Найти тему
ВПЕРЁД, ОТЕЧЕСТВО!

Ждём Ил-114-300: России нужен турбвинтовой региональный самолёт и Россия его получит

Оглавление

Внутренние авиаперевозки по России сейчас в основном привязаны к рейсам, соединяющим различные города с Москвой. Это приводит к тому, что для путешествия, например из Перми в Нижний Новгород требуется остановка в Москве. Поскольку прямые рейсы между этими городами осуществляются всего два раза в неделю, гораздо удобнее совершать перелёты через столицу, где вылеты происходят ежедневно, иногда несколько раз в день. Более частые рейсы между регионами невозможны из-за высокой стоимости и нерентабельности при текущем состоянии авиапарка и объёме пассажиров.

Турбовинтовой региональный пассажирский самолёт Ил-114-300. Фото для иллюстрации для открытых источников.
Турбовинтовой региональный пассажирский самолёт Ил-114-300. Фото для иллюстрации для открытых источников.

Для улучшения доступности авиаперевозок в регионах необходимо использование специализированных легких региональных самолетов. Такие самолеты должны быть малой вместимости и иметь дальность полета от 500 до 1500 км. В прошлом популярными моделями для региональных перелетов были Ил-14 и Ан-24. На сегодняшний день многие старые самолеты Ан-24 все еще используются в странах бывшего СССР, а также в африканских и азиатских регионах. В 1980-е годы самолеты с турбовинтовыми двигателями медленно выходили из обихода из-за появления на рынке новых турбореактивных двигателей. Новые модели, такие как Як-40 и Як-42, начали заменять устаревшие Ан-24 в СССР. Считалось, что будущее авиации за турбореактивными лайнерами благодаря их высокой скорости и низкому уровню шума. Однако эти преимущества сопровождались менее экономным потреблением топлива по сравнению с турбовинтовыми самолетами.

Новые турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ-1, каждый из которых может достигать мощности в 3100 лошадиных сил при взлете. Фото для иллюстрации из открытых источников.
Новые турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ-1, каждый из которых может достигать мощности в 3100 лошадиных сил при взлете. Фото для иллюстрации из открытых источников.

Сегодня на региональных авиалиниях России советские турбореактивные модели заменяет «Суперджет» (SJ100), который успешно занимает свою нишу, способствуя импортозамещению. В начале 1980-х годов была предложена идея разработки нового 60-местного турбовинтового самолета Ил-114 для местных авиалиний КБ Ильюшина, несмотря на то, что на первый взгляд эта концепция выглядела устаревшей. Однако турбовинтовые самолеты обладают важным преимуществом – они могут взлетать с неподготовленных ВПП, включая грунтовые и ледовые полосы, что делает их особенно подходящими для региональных маршрутов с сетью небольших аэродромов. Это имеет особое значение для таких огромных по площади стран, как Россия. Более того, такие самолеты требуют более коротких ВПП, что повышает их эффективность в условиях ограниченной инфраструктуры аэропортов.

В начале 2014 года в Конструкторском бюро Ильюшина появилась идея модификации пассажирского самолета Ил-114, известного как Ил-114-100. Через несколько лет, в 2015 году, был представлен проект обновленной версии - Ил-114-300. Главным новшеством стало внедрение двух полностью новых и мощных турбовинтовых двигателей ТВ7-117СТ-1, каждый из которых может достигать мощности в 3100 лошадиных сил при взлете.

Ил-114-300. Фото для иллюстрации для открытых источников.
Ил-114-300. Фото для иллюстрации для открытых источников.

Эти двигатели значительно увеличили в мощности по сравнению с предыдущей моделью - ТВ7-117СМ, установленной на Ил-114-100, которая могла развивать лишь 2620 л.с. при взлете и 2000 л.с. в крейсерском режиме. Новые двигатели обладают более широкими возможностями настройки мощности, могут работать в диапазоне до 3600 л.с. и обещают существенные улучшения производительности самолета. Ил-114-300 характеризуется уникальной возможностью регулировать двигательную мощность в диапазоне от 1500 до 500 л. с. во время крейсерского полета. Это новшество значительно снижает потребность в длине взлетно-посадочной полосы и уменьшает расход топлива. Также, новые воздушные винты АВ112-114 получили шестилопастную конструкцию, что существенно снижает уровень шума в салоне.

Значительно улучшенные характеристики позволяют Ил-114-300 осуществлять взлет и посадку на аэродромах, которые недоступны для основного конкурента – «Сухого Суперджета». Экономия топлива способствует снижению цен на пассажирские билеты и стоимость грузоперевозок, делая авиаперелеты более доступными и выгодными с экономической точки зрения. В 2021 году, после катастрофы Ил-112В, испытания нового Ил-114-300, который с новыми двигателями ТВ7-117СТ-01 впервые поднялся в воздух в декабре 2020 года, были остановлены. Согласно официальному заявлению производителя, требовалось тщательно проанализировать конкретные детали и обстоятельства происшествия с Ил-112В, а также изучить объективные данные с бортового самописца. В связи с этим полеты опытного Ил-114, оснащенного таким же двигателем, временно приостановились.

В воздухе Ил-114-300. Фото для иллюстрации для открытых источников.
В воздухе Ил-114-300. Фото для иллюстрации для открытых источников.

В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ:

С выходом нового Ил-114-300, полностью собранного в России, испытательные полеты возобновились. Одновременно произошло еще одно значительное событие — два вертолета Ми-38 компании "Авиация Колымы" были переданы заказчику и отправлены на работу в Магадан. Примечательно, что эти вертолеты оснащены практически идентичными двигателями, но в вертолетной версии ТВ7-117В.

Типовой сертификат на двигатель ТВ7-117СТ-01 был выдан Авиационным регистром Российской Федерации в январе прошлого года после успешного завершения стендовых испытаний, включавших 1800 циклов. Основные характеристики двигателя ТВ7-117СТ-1 подтверждены летными испытаниями Ил-114-300 и поставкой Ми-38 заказчику. Со стартом проверок было организовано первое испытание обновленных двигателей Ил-114-300 в воздухе. В планах на ближайшие 12 месяцев — тщательная проверка работы ТВ7-117СТ-01 в различных режимах, чтобы подтвердить его надежность. Согласно прогнозам Минпромторга, серийные поставки Ил-114-300 авиакомпаниям начнутся в 2026 году. Планируется выпуск 70 таких самолетов до 2030 года, что обеспечит российские регионы надежными и доступными лайнерами отечественного производства.

А вот эти статьи, – я вам рекомендую прочитать:

Хотелось конечно, чтобы вы подписались на мой канал и поставили лайк. Ведь после подписки, в вашей ленте новые материалы канала – не теряются!