Наверное, многим известна дочь Ивана Третьего и Софьи Палеолог Елена и ее тяжелая судьба и жизнь в новом «Отечестве» в Великом княжестве литовском.
Ватикану не удалось в результате брака с Софьей Палеолог повлиять на Ивана Третьего в части изменения веры и подчинения Восточной Руси Западу. А брак Елены с Александром Ягеллончиком оказался на руку Ватикану. Иезуиты хотели посредством дочери Ивана Третьего ускорить процесс полнейшего окатоличевания оставшихся не католиками русских дворян и остального населения княжества. Ну а там, глядишь, и до Восточной Руси очередь дойдет.
Как свидетельствует официальная история, у них ничего не вышло. Елена была ревностной православной дамой. На нее пытался повлиять не только влюбившийся в нее муж, но и сам римский папа Александр Шестой Борджиа.
Иезуит Павел Пирлинг в своей книге "Россия и Восток. Царское бракосочетание в Ватикане, Иван III и София Палеолог " отмечал, что в Риме не сразу узнали, что жена великого князя литовского не католичка, а православная.
Когда Папа узнал об этом, то:
"...отнесся к делу свысока, выразил сильное порицание Александру, разрешил его от клятвы и предоставил ему на выбор: или обращение Елены, или разлучение".
Впрочем, в письме к Виленскому епископу папа был еще более категоричен:
По мысли Пирлинга,
"Папа предполагал, что Елена сопротивлялась не столько по убеждению, сколько из чистого упрямства...".
Но оставим это на совести Пирлинга. Отметим одно. Елена так и не стала католичкой. Более того, она даже тогда, когда Александр стал королем Польши, не согласилась менять веру ради королевской короны.
Пирлинг писал, что уже после того, как Александр стал королем:
"Папа возобновлял свои настояния насчет обращения Елены. Польское духовенство возмущалось при одной мысли о православной королеве...".
В общем, под давлением двора Елену вынудили написать письмо отцу для перемирия с ее мужем. Перемирие произошло, но, как известно, не так уж и надолго.
Новый римский папа Юлий Второй решил считать брак действительным при условии, если Елена признает условия Флорентийской Унии, то есть обряды православные, а догматы - католические. Елена не согласилась.
А Пирлинг в своем произведении "Россия и Восток. Царское бракосочетание в Ватикане, Иван III и София Палеолог " отметил следующее:
"Елена до конца осталась верной своей религии. Пламенная покровительница своих единоверцев при жизни мужа, она должна была, потом умерить свою ревность и думала даже вернуться в Москву. Смерть ее застигла в Вильно в конце января 1513 года.".
Пирлинг, видимо, сознательно не рассказал о том, как так получилось, что женщина в молодом возрасте умирает без видимых на то причин: болезней или иных событий. Потому как в целом тайна гибели Елены может лечь пятном на католиков.
Итак, что же происходило в период между 1506-м и 1513-м годами? Вероятно, происходило много чего. Начнем с того, почему у Елены не было детей?
А известно ,что в 1499-м году Ивану Третьему сообщали, что Елена заболела. Есть мнение, что это было вызвано нервным срывом, от чего и мог произойти выкидыш. Только представьте, при дворе постоянно терроризируют, смотрят косо. Намекают, а может даже прямо говорят:
"Когда ты веру сменишь?"
С другой стороны, папа Иван Третий в письмах пишет.
"Доченька ты там как, веру не сменила, случайно?"
Елена была на нервах. И все это происходило на фоне того, что она была по факту на чужбине.
Как только умер муж, Елена обратилась к Сигизмунду с просьбой вернуться на Русь. Но получила от него отказ. Еще бы. У кого она спрашивала разрешение? Сигизмунд Первый по прозвищу Старый сделал Елену по факту выгодной для поляков и литовцев заложницей. Ведь ее папа вел войны с Великим княжеством Литовским. Ляхи думали, что Василий Третий не будет воевать с Литвой, а на всякий случай Елена будет в заложниках. Вот и держали Елену у себя сначала вроде как свободной, но, по сути, самой настоящей заложницей.
Тогда она через верных людей и русских разведчиков решила бежать первый раз. Она прибыла в свои пограничные владения, а на обратной стороне границы ее должны были ждать несколько русских отрядов.
Действительно, она еще перед отъездом из Вильно отправила казну в сторону границы.
Впрочем, по другой версии, Елена послала своих людей в монастырь францисканцев для того, чтобы те забрали 14 сундуков с ее же приданным и прочими богатствами. А сама отправилась в Браслав. Доброхотов было предостаточно. Им оказался гофмейстер ее же двора Войтех Клочко. Он и донес об этом наверх. Король, узнав об этом, запретил монахам отдавать имущество княгини и сделал выводы.
А тем временем со стороны Великих Лук к литовской границе подошли отряды Кутузова, Воронцова и Бутурлина. Все это, как минимум косвенно доказывает, что Елена намеревалась бежать.
Но, увы. План Елены вернуться на Русь на этот раз не осуществился. В Браславе, она увидев погоню, попыталась укрыться в церкви. Еще с давних времен повелось, что никто не мог нарушить не писаный закон о неприкосновенности человека в божьем храме. Но не имеющие ничего святого воеводы Николай Радзивилл и Григорий Остикович, а также дворецкий Войтех Клочко взяли княгиню за рукава и выволокли насильно из церкви. Ее отправили под арест, хотя Сигизмунд в письме к Василию Третьему отрицал это. Елену под конвоем отвезли сначала в Трокайский замок, а потом в Бирштаны. Там насильно удерживали до тех пор, пока она не переписала на приближенных Сигизмунда большинство земель и имений, которые у нее были.
Перед самой смертью, уже в 1513-м году, Елена снова попыталась вернуться на родину. Сигизмунд якобы разрешил Елене уехать в Браслав. Она ему уже была не нужна "живой".
Она добралась до Браслава, что находится в нынешней Витебской области, где внезапно умерла. Какие-то странности, не правда ли?
Был такой хроникер из ордена францисканцев по имени Ян Комаровский. Так вот, он оставил после себя запись о том, что великую княгиню Елену отравил ключник. Приказ отдал имеющий взгляды на ее имения и прочее имущество Николай Радзивилл. Так это или нет, неизвестно, так как оставшееся имущество досталось новой королеве Барбаре Запольяи.
Но Елене, по мысли Комаровского, ее же слуги дали "меду испити". А "лихое зелье", которое они туда добавили, привез какой-то человек.