Общая осведомлённость о мире (ОО) – это своего рода «цепкость интеллекта», способность постоянно удерживать, сохранять различную, связанную с фактами информацию, иногда прямо и не относящуюся к учёбе. Такой ребёнок интересуется многим из того, чего большинство окружающих вообще не замечает. Он не запоминает это специально, а лишь обращает внимание (для себя) на разные новые сведения и факты. У него также имеются свои собственные методы для разложения «по полочкам» материала в своей голове, который, на первый взгляд, не поддаётся обычным классификациям.
Причины слабого ОО у ребёнка:
- не особо интересуется фактами о мире и культурном наследии людей;
- чаще всего уделяет внимание только некоторым областям (например, рисованию, музыке и пр.) или просто любимым занятиям (прогулкам, «сидению» в телефоне, «ничегонеделанию» и т. д.), а все остальные сферы остаются им не затронуты;
- мало либо не особо осмысленно читает, если вообще читает.
Последствия слабого ОО
Трудности в учёбе будут возникать, в основном, по таким предметам, как история, обществознание и география. Дело в том, что содержание учебников по данным дисциплинам не самодостаточно. А значит, подразумевает поиск дополнительного материала в других источниках. Учитывая, что значительное количество современных школьников мало читает качественную информацию о происходящем в мире, а также особо не интересуется художественной литературой, – они не могут в полной мере разобраться в сути «пространных» дисциплин.
Проблема заключается ещё и в том, что ребёнок и сам не просит каких-либо разъяснений по указанным дисциплинам, т. к. не может сложить весь полученный материал в единое целое и сделать соответствующие выводы: что понял, а чего не хватает для полной картины. Плюс ко всему из-за этого школьник не всегда правильно понимает как термины, так и общие описания каких-то событий. В связи с чем он просто начинает испытывать скуку на уроке.
«Пробелы» в его знаниях есть только в конкретных темах, поэтому сразу могут быть не заметны, особенно если его не спросили в «неподходящий» момент. Тем не менее, со временем неприязнь к отдельным дисциплинам постепенно будет увеличиваться, т. к. ребёнок их до конца не понимает.
Как повысить у ребёнка общую осведомлённость о мире
1. Наблюдайте вместе с ним за окружающей природой. Будьте настоящими её ценителями: почаще выходите вместе с ребёнком гулять и следите за восходами и закатами; изучайте виды деревьев, наблюдайте за различными животными. Обращайте внимание школьника на явления, происходящие вокруг: «Ты посмотри, какая красота! Как необычно колышутся на ветру эти деревья и блестят на солнце их ветви после дождя! А ведь многие проходят мимо, не замечая всего этого». Повторяя подобные фразы, вы научите ребёнка ценить каждый миг, каждое утро, каждый луч солнца, каждое дуновение ветра. А значит, воспитаете в нём неподдельный интерес к окружающему миру.
2. Задавайте вопросы школьнику об окружающем мире: о природе, людях, интересных изобретениях и т. п. Давайте ему возможность высказать свою точку зрения. Если ребёнок будет путаться в своих ответах или вы заметите пробелы в его знаниях, заведите привычку вести с ним диалог – это позволит ему узнать другое мнение и попытаться понять, кто более близок к истине. Если не осуждать школьника за незнание каких-то фактов, а потихоньку его направлять, тем самым подталкивая к новым знаниям, с каждым разом он будет давать всё более чёткие ответы и стремиться уже самостоятельно узнавать много интересного о мире.
3. Дарите ребёнку различные энциклопедии и другие книги с множеством необычных фактов. Но не бросайте его один на один с таким большим объёмом информации – будьте своему ребёнку другом и соратником в изучении такого интересного мира.
4. Ролевые познавательные игры. Когда проводите совместное со школьником время, постарайтесь добавить элементы веселья и игры. Вне зависимости от того, где вы находитесь, всегда можно превратиться в кладоискателей (вместе работаете на даче), маляров (когда дома делаете ремонт), туристов (вышли на прогулку), кулинаров (при совместной готовке ужина) или водителей (поездка всей семьёй на машине). Не ограничивайте свою фантазию: чем разнообразнее будут ваши игры, тем быстрее и активнее начнёт происходить развитие ребёнка. А ещё это очень хороший способ без лишней нервотрёпки и скандалов научить его определённым обязанностям (уборке, готовке, починке вещей и т. п.).
5. Путешествуйте. Путешествия – это прекрасный способ показать ребёнку другой мир, интересных людей и новую культуру. В разных местах и странах нет того, что мы привыкли видеть каждый день дома, а значит, школьника ждут новые ощущения, впечатления и радостные чувства. Причём путешествие не обязательно должно быть в какое-то далёкое государство – подойдёт и просто другой город. К тому же, музеи, выставки, зоопарки, кино – это тоже своеобразные виды путешествий.
Погода или финансовые средства не позволяют выйти из дома? Не беда. Отправляйтесь в путешествие по картинкам, видеороликам и фотографиям уже прошедших выставок и мероприятий (интернетом пользуются многие + помните об энциклопедиях). Рассказывайте ребёнку всё, что знаете сами, или узнавайте вместе с ним об интересных фактах, местах и событиях по всему миру. Поверьте, это очень увлекательно – стоит только начать...
Успехов вам в ваших совместных занятиях и увлечениях!
Опора на сайты: