В августе исполнилось ровно 100 лет с момента начала движения автобусов в Москве. Первый регулярный автобусный маршрут запущен 8 августа 1924 года от Каланчевской площади до Тверской Заставы.
Сегодня так называемая специальная публикация, где я представлю 100 собственных фотографий с московскими автобусами из новейшей истории. Надеюсь будет интересно!
Начну подборку с легендарных Икарусов. "Венгры" на протяжении многих лет являлись символом московского автобуса. В 2014 году в историю ушли Икарусы 280...
...а чуть позже закончилась история Ikarus 400 серии и отечественной копии Икаруса-435 - автобуса Московит-6222.
Все помнят классические ЛиАЗы-5256? Любители транспорта и сотрудники автопарков их в шутку называли "ХБИ", то есть "Хочу быть Икарусом" :)
Гармошек с высоким полом ЛиАЗ-6212 в столице было предостаточно. По сравнению с Икарусами их путь выдался очень коротким, несмотря на то, что многие автобусы отправляли капиталить на завод СВАРЗ.
Вспомним какое разнообразие царило на дорогах, сколько ездило автобусов Волжанин, ГолАЗ, МАЗ...
За последние 5 лет парк столичного автобуса пришёл к унификации. Доминирует техника ЛиАЗ и НефАЗ.
Также Мосгортранс эксплуатирует около сотни турецких Мерседесов "Conecto".
10 лет назад в Москве действовало 19 автобусных парков. Именовались они согласно своему числу.
Отдельно хочется выделить 11 АП - это единственный парк, где вся техника исключительно на газовом топливе.
Так называемый "19 автобусный парк" расположен в Зеленограде и никогда не назывался своим числом. Официальное наименование - Зеленоградский автокомбинат.
Автобусные парки объединили в филиалы. К примеру - вышеупомянутые 11 и 19 слились в филиал "Северо-Западный", вдобавок туда вошёл 15 АП.
Сейчас перевозки обеспечивают 5 филиалов ГУП "Мосгортранс" - Северо-Восточный, Южный, Юго-Западный, Центральный, Северо-Западный.
Прекратил своё существование только 12 автобусный парк, случилось это в 2015. Остальные парки вошли в состав образованных филиалов.
2016 год ознаменовался запуском новой модели перевозок: все маршрутки заменили на автобусы в голубой ливрее наземного транспорта.
Мосгортранс перестал быть единственным перевозчиком в Москве. Городские маршруты обслуживают ещё 4 частных компании.
Подвижной состав частники обновляют в соответствии с требованиями контрактов. Многие автобусы 2016 года постройки отстраняют от работы, заменяя на новые.
Границы Москвы сильно расширились с присоединением новых территорий. В так называемой "Новой Москве" практически с нуля была разработана маршрутная сеть автобусов.
Осенью 2016 года заработала система "Магистраль", которая перевернула с ног на голову всю маршрутную сеть центра Москвы.
Маршруты поделили на магистральные, социальные и районные. Открылись новые выделенные полосы, что позволило повысить скорость движения транспорта.
С 2016 автобусы начали заменять троллейбусы. Это вызвало массу недовольства, но в конечном счёте "рогатых" спасти не удалось...
Вскоре Москва взяла курс на электробусы, поэтому многие экс-троллейбусные маршруты вернулись на электротягу.
Поставки электробусов ускорили процесс вывода из эксплуатации возрастных автобусов.
Помимо регулярных маршрутов, автобусы в Москве выполняют и другие задачи:
- работают во время закрытия участков метрополитена (есть даже специальное обозначение КМ - компенсация метро)
- иногда курсируют вместо электропоездов на время ремонтных работ на железной дороге
- несколько раз в год бесплатные автобусы доставляют москвичей от станций метро до крупных кладбищ (на Вербное воскресенье, Пасху, Красную горку, Радоницу)
А ещё в Москве есть служебные автобусы для различных задач:
- учебные, причём в двух вариантах: для линейной работы, так и для обучения водителей в учебном комбинате без пассажиров
- автобусы для организации работ на мероприятиях
- раньше в каждом парке имелся автобус-техпомощь. Но со временем от этих машин отказались в пользу обычных фургонов.
В Москве действует 850 маршрутов автобусов и электробусов, работает около 8 тысяч единиц подвижного состава.
Наземный транспорт несёт службу круглосуточно. Первые ночные маршруты появились в 2013 году, сейчас их количество достигло шестнадцати.
Как я уже сказал чуть выше, Москва в последние годы делает ставку на электробусы. Их уже почти 2000 единиц. Однако от автобусов город не отказывается - минувшей зимой Мосгортранс приобрёл новые газомоторные ЛиАЗы, также продолжается обновление парка частных перевозчиков.
До сих пор мы так и не увидели серийного электробуса-гармошку. Поэтому на самых загруженных маршрутах Москвы по-прежнему трудятся автобусы.
Столичные власти специально к 100-летию автобусного движения анонсировали торжественный парад, однако по состоянию на текущий момент мероприятие перенесено на неопределённый срок. Хочется верить, что праздник в скором времени состоится.
Всем большое спасибо за внимание!
- Все фотографии, опубликованные в данной статье, сделаны автором канала. Публикация фотографий возможна с обязательным указанием источника
- Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал