись с огнем, протягивая шланги к проруби во льду реки Пряжки. Удалось отстоять лишь дворовую часть жилого здания, украшенный мозаикой фасад рухнул.
После войны решили не восстанавливать дом в прежнем виде (это было практически невозможно), а построить на его месте новый.
Сейчас это добротная «сталинка»:
На другой стороне Английского проспекта рядом — любопытный модерн 1903 года от Николая Дрягина. Одно время здесь квартировали Вацлав Нижинский и Владимир Каппель (лидер белого движения в Сибири в годы Гражданской войны).
Центральная часть фасада:
А мы идем дальше по улице Декабристов, и следующая остановка — у Яани Кирик, эстонской церкви св. апостола Иоанна.
Яани Кирик
Точнее, это целый комплекс. Сначала появились в 1860 собственно храм с домом причта справа, а 30 лет спустя — доходный дом со школой и приютом во дворе (на фото слева).
Храм — в центре внимания:
Дуэт с домом причта:
Доходный дом:
И снова храм:
На противоположной стороне — концертный зал Мариинского театра:
Вот с такой площадкой рядом:
Дальше мы поворачиваем на Лермонтовский проспект, где в самом начале нас встречает синагога.
В Петербурге одинаково хорошо удаются храмы всех конфессий. Большая Хоральная синагога — не исключение.
Самая большая в России и вторая по величине в Европе.
На углу с улицей Союза Печатников — доходный дом Николая Печаткина (какое совпадение по именам). Последнее творение в России мастера модерна Павла Мульханова — закончили дом уже во время войны, в 1915 году.
В сумерках он особенно величественен:
Здесь Павел Михайлович отошел от модерна в пользу классических форм.
При этом не поскупился на декор. Изюминка дома — сфинксы на крыше. Один встречает восход, другой — закат.
Парадный вход — один. И какой!
Угловой эркер:
А у нас остается последний герой — доходный дом Бориса Печаткина (по-видимому, брата Николая). Тоже 1915 года рождения, архитектор Алексеев.
Подходим к Могилевскому мосту:
Вид на канал Грибоедова:
Морской Гвардейский экипаж:
Еще раз зайдем в арку на углу Лермонтовского и канала Грибоедова.
Какой, все-таки, вид отсюда:
На этом мы и остановимся.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии.