Я та девочка, у которой базовые эмоции просидели в банке до 34 лет. Мной рулила тревожность, пока не умерла мама.
Привет. Меня зовут Екатерина. В 35 лет я получила диагноз СДВГ.
Тревожность у руля. Каково это?
Учёба в школе. Цель: не съехать на плохие отметки. Решение: ставить себя в адреналиновые ситуации, чтобы справиться. Выходить за 2 часа до начала уроков, чтобы не опоздать. Ну и пусть, что рано приду. Понарезаю круги по школе, по музыкальной школе. Да где угодно. Лишь бы не сидеть на месте, двигаться.
Кстати, уже будучи взрослой я удивлялась, почему везде стала опаздывать. Ведь раньше никогда этого не делала. Слишком рано приходила, вот и не опаздывала.
Яркий случай, который помог мне осознать, что слишком рано лучше не приходить. Мне было около 11-12 лет. Учитель по специальности назначила мне занятие у неё дома. Не помню, почему так получилось. То ли потому что она с заболевшим ребёнком сидела, а на носу у меня был экзамен, то ли ещё что... Так вот я пришла на 40-50 минут раньше. И это было очень неловко. Сначала мне не открывали. А когда всё-таки открыли и пустили, я увидела учителя в халате, бигудях, быстро складывающего диван. Очень нелепая картина для обычного урока.
Колледж. При получении профессии тревожность продолжала управлять моей жизнью. Учёба, отношения в группе, отношения с любимым человеком...
ВУЗ. Когда после колледжа поступила в ВУЗ и представила, что ещё 5 лет нужно будет учиться в таком режиме и 2 года интернатуры... Думала с ума сойду. 2 года проучилась, ушла в декрет и не вышла на учёбу. Высшее получала уже с подросшими двумя детками и в другом ВУЗе, где было удобно, легко и быстро.
На первом рабочем месте всё было очень окутано тревожностью. Это было в медицинском колледже, в котором я училась. Мне было 19 и я преподавала химию практически у своих ровесников. Вот, где страх отвержения разгулялся... Декрет казался мне спасательным кругом.
Я в него нырнула и 6 лет не выходила на работу. Ушла в следующий.
С рождением детей тревожность рулила уже моими отношениями с ними. Здесь был большой страх отвержения окружающими. Я должна была быть хорошей мамой.
Далее в необходимости быть ближе к детям я устроилась работать в школу, где мои уже подросшие детки стали учиться.
Замечательное и очень яркое для меня время, в которое моя тревожность и страх отвержения практически опустошили меня.
Кризис - точка роста
Я не умела распознавать в себе другие эмоции базовые: радость, гнев, страх...
Безудержная тревога резвилась 24/7. И вот когда заболела мама, тревожность заклинило. А вместе с ней и меня. Я поняла, что без помощи специалиста уже не справлюсь. Перестала воспринимать критику. Меня могло задеть любое неаккуратное слово. Нервная система не справлялась.
Потом мама умерла. И это были самые тяжёлые и вместе с тем отрезвляющие и наполняющие дни моей жизни.
Началась моя терапия и знакомство с собой.
Я знакомилась со своими эмоциями и ощущала, как успокаивается тревожность внутри. Я начала быть в контакте с собой.
Но когда ушла тревога, оказалось, что без неё я мало что могу сделать.
Мой путь знакомства с собой продолжался. Я открыла свой СДВГ с помощью врача. И поняла, почему без тревожности не справляюсь с задачами.
СДВГ и эмоции
Вспомним мультифильм Головоломка 2 и представим себе всю ту компанию в голове СДВГшника. Если бы у героини, девочки Райли, был СДВГ, её эмоции то слишком быстро бы менялись за пультом, то слишком медленно. Она бы застревала в страхе либо печали, а затем - тревожности.
Дерево убеждений бы всё время искрило.
Кстати, про убеждения
Очень интересную иллюстрацию создали мультпликаторы. Когда я разбиралась со своим посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), связанным с потерей мамы, терапевт обратил моё внимание, как 1-2 негативных убеждения влияют на восприятие ситуации. Делают её невыносимой. Какие это убеждения?
Например,
Я должна была сделать больше
Я должна была знать лучше
Я слаба
Я неадекватна
Я плохой человек
И ряд других.
Про эмоциональный интеллект, Головоломку и... счастье
Пройдя путь, который выше я очень кратенько зарисовала, я абсолютно убеждена в том, что детям и подросткам необходимо знакомиться с собой, своими эмоциями, истинными потребностями.
Необходимо формировать своё отношение к происходящему, укрощая тревожность.
Именно поэтому сейчас я занимаюсь составлением рабочей программы музыкальной терапии, которая поможет школьникам быть в контакте с собой, снимать накопившееся напряжение и развивать эмоциональный интеллект. И мне не хватает слов, чтобы описать, как это важно.
Так прекрасно, что есть такие мультфильмы как Головоломка, которые помогают иллюстрировать сложные внутренние процессы.
Контакт с собой и своими эмоциями - огромная сила, способная поддержать в период кризиса как ребёнка, так и взрослого. Именно тогда этот кризис становится точкой, в которой начинается что-то более большое, интересное и счастливое.
Ваш поэт, маскирующийся под какую эмоцию? Пишите в комментариях))