Музыка здесь звучит часто. От хоралов Баха до рок-хитов. Это накладывает свой отпечаток на атмосферу района в целом: легко и празднично одновременно. Под стать и архитектура: словно музыка в камне. Модерн, эклектика, неоготика... Даже фабричные корпуса тут элегантны.
В пути будет и новая история большой и чистой любви. Как без нее) Итак, вперед!
Это продолжение нашего путешествия. В прошлый раз мы исследовали участок Английского проспекта от улицы Декабристов до набережной Мойки.
Начало:
Сегодня гуляем по улице Писарева.
Как добраться
Проще всего стартовать от Семимостья. А именно — от Пикалова моста в сторону Могилевского вдоль набережной канала Грибоедова:
Переходим Могилевский мост.
Вид в одну сторону:
И в другую:
Дальше — по Лермонтовскому проспекту до улицы Декабристов. Затем — налево, и буквально через 220 метров мы на месте. Отсюда и начнем:
Яани Кирик
На фото выше мы видели православный храм эстонской общины Петербурга в честь св. Исидора. А это — лютеранский, родившийся в 1860 в честь св. апостола Иоанна. Причем, это целый комплекс. Справа — дом причта, построен вместе с кирхой. А слева — полвека спустя вырос доходный дом в стиле модерн.
Заглянем внутрь.
Декор и витражи в парадных доходного дома:
Ну а в храме вместе с богослужениями регулярно идут концерты. Репертуар — от классики до «Призрака оперы». Особый шик — исполнение при свечах:
И со световыми проекциями на сцене:
Концертный зал Мариинского театра
Через дорогу от Яани Кирик — уже полноценная концертная площадка.
Изначально — это Декорационный магазин и зал дирекции Императорских театров. Проект мэтра кирпичного стиля Виктора Шретера.
Посмотрите, как он перекликается с кирхой:
В 2003 здание почти полностью выгорело. А уже в 2007 по проекту француза Ксавье Фабра возвели то, что мы видим. Сохранился лицевой фасад и 4 из 5 пролетов боковых фасадов бывшего декорационного зала.
Новая часть здания примыкает с восточной стороны:
Внутри:
Объем работ проделан колоссальный.
Дизайном интерьеров занимался Михаил Шемякин.
Главная лестница:
Вход в фойе второго этажа:
Напротив Мариинки — сквер Елены Образцовой с сиренью, высаженной в ее честь:
На небе — своя постановка:
Чтобы сделать это фото, пришлось забраться на забор:
Перспектива улицы Писарева:
Дома с башенками так и манят, но сначала остановимся у дома Гиршовича следом за сквером.
Борис Ионович Гиршович строил много. В том числе для себя. Его доходные дома разбросаны по всему Петербургу. В том числе в Коломне. Крошечный участок, выданный под застройку в 1900 году, он блестяще освоил в стиле французского ренессанса.
За ним начинаются корпуса кондитерской фабрики Жоржа Бормана (ныне фабрика им. Самойловой, входит в объединение «Красный октябрь»). Парадную ее часть с заводоуправлением я показывал в предыдущей статье, а сейчас — рабочую.
Не перестаю восхищаться производственной архитектурой Петербурга. Казалось бы, зачем украшать фасад цеха. А вот, поди ж ты:
Фабричная труба:
Еще один архитектор помимо Гиршовича «отметился» здесь доходным домом по собственному проекту. Да не одним, а двумя! Михаил Александрович Евментьев. Это его «близнецы» с башнями на правой стороне после концертного зала:
Точнее, Михаил Александрович строил по заказу своего батюшки, владельца кирпичного завода в Уткиной заводи Александра Евментьева. Но гешефт свой наверняка имел. Как бы то ни было, получилась отменная эклектика 1902 года рождения:
Не один, а два дома, практически идентичных:
В парадной левого дома:
И правого:
Очевидно, жильцы здесь любят искусство)
Рядом с доходными домами — особняк их бывшего владельца:
Теперь здесь детский сад:
Чуть поодаль на этой же стороне — еще одна вотчина подрастающего поколения. До недавнего времени — детский дом, ныне — дом детского творчества «У Вознесенского моста»:
Как вы догадываетесь, это тоже бывший особняк. Принадлежал полковнику Козлянинову. По проекту не абы кого, а известного нам Виктора Шретера в тандеме с Александром фон Гогеном. Ничего не скажешь, звездный дуэт.
Самое интересное, что в глубине участка стоит 5-этажный доходный дом того же полковника. На сей раз по проекту Георгия Хржонстовского.
Выглядит все это a-la ансамбль на парижских холмах:
И для полного счастья рядом с особняком доблестный слуга отечества выстроил еще один доходный дом. Стиль модерн, Александр фон Гоген.
Арка — не простая, а с секретом. К ней мы еще вернемся.
Пока идем дальше, где нас ждет так называемый Запасной дом великого князя Павла Александровича, брата императора Александра III.
Домишко, надо сказать, так себе, ибо имел предназначение чисто служебное —
для челяди великого князя. Сам он жил в великолепном особняке на Английской набережной, принадлежавшем изначально барону Штиглицу.
В предыдущей статье я рассказал о любовных перепитиях дяди Павла Александровича — Константина, а также его брата — Алексея, до дворца которого мы скоро дойдем. А пока, раз уж я упомянул это имя, вот вам история.
Павел Александрович Романов
Жил – не тужил, пока во время родов не ушла в мир иной его любимая жена Саша. До этого уже появилась на свет дочь Мария, а плод несчастного случая — сын Дмитрий. О нем мы еще вспомним, пока вернемся к великому князю.
Павел Александрович — младший сын Александра II. На семейном фото он слева:
В юности знакомые считали его дамским угодником, но ни в одной грязной истории Павел не был замечен. Женился на греческой принцессе Александре. Взаимное чувство, счастливая семья.
Поэт Афанасий Фет даже посвятил им стихотворение:
Кто сердце девы молодой
Впервые трепетать заставил?
Не ты ли, витязь удалой,
Красавец, царский конник, Павел?
Созданий сказочных мечту
Твоя избранница затмила,
Трех поколений красоту
Дочь королевы совместила…
И вот беда...
Через два года великий князь знакомится с Ольгой фон Пистолькорс, женой генерала, приближенного его брата Владимира.
И тут у Павла Александровича «сносит крышу». На замужество дамы сердца в таких случаях не обращали внимание, так что не удивляемся.
Злые языки поговаривают, что на самом деле это хитроумная операция Ольги Валериановны по поимке в свои сети родовитого вдовца. Быть женой генерала — почетно, а женой великого князя — еще круче.
Свечку не держал, сказать тут ничего не могу. Как бы то ни было, Ольга рожает ребенка от великого князя и Эрих фон Пистолькорс дает ей развод. При этом пожениться с Павлом Александровичем официально не удается. Николай II категорически против.
Тогда пара уезжает в Италию, где и сочетается браком в 1902. Император в гневе наказывает дядю пожизненным изгнанием, снятием со всех постов и должностей и лишением доходов. Благо, в кубышке были накопления, что позволило безбедно жить в Европе. За это время у Павла и Ольги родилось еще двое детей.
Дети от первого брака остаются в России. Имераторская семья берет их «под крыло» (фактически отбирает), не хватало, мол, «правильным» детям царской крови жить с «неправильными».
В 1908 Николай II сменяет гнев на милость и позволяет Павлу с Ольгой вернуться в Петербург. Позже Ольга Валериановна получит титул княгини Палей. Ну а полное воссоединение семьи с детьми произошло только в 1915.
К слову о детях.
Дмитрий Павлович, сын от первого брака — тот самый, что накануне 1917 вместе с Феликсом Юсуповым убил Распутина.
Владимир Павлович Палей, сын от второго брака — подающий надежды поэт. В 1918 убит в Алапаевске вместе с тетей Елизаветой Федоровной и тремя наследниками из ветви Константиновичей. Причислен к лику священномучеников.
Говорят, что сам всесильный начальник Петроградской ЧК Моисей Урицкий предлагал Володе письменно отречься от отца. Тот отказался.
Канонизирован и Павел Александрович, убитый в январе 1919 вместе тремя двоюродными братьями в Петропавловской крепости.
Из воспоминаний Ольги Палей:
«Один старый тюремный служитель, видевший казнь, рассказал… В три ночи солдаты вывели их голыми по пояс и провели на территорию Монетного двора, где у крепостной стены напротив собора была вырыта общая могила, в которой уже лежали тринадцать трупов. Поставили князей на краю и открыли по ним стрельбу. За миг до этого великий князь Павел произнес громко:
— Господи, прости им, ибо не знают, что делают».
Сама Ольга Валериановна спаслась. Той же зимой с дочерьми она бежала в Финляндию, оттуда в Париж. Младшая дочь Наталья впоследствии стала всемирно известной актрисой и моделью. В разные годы — возлюбленная Жана Кокто, Антуана де Сент-Экзюпери и Эриха Мария Ремарка.
Вот такая история...
Алексеевский сад
А мы тем временем смотрим на левую сторону улицы Писарева, где раскинулся сад при дворце старшего брата Павла Романова, Алексея Александровича, ныне это Дом музыки.
Здесь одинаково хорошо и в отдалении от дворца:
И поблизости, где бьет фонтан:
На мой взгляд, обратная сторона самого дворца выглядит симпатичнее, чем парадная со стороны Мойки:
О прошлом дворца и его обитателях мы поговорили в прошлый раз. Сегодня — о настоящем.
Дом Музыки
Здесь круглый год проходят концерты и мастер-классы (по игре на фортепиано и виолончели, например, в бОльшей степени для молодых солистов). И это не просто занятия, а уроки ведущих музыкантов планеты.
Все это в Английском зале, интерьер которого проектировал архитектор дворца Максимилиан Месмахер. К счастью, он сохранен почти на 100%.
А это главный парадный вход во дворец:
Столовая:
Кабинет великого князя:
А мы идем дальше, снова смотрим на правую сторону улицы Писарева. Четырехэтажное здание с цоколем — это фасад дворового корпуса доходного дома Виктора Шретера.
Про доходный дом чуть позже, пока — про собственный.
Особняк Шретера
Как только его не называют — и «масонский особняк», и «дом-ларец», и «кирпичный замок». Подходим к нему со стороны Писарева:
А это вид с Храповицкого моста во всей красе:
Виктор Александрович Шретер был на момент появления на свет особняка в зените славы. Звезда кирпичного стиля и неоготики — сколько шедевров в Петербурге родилось благодаря ему. Взять, хотя бы, Декорационный зал на этой же улице (см. начало статьи).
52 года, 8 детей. Отсюда горячее желание построить дом для семьи. Родовое гнездо.
Получилось отменно:
Фото начала XX века:
Циркуль и треугольник под балконом — на самом деле, никакие не масонские, а знаки профессии архитектора:
Семья Шретер покинула Россию в 1917. В советские годы здесь устроили коммуналки, а сейчас судьба дома вообще неясна. Он находится в частных руках, владелец много лет никак не может его продать.
Граффити на двери со стороны Писарева весьма символично:
Больше повезло доходному дому архитектора, построенному по соседству в 1899. В целом он жив-здоров. Вид с моста в паре с особняком:
Уникальная особенность дома — семь стрельчатых эркеров на главном фасаде:
А это дворовой корпус:
Если же зайти в арку дома со стороны Мойки, то в глубине мы найдем потрясающий артефакт, о котором мало кто знает.
Но обо всем по порядку.
Дуб Потемкина
Сейчас это владения университета имени Лесгафта, а в конце XVIII века участок принадлежал светлейшему князю Потемкину. После покорения Крыма он устроил свидание с Екатериной II под дубом на мысе Ай-Тодор. Императрица потом с ностальгией вспоминала об этой встрече в переписке с Григорием Александровичем. На тот момент они давно не вместе, ей 60... но настоящая любовь не стареет.
И вот через два года после крымской встречи Потемкин повелевает перевезти тот самый дуб в Петербург. Представляете этот процесс при логистике в то время? Дуб выжил. Более того, он прижился в имении князя! Дальше он приглашает Екатерину на свидание. Догадываетесь, куда)?
Сказать, что Екатерина была поражена — ничего не сказать. Это как звезду с неба достать для любимой женщины.
Если повезет, можно «уболтать» охранника университета и подойти к дубу вплотную.
Либо посмотреть издалека.
Для этого заходим в арку доходного дома Шретера на Мойке (см. фото выше). Либо в арку доходного дома Козлянинова со стороны Писарева:
В глубине находим кирпичную стену с граффити, за ней видна крона «потемкинского» дуба:
Здесь мы и остановимся.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Благодарность принимаю любым из способов:
а) борзыми щенками
б) лайками и комментариями
в) на карту Сбера 4279 3806 7590 1724 (Александр Машкарев).
P.P.S. На живую экскурсию по этому маршруту можно записаться в личке в Telegram.