МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЯ
1 июня 2018 года Называевский народный театр «Сотоварищи» выступал со спектаклем «Лямур пердю, Иван Сидорович!..» в посёлке Одесское Омской области на XXIII областном фестивале любительских театров «Театральные встречи» и получил главную награду фестиваля Гран-при. Своими впечатлениями о том событии поделилась главный редактор одесской газеты «Пламя всегда с вами» Марина Губенка в статье «Называевский удар, или как я влюбилась в спектакль», которую передала нашему коллективу на закрытии фестиваля со словами: «Хотите – публикуйте, хотите – просто прочитайте».
«НАЗЫВАЕВСКИЙ УДАР, ИЛИ КАК Я ВЛЮБИЛАСЬ В СПЕКТАКЛЬ»
Наверное, корреспондент газеты советских времён начал бы статью так: «В ряду постановок самодеятельных коллективов Омского региона явно выделялся спектакль народного театра «Сотоварищи» Называевского района». Но…
Времена сейчас другие. И я сегодня выступаю в другой роли. В роли доброго зрителя со второго ряда, который пересмотрел все спектакли XXIII областного фестиваля любительских театров «Театральные встречи. Одесское-2018». И если в ресторанах нынче подают «комплимент от повара», то это эссе – комплимент от зрителя. Возможно не самого подготовленного и взыскательного, но способного оценить добротную работу – своеобразный симбиоз таланта Василия Шукшина и Олега Богаева, и творческого полёта режиссёра Юрия Авдеева.
Действие спектакля «Лямур пердю, Иван Сидорович!..» началось настолько динамично, что вначале зритель (говорю о себе) даже не успевал расшифровать послание режиссёра, проводниками которого стали великолепные актёры театральной труппы. Пока глаз оценивал элегантное, даже стильное оформление сцены, наслаждаясь продуманным минимализмом, рассматривал персонажей с летящими письмами, а мозг пытался понять, как миксуются между собой вроде хорошо знакомые литературные произведения в единое целое, душа уже поддалась обаянию актёрского мастерства Алексея Корнова, который, даже лёжа на диване, держал в напряжении зрителей. Ощущение было такое, что начало спектакля я пропустила.
И вот уже – привет из 70-х: продавщицы сельпо (Марина Стапцова и Алина Гнилуша), куда главный герой спектакля Иван Жуков заглянул вместе с приятелями и наткнулся на модные сапожки, в коих и ходить-то по сельским дорогам нельзя было. (Надо же – почти ничего не изменилось!)
Точными, изящными мазками режиссёр набрасывает рисунки ролей: и главного героя, и крикливых (но не вульгарных!) продавщиц (какую ностальгию вызвали их голубые тени на веках!) и других героев в исполнении Владимира Рушева, Олега Маслова, Надежды Непомнящей, Александра Драганюка, Анатолия Зубенко и Кристины Стапцовой. Но все шукшинские «чудики», объединённые Юрием Авдеевым в причудливую картину спектакля только на первый взгляд вызывают улыбку.
Пытаюсь разгадать загадку Мастера. На мой взгляд главная канва, признак объединения всех персонажей – в их страшном, изматывающем одиночестве. У каждого героя оно проявляется по-разному.
Именно щемящее душу одиночество побуждает Ивана Сидоровича писать письма самому себе. Именно это чувство и желание привлечь внимание заставляет односельчанина главного героя – Броньку Пупкова (роль блестяще сыграл Дмитрий Дубинин) сочинять и травить байки заезжим туристам о своих фронтовых подвигах. Именно одиночество, жажда мужской ласки и надёжного плеча сквозит в действиях продавщиц, когда они становятся свидетелями покупки сапожек по баснословной цене для другой женщины.
Сильнейшая сцена спектакля сыграна старшими актёрами, - сватовство Ивана Жукова (Алексей Корнов) к соседке (Тамара Винс), - тоже про одиночество. Сваха (Вера Леонова), которую попросили выступить посредником в столь деликатном деле, чуть не изошлась злой завистью и расстроила возможное счастье «молодых». «У меня нет счастья, так пусть и у неё не будет», - этот подход к жизни, так ярко и правдиво сыгранный Верой Леоновой, высветил уродливую форму искажения души, к которому ведёт одиночество.
Спектакль «Лямур пердю, Иван Сидорович!..» смотрела взахлёб, как обычно читаю понравившуюся книгу. Но после его завершения, когда высохли слёзы на глазах и ушёл ком из горла, поймала себя на мысли, что хочу посмотреть его ещё раз. А, может, и не раз, чтобы не спеша насладиться каждым эпизодом, связками между сценами, придуманными режиссёром, нюансами игры актёров. И прожить с героями их жизнь!
Воздействие спектакля было соразмерно удару молнии, весеннему ливню, с которыми обычно приходит настоящая любовь. Колдовство этой режиссёрской работы не рассеялось и через несколько дней, после других фестивальных спектаклей. Я была оглушена талантом. Не знаю, можно ли влюбиться в спектакль, но со мной это произошло…
Марина Губенко, зритель, главный редактор газеты «Пламя всегда с вами» Одесского района.