Найти тему
Дом Римеоры

О математике в гуманитарных науках

Такую картину Kandinsky 3.1 нарисовал мне по запросу "Homo economicus". Никакого человека тут нет, но внушает.
Такую картину Kandinsky 3.1 нарисовал мне по запросу "Homo economicus". Никакого человека тут нет, но внушает.

В последнее время мне часто делают замечания, что мои писания недостаточно математически обоснованны. Пишут так:

-2

Или так:

-3

И даже вот так:

-4

Второй комментарий, по правде говоря, имел отношение не к моей работе, но тема та же.

Конечно, я в душе гуманитарий, и у меня лапки. Но моё подозрительное отношение к математизации гуманитарных дисциплин имеет и более глубокие причины. Постараюсь их здесь изложить.

Попытки математически описать окружающий мир предпринимались с самого открытия чарующего царства математики Пифагором. После прорывной (и крайне нетривиальной) работы Ньютона союз физики и математики стал нерушимым. Постепенно необходимость математических методов осознавалась в химии, геологии, биологии, географии, военном деле. И к середине XIX резонно стал вопрос: а не применить ли это чудесное средство к человеку?

Получилось по-разному. В анатомии и физиологии математические методы показали себя прекрасно, однако проблемы медицины это всё равно не решило (напишу об этом как-нибудь потом). Математическая история (клиометрия) смогла выявить некоторые неочевидное причины исторических процессов, но остаётся дисциплиной скорее маргинальной. Экономическая теория математизировалась по самое не могу, при этом кризисы и биржевые обвалы никуда не делись. Социология замечательно предсказывает предпочтения общества, пока не влетает какой-нибудь внезапный Трамп и не портит всю картину. И только старый мудрый Нассим Талеб смотрит на это со стороны и авторитетно заявляет, что не следует путать риск и неопределённость.

Так почему начались проблемы? Ведь так хорошо всё начиналось! На мой взгляд, этому могут быть несколько причин.

Главная из них — возможная несводимость социальной реальности к математике.

Согласно современному научному мировоззрению всё сущее можно отразить математически. А если у нас не получается, значит либо модель неправильная, либо вычислительной мощности не хватило. Однако именно в отношении человека мы сталкиваемся с сущностью, которая принципиально ограничивает нашу способность к моделированию и предсказанию. Я говорю о свободе воли.

Исследователи обычно выбирают один из трёх подходов к этой проблеме:

  • Никакой свободы воли нет; это иллюзия.

Ну ок, однако чтобы промоделировать так называемый свободный выбор в рамках данного подхода, нужны вычислительные мощности, которых у нас не было, нет и не будет. Придётся работать с человеком по старинке как со свободным существом.

  • Свобода воли — это макроскопический квантовый эффект.

Интересный подход, но я нигде не видел объяснения, как это работает.

  • Проявления воли многих людей взаимно погашаются, а результирующий эффект можно изучать статистическими методами.

Собственно, практические экономисты и социологи и работают, исходя из этого. Однако данный подход игнорирует "социальные волны": масштабные действия больших коллективов, когда они словно обладают единой волей. А такие явления случаются.

Кроме того, численности некоторых изучаемых сущностей явно не хватает для использования статистических методов. Можно с их помощью проводить опросы общественного мнения, но попробуйте создать так теорию модернизации, если стран в мире около 200, а ещё сто лет назад их число едва достигало 50. Тут поневоле придётся снизойти до "коллекционирования марок".

Это я рассказал о сравнительно честных подходах к проблеме. Но есть и один бесчестный, скрывающийся под почтенным словом "моделирование". Известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Роберт Лукас писал:

Вот, что я называю «механикой» экономического развития – построение механического, искусственного мира, населённого взаимодействующими роботами, которых обычно изучает экономическая теория; такого, чтобы он демонстрировал поведение в общих чертах похожее на поведение реального мира.
Lucas R.E. On the mechanics of economic development // Journal of Monetary Economics. – 1988. – Vol. 22, issue 1. – C. 5.
R2, слышал? Оказывается, мы с тобой люди! Лукас ерунды не скажет.
R2, слышал? Оказывается, мы с тобой люди! Лукас ерунды не скажет.

Экономисты, психологи, социологи и многая прочая, начиная теоретические исследования, строят модель человека, отсекая от живых человеков, данных нам в ощущении, всё лишнее. И было бы нормально, если с бы с этим инструментом обращались правильно. То есть подробно расписывали область применения выбранных моделей. Но пишут такое редко, а когда пишут — обычно не читают.

Но свобода воли — это полбеды. Ведь эти неправильные роботы ещё и исследования про себя читают! И применяют прочитанное. К чему приводят возникающие петли обратной связи, известно каждому, кто работал с регулированием чего бы то ни было. Возьмём мою профессиональную сферу — стандарты МСФО. Посмотрите что там происходит в последние десятилетия: нормы становятся подробнее и изощрённее, краткие инструкции превращаются в пространные нечитаемые талмуды, но схемотехники всё равно на шаг впереди.

Как я писал ранее, гуманитарные науки отличаются от естественных наличием непосредственной и тесной обратной связи между процессом исследования и исследуемой реальностью. Чтобы построить действительно точную науку о человеке и обществе эту связь надо разорвать. Как писал мудрый Азимов, психоистория работает только тогда, когда опекаемое общество ничего не знает о психоистории. Вот когда добьются такой степени секретности, тогда гуманитарные науки станут глубоко математизированными, а их предсказания станут устойчиво выполняться. Но мы об этом уже ничего не узнаем.